Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Познание музыки как педагогическая проблема.
Бобырь Ирина Николаевна-учитель музыки ССШ№2 гор.Актобе

Воспитание музыкой, формирование гармонично развитой личности, накопление опыта эмоционально- нравственного отношения к жизни. Исследуя процесс познания музыки как педагогическую проблему, можно придти к выводу в том, что заявленной цели воспитать человека – должен отвечать особый вид познания музыкального произведения, который мы назвали художественным познанием. Его особенности ярче высвечиваются в сопоставление с другими, более привычными видами общения с музыкой.
Традиционно сложилось несколько видов познания музыки. Сторонники научного, музыкально – теоретического подхода к музыке главную задачу видят в просвещении человека знаниями, касающимися структурной стороны произведения, музыкальной формы в широком смысле слова (построение, выразительные средства) и воспитании соответствующих умений. При этом на практике значение формы часто абсолютизируется, она фактически становится главным объектом, который к тому же трудно воспринимается на слух. Подобный подход характерен для профессиональных учебных заведений, но « отзвуки» его ощущаются и в методических рекомендациях для общеобразовательных школ.
Другой вид познания считается более подходящим для непрофессионалов - просто слушать музыку и радоваться её красоте. Чаще всего такой вид познания характерен для аудитории, которая уже любит серьёзную музыку (конкретного стиля, эпохи или региона). Назовём его условно пассивным любительским познанием. На уроках музыки в общеобразовательной школе чаще всего практикуется активное любительское познание, когда основной задачей становится определение «настроения» музыки, её характера. При художественном познании музыки задача школьника заключается в познании тех эмоций и сопутствующих им мыслей, которые возникают у него самого в процессе общения с музыкой. Иначе говоря - в познании личностного смысла произведения.
Такой подход к музыке активизирует деятельность учащихся и закрепляет ценностно-значимый мотив этой деятельности - познание жизни, человека, самого себя, таким образом, приближаясь к созданию в слове своего художественного образа произведения. Для этого необходимо выяснить внутреннюю логическую связь между отдельными, возникшими при первой встрече с музыкой, эмоциями. Перед учащимися, таким образом, ставится новая интересная творческая задача. На практике этот этап становится школой жизненных уроков, лабораторией активного размышления и наблюдения, как за собственным нравственным поведением, так и за действием окружающих нас людей…
Размышляя под воздействием, как правило, уже повторно звучащей музыки, школьники могут создать волнующие, интригующие ситуации нравственного характера, на высшей ступени художественного познания важно подвести учащихся к высказыванию суждений- оценок, которые и будут составлять сконцентрированный осознанный личностный смысл данного произведения. В подобных суждениях раскрывается собственное отношение школьников и к конкретной музыке, и к действительности, отображённой в интонировании. Возможность создания каждым слушателем собственного художественного образа произведения является предпосылкой для разработки особого педагогического метода, позволяющего эстетически и нравственно воспитывать учащихся, развивать их интонационный словарь.
Подходящим термином для его обозначения представляется либо метод осознания интонируемого смысла, либо метод осознания смысла музыкального произведения. ( В первом варианте подчёркивается процесс и характер « приобретения», а во втором - индивидуальность созданного художественного образа.) Данный метод выступает как способ постижения сути музыкального произведения с одновременным раскрытием духовного мира учащегося. Именно эти две его стороны содержат в себе потенциальную возможность быть средством оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе. Необходимость создания своего художественного образа звучащей музыки естественно «провоцирует» подростков на размышления о месте человека среди людей, о собственном нравственном мире, о выбранной цели и тактике жизни. Но не менее важно, что такое общение с музыкой в какой-то степени и раскрывает нравственный мир самих учащихся - ситуация очень ценная для педагога, желающего не только обучать, но и воспитывать своих питомцев.
Вся сущность метода осознания личностного смысла музыки построена на фундаменте общения. При этом принципиально важно, что общение ведётся не по поводу музыки, а благодаря ей по самому существенному- человечности. Индивидуальность воспринятого художественного образа делает учащегося более активным: его не сковывает необходимость осознать какую-то единственную и объективную суть произведения. Слушателям становится интересно поделиться друг с другом результатами художественного познания. Обычно высказывания школьников излагаются в устной форме. Уже сама интонация говорящего, его мимика создают иллюзию близости словесного образа только что прозвучавшей музыке. Педагог при устном высказывании ученика может дополнительными вопросами уточнить его позицию, содержание воспринятого художественного образа, довести это высказывание до уровня, на котором обобщающий вывод легко делает сам ученик.
С другой стороны, письменные высказывания часто бывают более проблемные, откровенны, искренни (разумеется, только в том случае, когда учитель пользуется доверием своих воспитанников).
Кстати, это одно из основных условий, при которых может применяться рассматриваемый метод. Ведь выражение художественных переживаний - это своего рода духовная исповедь, нередко вызывающая, особенно на начальном этапе, состояние волнения. Перешагнуть этот барьер можно лишь в атмосфере доверия и доброжелательности – как между самими учащимися, так и между ними и педагогом. Соблюдение этого условия в основном в руках учителя: он должен так – же раскрыть свой духовный мир, определяя художественный образ и личностный смысл произведения. Такая тактика необходима как минимум по двум причинам: педагог показывает пример чистосердечности, искренности и прямодушия, а учащиеся видят один из возможных образцов художественного познания. Педагог, никогда не показывающий собственных результатов художественного познания, совершает серьёзную методическую ошибку. Он требует, чтобы учащиеся открыли свои внутренний мир, а сам всё это время одет в не проницаемую броню… Естественно, что в такой ситуации просьбы выразить в словах воспринятый художественный образ не дают желаемых результатов,- учащиеся словно становятся немыми.
Важно отметить тот факт, что метод осознания личностного смысла не только требует атмосферы доброжелательности и доверия как необходимого условия для его применения, но и сам рождает эту среду, трудно переоценимую с точки зрения воспитания.
Применение названного метода, как правило, требует повторного слушания одного и того же произведения, а следовательно, дополнительного времени урока. Но позволим себе сослаться на известный принцип, обычно рекомендуемый для любой деятельности: «Лучше меньше, да лучше». На практике это означает следующую тактику деятельности: пусть на уроке будет прослушано одно произведение (или только его часть), но, главное, чтобы оно волновало, заставляло задуматься, резонировало в самых глубинных уголках психики человека. От этого выиграют все - и художественная культура общества в целом, и слушатель в отдельности. И сама музыка, и педагогика тоже.
С другой стороны, заинтересованные процессом художественного познания, учащиеся уже сами стремятся к повторному слушанию, уточнению результатов воспринятого художественного образа, и таким образом создаются предпосылки для активного обогащения их «интонационного словаря» - основы слушательской культуры.
Особый вопрос связан с необходимостью осознания характера интонирования, выразительных средств музыки, стремление к такому осознанию оправдано, поскольку развивает слух воспринимающего. В традиционном целостном анализе обычно оказывается в центре внимания – гармония, мелодия, ритм, познании «на слух». И на оборот. То, что в визуальном познании часто как – бы «забывается», в слушательском общении является наиболее информативном: темпо – тембро – динамические штрихи, регистры, артикуляция. Т.е. сфера, в которой особенно плодотворно может проявиться художественная индивидуальность и мастерство исполнителя.
Другая информация, необходимая для полноценного познания произведения, - эстетические, социальные знания о той эпохе, в которой творил автор воспринимаемого сочинения. Важно знать идеалы и убеждения самого автора, специфику мышления, свойственную людям конкретной эпохи и региона.
Вся эта информация – назовём её эстетически – нравственным контекстом – в значительной степени обогащает слушательское познание. Следовательно, она должна играть существенную роль в педагогическом процессе. Особенно когда воспринимаются произведения разных эпох, регионов. В этом как раз и проявляется коммуникативная функция музыки: современный слушатель общается с людьми других исторических, эстетических и социальных пластов. Общается и познаёт их.
Процесс познания конкретного произведения моделируется как – бы в виде разговора, беседы с действующими лицами конкретной эпохи или активного наблюдения за их действиями, нравами, поступками и т.д. А обобщение совершается с позиций современного слушателя, с точки зрения его идеалов, взглядов, убеждений.
Использование метода осознания личностного смысла произведения во многом определяется возрастными особенности учащихся. Например, школьники 1-2 классов с большим интересом определяют: какое настроение человека (птички, камня, берёзы…) они слышат в этом произведении (его части)? Учащиеся 3-4 классов уже не только констатируют выраженное настроение, но и пытаются ответить на вопрос: «Почему оно таково?» При этом они сочиняют разные сюжеты, которые ещё трудно назвать художественными образами, как правило, из-за отсутствия логической связи между отдельными переживаниями и мыслями, а следовательно, отсутствие жизненной правды в её художественном изложение.
Для школьников 5-6 классов интересной и привлекательной становится уже «взрослая» задача: обосновать (выяснить) логическую последовательность переживаний и мыслей, вызванных интонированием. Так моделируется жизненная реальность, художественная правда, совершается музыкальное познание бытия.
Греческий философ Фалес утверждал, что из всех трудностей найбольшая - познать самого себя. Не случайна и надпись у входа в храм в Дельфах: «Познай самого себя». Этот призыв хорошо сочетается с известным высказыванием Ф.Листа, что восприятие музыки - это познание самого себя… И как оно актуально для учащихся! Особенно для подростков, очень часто желающих разобраться в собственном внутреннем мире. Я считаю, что любое произведение искусство тогда может быть воспитательно-ценным, когда оно заставляет ребёнка внутренне стать на определённую позицию, начать «жить» в этой ситуации и смотреть на мир, на людские поступки и отношения с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция.
Использование данного метода поощряет молодых слушателей задуматься над содержанием собственных идеалов, нравственных ценностей. Этот метод как бы создаёт естественное поле для боевых манёвров, в котором выступают противоборствующие стороны - нравственные нормы, принципы, убеждения, идеалы… Воспитание искусства становится искусством воспитания. В.А.Сухомлинский говорил, что очеловечивание знаний, одухотворённость преподавание благородными возвышенными чувствами – это проблема номер один в школьном воспитании. Мы обязаны думать о том, что мы вкладываем в душу человека. Воспитание эмоционально – эстетическое, воспитание тонкости и красоты чувств, воспитание впечатлительной натуры, отзывчивого тонкого сердца, видение граней неисчерпаемой человеческой души – это и есть мастерство воспитания

Категория: Уроки музыки | Добавил: Рай (2011-02-21) | Автор: Бобырь Ирина Николаевна
Просмотров: 2144 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-06, 3:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru