Тема сказки в творчестве Н.А. Римского-Корсакова Цель урока: обобщить знания о творчестве Н.А. Римского-Корсакова, его значении в развитии классической музыки и современного искусства XXI века. Задачи • Образовательная: повторение и обобщение творчества Н.А. Римского-Корсакова на примере оперы «Снегурочка» и симфонической сюиты «Шехеразада»; • Развивающая: развить умение работать в группах, анализировать, делать выводы, применять знания на практике; • Воспитательная: воспитывать чувства эстетические пассивные – восприятия и наслаждения музыкой Н.А. Римского-Корсакова и активные, созидательные творческие в различных видах деятельности. Тип урока: обобщение. Вид урока: игровой, нестандартный урок. Оборудование: ТВ, DVD-проигрыватель, DVD-диски, портрет Н.А. Римского-Корсакова, альбом с фото о жизни и творчестве композитора, автобиографи-ческая книга «Летопись моей музыкальной жизни», рисунки-иллюстрации учащихся к произведениям Н.А. Римского-Корсакова. Ход урока I этап: Организационно-мотивационный. Приветствие, знакомство учащихся с темой и целями урока. Слово учителя: Н.А. Римский-Корсаков – одна из крупнейших фигур в русской музыкальной культуре. Личность, поражавшая удивительной творческой энергией и своих современников и нас, живущих почти два века спустя. Он был композитором – мыслителем, создавшим в своих произведениях картину мира, устроенного по законам порядка, гармонии и красоты. Хочу пожелать вам не уставать учиться, быть любознательными и счастливыми продолжателями этих законов красоты в вашем творчестве и жизни. II этап: Блиц-опрос. Личность Н.А. Римского-Корсакова поражает всех и до ныне своей многогранностью. А какими видами деятельности занимался Н.А. Римский-Корсаков? Произведения каких жанров создавал композитор? Какое место в его творчестве занимал жанр оперы? Сколько опер он написал? И сколько из них на сказочные темы? По какому литературному произведению написана опера «Снегурочка»? В чем было новаторство этой оперы? Назовите героев оперы сказочных и реальных. Где начинается действие оперы? Предлагаю исполнить хор птиц из Пролога. Использовал ли композитор подлинные народные темы в опере? Для характеристики какого героя? (Ученица исполняет 3 песню Леля) III этап: Исследовательский. А сейчас вы посмотрите фрагмент из художественного фильма о Н.А. Римском-Корсакове – репетицию оперы и финал «Снегурочки». (Просмотр) Каким музыкальным номером заканчивается опера? И почему финал звучит так празднично и солнечно? Ребята, я знаю, что к сегодняшнему уроку вы приготовили несколько творческих сюрпризов по произведениям композитора. Ученица исполняет отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане» - тему белки, тему моря из оперы «Садко», а учащиеся класса называют эти произведения и показывают свои рисунки – иллюстрации к этим произведениям и другим на сказочные темы. Другой ученик предлагает просмотреть выступление российского современного гитариста-виртуоза В.Зинчука «Полёт шмеля» во время регистрации рекорда для Книги рекордов Гинеса, когда в Лондоне это произведение было исполнено за 24 секунды. Вопрос учителя: Назовите самое известное симфоническое произведение Н.А. Римского-Корсакова. Когда оно написано? По какому литературному произведению создана симфоническая сюита «Шехеразада»? Сколько частей имеет? Что их объединяет? Танец ученицы на музыку I части сюиты. Просмотр фрагмента балета «Шехеразада». IV этап: Обобщение. Как вы думаете, ребята, какое место занимает творчество Н.А. Римского-Корсакова в мировой музыкальной культуре? В чем было новаторство композитора? Можно ли назвать музыку Н.А. Римского-Корсакова вечной? Какие чувства вызывает у вас слушание музыки Н.А. Римского-Корсакова? Влияет ли она на развитие современного искусства музыки, хореографии, живописи, кинематографии и других видов искусства? Я благодарю вас за ваше искусство, творчество, которое вы так щедро и ярко продемонстрировали на сегодняшнем уроке и желаю, чтобы эти солнечные искры вдохновения и в будущем согревали ваши души и дарили людям радость, также как музыка Н.А. Римского-Корсакова радует людей уже много-много лет.
|