Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

может ли музыка изобразить картины природы
Тема: «Может ли музыка изобразить картины природы?»

Задачи: научить учащихся слушать музыку и выделять определённые
звуки, правильно формулировать свои мысли и впечатления.

Цели: Образовательная: провести беседу о природе, об её изменениях,
познакомить с русским композитором
М.П.Мусоргским, прослушать его произведение
«Рассвет над Москвой рекой», а так же звуки
природы (пение птиц, шум воды, кваканье
лягушек), повторить песни.

Развивающая: способствовать развитию музыкального слуха,
ритма, голоса, памяти, внимания, воображения,
вокально-хоровых навыков, умение слушать
музыку.

Воспитательная: воспитывать интерес к разным музыкальным
жанрам, чувство коллективизма, гуманизма,
любовь к природе.

Оборудование: название темы, портрет композитора, запись:
«Рассвет над Москвой рекой», звуки живой
природы, картины с изображением природы,
белые листы для рисования, карандаши.
Межпредметная связь: познание мира, изобразительное искусство.
План урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
Приветствие детей.

II. Основная часть.
Аутотренинг.
Объявление темы урока, беседа о природе.
Слушание звуков, которые встречаются в природе.
Биография Модеста Петровича Мусоргского.
Слушание «Рассвет над Москвой рекой».
Анализ музыкального произведения.

III. Музыкальная физминутка.

IV. Распевка.
Игра «Угадай мелодию». Учитель играет знакомые песни, а дети должны их угадать, затем
исполнить.

V. Итог
Нарисовать под музыку картину природы, домашнее задание, выставление оценок.
Ход урока
I.Здравствуйте, ребята.

II Аутотренинг
Положите свои головы на парты я буду говорить в слух, а вы про себя.
(звучит лёгкая классическая музыка, можно в обработке).

Я в школе на уроке музыки.
Я радуюсь этому
Внимание моё растёт.
Память моя крепка
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться только на «пять»
Я радуюсь каждому дню.
Я люблю всех близких.
Я люблю учиться.

А теперь поднимите свои головки и начнём наш урок с исполнения гимна.
(звучит гимн в исполнение учащихся).
Тема нашего урока «Может ли музыка изобразить картины природы?»
- а как думаете вы, может?
- какие картины вы можете назвать? (рассвет, закат, гром, шторм, ясно и тд.)
(дети называют, учитель вывешивает на доску иллюстрации)
- а какие звуки можно услышать в природе?

Слушание
Звуки (дети должны услышать пение птиц, шум воды, кваканье лягушек).
- какие картины возникают у вас, слушая эти звуки?
(дети рассказывают о своих впечатлениях)
- какие времена года вы знаете?
- а как узнать, что пришла осень или зима?
Что такое природа? Это волнующий загадками лес и ароматный тёплый воздух, величественные горы и тонкая травинка у дороги, волнующая синева неба и жёлтый, как цыплёнок, одуванчик, это гулкие раскаты грома и нежный звон росинок.
Природа всегда привлекала композиторов. Она дарила им звуки, которые слышались в песне зимней вьюги, журчании ручьёв и шуме грозы.

Солнышко сияет в поднебесье,
Колокольчики звенят вокруг.
Каждый день свой
Начинают с песни
Лес и поле,
И река, и луг.

Есть много композиторов, которые посвятили свои произведения временам года. Георгий Свиридов написал «Весна - осень», Антонио Вивальди «Осень», Пётр Ильич Чайковский написал целый цикл «Времена года», Эдвард Григ «Утро».
Мы сегодня с вами познакомимся с русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Родился композитор в 19 веке в селе Карево.В детстве маленький Модест очень любил слушать музыку, и сказки своей бабушки. Когда бабушка рассказывала ему сказки он представлял себе разные картины, которые складывались по сюжету сказки, ему хотелось слушать не просто рассказ, а чтобы там были и песни и пляски. Но в 19 веке не было телевизоров и нельзя было смотреть кино или сказку, как смотрите вы сейчас. Для детей было очень мало развлечений. Когда Модест вырос, он решил, что надо написать произведения для детей. Он написал целый цикл музыкальных произведении для детей, в которых были и песни и пляски. Кроме того он очень любил любоваться картинами природы: это было палящее солнце или шёл дождь, был ли он в лесу или где то в поле. Очень часто он ходил на прогулки в лес и там в тишине от людей он жадно прислушивался к звукам леса. И вот однажды после очередной такой прогулки у него родилось произведение «Рассвет над Москвой рекой», которое мы сейчас с вами прослушаем.

Слушание

Анализ Характер произведения?
Темп, ритм, музыкальные нюансы?
Какие картины представили вы себе слушая это произведение?

III. Музыкальная физминутка.
Танец

IV. Распевка.
«Утро» Эдвард Григ

Солнышко всходит, и небо светлеет,
Природа проснулась и утро пришло.

А теперь после того, как мы с вами распелись, поиграем в игру «Угадай мелодию».
Я играю мелодию, а вы должны будете её угадать, кто узнал, поднимает руку.
«Полька», «Зима», «Про папу», «Золотая свадьба» и тд.

V. Итог
Ребята, на уроке мы с вами говорили о природе, её картинах, изменениях, слушали разные произведения, у каждого из вас осталось своё мнение и свои впечатления об уроке, сейчас я предлагаю вам нарисовать свою любую картину, можно с доски (пока звучит музыка, дети должны успеть нарисовать)

- ребята, скажите, так может музыка передать картины природы или нет?

домашнее задание придумать мотив к словам, которые находятся на стр.42.
учащиеся, которые активно работали получают оценки.
Категория: Уроки музыки | Добавил: amina (2011-06-23) | Автор: Семизбаева Олеся Геннадьевна E
Просмотров: 3869 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-17, 3:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru