Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Работа над ансамблем М.Глинка. Марш Черномора
Работа над ансамблем
М.Глинка. Марш Черномора
(переложение для фортепиано в четыре руки).
Помимо этюдов и пьес, предназначенных для сольного исполнения, школьная программа включает изучение ансамбля (это французское слово значит - вместе).
Возможности использования фортепиано чрезвычайно обширны. На нем можно играть одному (солировать), сопровождать пение или игру солиста (аккомпанировать), наконец - на одном фортепиано можно играть вдвоем, втроем и даже вчетвером.
Совместное исполнение музыкального исполнения несколькими музыкантами называют ансамблем.
Очень часто произведения, написанные для оркестра, перерабатываются таким образом, чтобы их можно было сыграть на фортепиано одному или двум исполнителям. При этом используются динамические и тембровые богатства рояля, его возможность воспроизводить звучание самой сложной музыки.
Сейчас перед нами фортепианный ансамбль – переложение для фортепиано в четыре руки оркестровой пьесы. Исполнителей здесь двое – ученик и педагог.
Исполнять вдвоем одну музыку не так-то просто. Перед исполнителями возникают дополнительные трудности. Нужно суметь, играть вдвоем, воплотить один музыкальный образ: соблюдать единую динамику, штрихи, очень точно играть ритмически.
Навыки совместной игры приобретаются при игре вдвоем. Поэтому заниматься этим вы будете во время вашей встречи с педагогом. Однако для того, чтобы педагог смог уделить все внимание ансамблевой игре, необходимо, чтобы ваша партия была заранее хорошо подготовлена.
Вам следует выучить партию Primo (первая партия), которая играется на верхней половине клавиатуры. В нотном тексте первая партия напечатана на правой стороне листа, там, где вверху стоит обозначение Primo.
Полезно посмотреть и вторую партию(Secondo), которую будет играть педагог.
«Марш Черномора» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» в оркестровом изложении отличается большим звуковым разнообразием. Мощное вступление медных духовых инструментов (трубы, тромбоны в 1-4 тактах) сменяется прозрачным звучанием деревянных (флейта, гобой в 5-8 тактах).
В средней части (трио) музыка приобретает фантастический характер ( в оркестре слышны колокольчики).
При повторении 1-й части мощность звучания усиливается: здесь играют не только духовые инструменты, но и весь оркестр (tutti).
Таким образом, эмоциональное напряжение нарастает от начала марша к концу.
Написан марш в трехчастной форме:
I часть – в темпе марша;
II часть – трио;
III часть – повторение I части.
Прежде чем приступить к работе над партией Primo, надо передвинуть стул вправо: вторая половина клавиатуры будет занята играющим партию Secondo. Педаль обычно берет исполнитель второй партии.
Счет ₵ - alla breve – это счет на два: первые две четверти идут на счет «раз» , третья и четвертая – на «два», то есть исполняется как размер 2/2.
В начале работы можно считать на 4/4 и разбирать свою партию сразу двумя руками.
Основное требование, предъявляемое к ансамблевой игре, - ритмическая точность исполнения. Хороший, правильный ритм – основа хорошего ансамбля. Поэтому, работая над своей партией, не только полезно, но и необходимо считать вслух, как бы дирижируя самому себе. Играйте четко, делая легкий ритмический акцент на сильные доли такта (на «раз» и на «три»).
Сразу обратите внимание на ритмически трудные места; например, такты 4-8 трудны так называемым пунктированным ритмом. В пунктированном рисунке сочетаются ноты различных длительностей: восьмая с точкой и шестнадцатая, либо четверть с точкой и восьмая, либо шестнадцатая с точкой и тридцать вторая и т. д. Такой рисунок всегда звучит остро и напряженно. Эта напряженность создается благодаря укороченной ноте – в данном случае шестнадцатой, стремящейся к началу следующей счетной доли.
Укороченный звук всегда относится, таким образом, к следующему за ним звуку, и весь рисунок в целом мысленно расчленяется не так, как это показано в нотной записи, а иначе: шестнадцатая объединяется со следующей счетной доли.
В 17 – 24 тактах обратите внимание на выдержанную ноту ми 2-й октавы. Ее нельзя отпускать раньше времени. На фоне этого звука (труба) прозрачно и легко звучит стаккато четвертей (флейта, гобой).
В конце I части (последние четыре такта перед трио) особое внимание надо уделить партии левой руки, где необходимо как следует выучить аппликатуру.
При повторении I части краски должны быть еще более яркими. В динамически насыщенных частях (I,III) forte зазвучит сочно и торжественно, если рука будет падать свободно на клавиатуру и опираться на каждый играющий палец. Там же, где преобладает пиано и стаккато ,достаточно пружинистого прикосновения пальцев и гибкого движения кистью руки.
В трио партию правой руки, там, где стоит вверху знак 8 - - - - - - - - , надо играть на октаву выше написанного. Стаккато в трио (1 – 8 такты) исполняется отрывисто, легко и абсолютно ровно. Особенно следите за тем, чтобы не был заметен переход из руки в руку. В 9 – 12 тактах слушайте длинные ноты. Темп здесь должен остаться прежним, не ускоряйте его. В конце трио, как и в конце I части, надо хорошо усвоить указанную в нотах аппликатуру.
Дойдя до слов D. C. Al fine (от начала до конца), вернитесь к началу марша и доиграйте его до слова Fine – только здесь будет конец пьесы.
( Исполнять вторую партию можно поручить и другому ученику.)

Преподаватель по фортепиано Куличенко И.М.
Гимназия № 132

Категория: Уроки музыки | Добавил: Андрей (2011-02-04) | Автор: Куличенко Ирина Михайловна E
Просмотров: 3645 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 10:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru