Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
ИНТЕГРАЦИЯ И СИНТЕЗ ИСКУССТВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности. Образование является одним из основных факторов развития "культурного человека", традиционное образование рассматривается как создание человека по образу и подобию. Оно, исходя из отмеченного, становится способом создания своего образа, лика, личности. А это значит то, что невозможно представлять образование только лишь в аспекте вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими его адаптацию в современной культуре. Истинное современное образование основывается на развитии и саморазвитии "Я" человека. Роль уроков искусства в становлении растущей и развивающейся личности неоценима, т.к. во все времена подлинное искусство оказывало особое, ничем не заменимое влияние на человека. Искусство обладает огромным гуманитарным воздействием на личность человека, ее развитие и формирование. Через искусство воспитывается эстетическое отношение человека к человеку, природе, обществу, зарождается чувство прекрасного, ощущение единства с окружающей действительностью. Оно играет огромную роль и в передаче моральных ценностей. Произведения искусства - это наиболее полная и достоверная история жизни людей, их чувств. Ее нельзя переписать, сфальсифицировать, изменить. Музыка занимает одно из ведущих и основных мест в системе формирования личности. Музыка - душа человека. Достучаться до души каждого ребенка - задача учителя. Ведь искусство - это не безопасная вещь. Оно обладает потрясающей созидательной, но и разрушающей силой. Музыку надо постоянно переживать вместе с детьми и переживать как часть жизни, помня о ее жизненном, философском, нравственном содержании, надо уметь слушать музыку ненавязчиво, давая возможность высказаться каждому ребенку, он имеет право на свое мнение. Уроки музыки как уроки искусства, уроки творчества должны содействовать развитию у детей целостного мышления и любая форма общения с музыкой должна быть направлена на развитие восприятия музыкального образа, а через него - на восприятие разных сторон жизни. Восприятие основано на активном пробуждении в слушателе его эмоций, мыслей, миропонимания - это основывается на опыте личной жизни, на чувствах, переживаниях, испытанных человеком ранее. Мир слушателя тесно соприкасается и становится составной частью мира, создаваемого композитором. Основой художественного восприятия являются эмоции, сюда же входит эстетическое переживание, интеллектуальная деятельность и воплощение возникающих образов - творчество. Полноценное восприятие художественных образов связано с развитием логического мышления, которое значительно углубляет понимание произведения. Л.О. Выгодский писал: "... Восприятие искусства требует творчества, потому что... недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое овладело автором, недостаточно разобраться в структуре самого произведения - необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство...". Уроки искусства направлены на повышение эмоционального тонуса ребенка, основной фактор для свободы творчества учащихся. На уроках искусства личность развивается и учетом индивидуальности каждого ученика. Правда, для этого надо отойти от привычных педагогических стереотипов в преподавании искусства, т.е. вернуться к искусству. Не нравственные прописи, иллюстрируемые художественным творением, должны стать смыслом урока, а само искусство и отклик на него ребят, их эстетические потребности, их художественная жажда. На уроках искусства на первом месте эмоции, а затем уже технологии. Дети на уроках должны быть раскованы, свободны, не бояться быть непонятыми, тогда они свободно творят, фантазируют, играют. И не беда, что их сочинения и рисунки похожи. На уроках искусства происходит одухотворение личности, ее самовыражение, пробуждается художественное отношение к миру -открывается дар пересоздать его в художественных образах. (Здесь одинаково значимы и ассоциации с пережитыми художественными произведениями, и собственные творческие опыты.) Но главным должно быть на уроке у любого учителя - уважение к личности ученика, стремление сберечь (а не подогнать под общий ранжир) его индивидуальность, вера в его творческие силы. Любое творчество порождается эмоциями, воображением и интеллектом. Что же может стимулировать детское воображение? Как развивать у детей творческое мышление? И тут на помощь приходят все виды искусства. Дети должны переживать как можно больше эмоций. Чем больше эмоций, тем чище душа. Через эмоции идет развитие образного мышления, а в основе лежит восприятие. Восприятие - это сотворчество, а не готовое знание, не "правильный ответ, почерпнутый из книг или полученный от учителя. Готовы ли наши дети к восприятию искусства? У Каземира Малевича есть картина "Черный квадрат". Глядя на эту картину, каждый воспринимает ее по-своему: одни - в недоумении, другие - в позе уличного зеваки, что будет дальше, третьи - возмущены бессмыслицей, четвертые - с видом знатока, а пятый - ушел в себя, оставшись наедине со своими мыслями. То есть для одних - бессмыслица, для другого - бездна, космос, возможность поговорить с собой, погрузиться в размышления. Это - наше внутреннее видение самих себя, зеркало без отражения во вне, зеркало нашей души. Мы как бы смотрим на себя - интересны ли самим себе. Это же самое происходит на уроках эстетического цикла. В известном смысле все произведения искусства -это черные квадраты, которые мы должны наполнить собой, собственным "Я". "Каждый узнает лишь то, что пробует сам" - Песталоцци. И мы должны дать возможность творить на уроках нашим детям. Чтобы создать у детей более-менее целостное представление об искусстве, необходимо использовать на уроке принцип взаимодействия, интеграции и синтез искусств. В его основе лежит создание у детей целостного представления об искусстве. Такие уроки строятся на основе комплексного использования произведений различных видов искусства. Они усиливают эмоциональное воздействие музыки на учащихся. Виды искусства многочисленны, границы между ними гибки и подвижны. В полном объеме художественная картина мира не может быть дана средствами какого-нибудь одного из них. Поэтому художник использует средства выразительности различных видов искусств, не механически их объединяя, а представляя особый сплав, синтез искусств, способный оказать на личность многостороннее эмоциональное воздействие. Синтез искусств открывает новые пути гуманизации и гуманитаризации современного образования, духовного воспитания школьников и интегрированного обучения. Гуманизация - это признание ценностей человеческой личности, а гуманитаризация - это интерес к природе человека, его бытию, сознанию. В педагогике синтез искусств получил развитие в одном из ведущих направлений преподавания .предметов эстетического цикла -полихудожественном подходе (концепция Б.Юсова). Видный теоретик культуры П.Флоренский считал высшей задачей синтеза искусств слияние их не в начальной, а в конечной точке в Большое искусство. Но самое главное - это сам ребенок, изучение художественных проявлений которого и является основной задачей педагогики. Ребенок - как микрокосм -полихудожествен. Осуществление полихудожественного развития возможно только путем взаимодействия разных духовных проявлений самого ребенка. Синтез искусств должен совершиться в нем самом. По мнению Д.Лихачева, синтез искусств является той культурной средой, которая и создает почву для художественного развития. Еще Ромен Роллан говорил: "Границы отдельных видов искусств отнюдь не столь абсолютны, как это полагают теоретики искусства, ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом." Что же такое интеграция и синтез? Интеграция - это объединение частей в одно целое, а синтез - это метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщения, сведения в единое целое данных, добытых анализом. На уроках, где используется интеграция и синтез искусств, органично сочетаются знания по литературе, истории, театру, изобразительному искусству, но зерном таких уроков является музыка, а взаимодействие искусств необходимо для более полного раскрытия образа и для установления на уроках обратной связи, т.е. учащиеся слушают музыку и передают возникшие чувства посредством слова (рассказ, стихотворение, сочинение), красок (создают картины), сочиняют музыку на свои стихи или на стихи известных поэтов, на музыку пишут стихи. Цели уроков интеграции: 1. Изучение программного материала шире, глубже, это дает возможность показать образ с разных сторон. 2. Соединить в восприятии ребенка локальные знания по каждому предмету искусства в целостную картину мира. 3. Научить детей мыслить масштабно на планетарном и космическом уровне. 4. Способствовать формированию широкого "гуманитарного мышления". 5. Научить эмоционально-смысловому анализу музыкальных произведений во взаимосвязи с изобразительным искусством, литературой. 6. Развить художественное познание учащихся через собственную художественно-творческую деятельность. Решаются задачи: 1. Всестороннее развитие личностного творческого потенциала. 2. Активизация эвристического мышления и познавательной деятельности. 3. Влияние музыки на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы. 4. Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирование умений и навыков с целью постижения сущности музыки, взаимосвязи ее со смежными видами искусства-литературой, ИЗО, театром. 5. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового), инструментального музицирования и слушания музыки. Предлагаемые творческие задания на прослушанные произведения: 1. На прослушанную музыку дать рецензию. 2. Что хотел сказать композитор, написать "звуковое письмо" (музыкальные интонации воплотить в слова). 3. Описать образ и характер композитора. 4. Отразить в цветовых пятнах. 5. Графически изобразить мелодическую линию. 6. Отразить образами - нарисовать картину. 7. Написать сочинение (литературное). 8. Написать стихи на музыку. , 9. Написать музыку на стихи. Современное общество требует человека с развитым логическим и образным мышлением, т.к. знания имеют границы, а воображение безгранично. И если мы будем гармонично развивать личность, то мы увидим и новых Ломоносовых, и Леонардо до Винчи. Время требует от нас нового творческого подхода к проблемам художественного образования, подталкивает к поиску новых форм, путей и методов эстетического воспитания. Хочется верить, что мы сможем приблизить ребят к тому пониманию искусства, о котором хорошо сказал Н.Гоголь: "О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас, буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам!" На уроках искусства прослеживаются следующие этапы: 1. Выделяется общий образ. 2. Дается искусствоведческий комментарий. 3. Анализируются средства художественной выразительности по всем видам искусства. 4. Творчество учащихся. ВОСПРИЯТИЕ => СОПЕРЕЖИВАНИЕ => СОТВОРЧЕСТВО => ТВОРЧЕСТВО Для анализа прослушанного произведения задаются вопросы: 1. Чем прекрасно выбранное произведение, чем оно нравится? 2. Из каких частей состоит это произведение? 3. К инструментальной или вокальной музыке оно относится? 4. Укажите название солирующего инструмента, вид оркестра, тембр голоса солиста (понятия и термины: народный, симфонический, джаз; бас, баритон, тенор, контральто, меццо- сопрано, сопрано). 5. Какая часть (или все произведение) произвела самое сильное впечатление? Что в ней привлекло: мелодия (какая она), ритм (определите его), сила звука или что-то еще? 6. Тема, идея, сюжет - как они выражены в музыке? 7. С чем можно сравнить данное произведение? 8. Какие чувства или ассоциации вызывает эта музыка? 9. Ради чего написано это произведение, что хотел сообщить, выразить или изобразить композитор? 10. Чем заинтересовала данная тема художников различных видов искусств? 11. Какие выразительные средства использованы в музыке, изобразительном искусстве, литературе? 12. Укажите эмоциональное родство произведений различных видов искусства. Через слияние поэтических и музыкальных образов раскрывает Свиридов прежде всего и более всего свои мысли и чувства. «Зимняя дорога», исполняет Е.Образцова. -Какую картину нарисовал романс? «Поет зима, аукает». -Какая картина нарисована? -Что вы ощущаете, когда слушаете? -Что изображают начальные интонации? (призыв к борьбе) -Почему они поручены мужским голосам? "' -А по двору метелица ковром стелется? Но больно холодна. Скажите, зачем композитор вводит оркестровый проигрыш? -Какая главная интонация, которая рисует бурю? -Что сделала музыка? И снова Георгий Васильевич Свиридов. Вам задание: 1). Дать название этому произведению. -Какие чувства вызывает оно у вас? - Какая мелодия? -Что рисует начало - это как бы вступление? -Скажите, чему ближе оно - романсу или отрывку из песни «Поет зима, аукает»? Подумаешь тоже работа, беспечное наше житье Подслушать у музыки что-то и выдать шутя за свое. А.Ахматова 2). Еще раз слушают задание найти стихи, которые бы отразили музыкальное содержание. -Какой же главный образ выделился? ФЕВРАЛЬ. -Какое настроение? Святки - это канун рождества, праздник - катание на тройках, на горках. В это время ходили по избам ряженые, которые пели колядки - заклинательные песни. В них испрашивали у сил природы благо для себя и хозяев, к которым заходили и обращались - желали здоровья, богатства и урожай. Коляда - это олицетворение сил природы - обладала способностью заклинать. Это чучело - баба, которая обладала этой силою. Ее носили по избам. Колядки пелись только в канун рождества и перед Новым годом. И посиделки. Колядки. 6 класс Тема урока: Аксеологическая основа казахской музыки и поэзии. Цель урока: Познакомить с философией бытия казахского народа, нормами жизни, традициями, как они отразились в искусстве, выявить особенности музыки, исполнять выразительно песню. Музыкальный материал: Даулеткерей кюй «Жигер» Е. Жубанова симфония «Жигер» - слушание «Атамекен-ай» - исполнение песни Курмангазы «Сары арка» Звучит кюй»Сары арка» 13 Стихи о степи. Читают тему урока. Аксеологическая основа - значит нравственная основа. Мы обращаемся к казахской музыке и должны определить ее роль в формировании духовного мира человека, его нравственности и высоких чувств. А глубже все это понять нам поможет литература. Итак, мы начинаем общение с искусством. У казахов слово общение имеет несколько значений: общаться непрерывно, видеться, встречаться, и только 1штесу - общение - охватывает наиболее глубокий смысл общения, это общение на душевно-духовном уровне, где присутствует искренняя взаиморасположенность. -На каком уровне мы будем вести общение на этом уроке? Музыка - душа народа, поняв музыку мы проникаем в тайну, которая помогает нашему взаимопониманию. Мы обратимся к произведению Даулеткерея Шигаева кюю «Жигер». Исследователь Затаевич пишет: «Откуда это только название «Жигер», т.е. энергия? Если это и в самом деле энергия, то не действенная и наступательная, а если можно так выразиться - статическая, т.е. оказывающаяся в самом характере выражения мужественного и величаво скорбного раздумья и характеризующая скрытую мощь страждущей души». Задание перед прослушиванием: -Как звучит музыка? -Какой образ отражен? -Изменяется ли настроение? - Составить свою программу к произведению. Звучит кюй «Жигер» Зачитывают свои мысли, минисочинения. Обобщаю: Это как общение с природой, со Вселенной, которые не подавляют человека, а возвышают его. Здесь все как всегда - травы зеленеют, звезды сияют по-прежнему, неизменны заботы и радости. Так спокойно и ровно льется музыка, как бы отражая жизнь казаха наедине с природой, он органично связан с ней, полон внутренней гармонии. Пусть сошла с небес луна -Ночью вновь взойдет она. Все из озера пусть пьют -Все равно не видно дна. Ест на золоте богач, Если обнищает он -Бедный будет отомщен: Счастье даст ему судьба, Будет жить богато он. Одиночка не силен, Но когда с друзьями он -Может отмстить в бою, Если будет разозлен. Если зеленеет степь, То куланы не умрут, И не кончится трава Там, где их стада пройдут. Хоть кобыла и стара - 14 Может дать она приплод. Сплетнями кормясь, хитрец В тайне это бережет. Пусть бедняк к плетям привык - Может взбунтоваться он. Вышит золотом чапан - Ветхой тряпкой быть ему. Если разделен дворец, То лачугой быть ему. Обеднеет аксакал, Если потеряет скот. Будут презирать тебя, Если скот твой перемрет. Если поломалась ось - Вас арба не повезет. Плох джигит, раз он жены Умной, статной не найдет. Если будет вдруг падеж - Станет нищим целый род. Раз увял верблюжий горб - Не подняться вновь ему. Раз дряхлеет красота - Ей кокетство ни к чему. Хвастать бай не устает: У него без счета скот! Чем гордится дуралей, Если сам он - злой урод? Всех прекрасней, всех стройней Там красавица живет, Зубки - сахар, губки - мед, Косы - тьмы ночной черней. Но зачем все это ей, Если мужа не найдет? Кюй «Жигер» был написан Даулеткереем в третий период творчества, который характеризуется созданием наиболее сложных произведений и основной темой данного периода является философское осмысление действительности - как быстро течет жизнь, зачем человек пришел в этот мир, его место в жизни. Е. Жубанова, казахский композитор, создает на тему «Жигер» симфонию, где одноименный кюй становится основой ее траурной части. Так произведение композитора - кюйши обрело вторую жизнь. Во всех частях можно услышать подлинные цитаты национального фольклора, мастерски использованы кочующие мотивы (импровизацию) со сквозной темой из кюя Даулеткерея. Задание к прослушиванию: - Сохранилась идея кюя или нет? - Настроение в симфонии и кюе? -Можно ли сказать, что человек живет в гармонии с самим собой, с природой или что-то нарушилось? ИТОЕ ( по ответам учащихся) Интегрированный урок музыки и литературы по теме «Зима» 5 класс Тема урока: Зима Цель урока: 1). показать, как изображается зима в поэзии, музыке, живописи - средства выразительности; 2). развивать ассоциативное воображение. Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Времена года» Свиридов «Поет зима, аукает» Свиридов «На тройке» Гречаников «Холодно, холодно» Живопись: картины учащихся. На фоне музыки - стихи Фета. Чайковский «Декабрь» («Святки»). На пажитях немых люблю в мороз трескучий При свете солнечном я снега блеск колючий, Леса под шапками иль в инее седом Да речку звонкую под темно-синем льдом. Как людям находить задумчивые взоры, Заваленные рвы, наведенные горы. Былинки сонные среди ночных полей, Где холм причудливый, как некий мавзолей, Изваян полночью, - иль тучки вихрей дальних На белых берегах и полыньях зеркальных. О каком времени года будет разговор у нас на уроке? (о зиме) Всегда ли одинаково это время года? Зима вызывает у человека разные чувства и настроения. Одни просто мерзнут и не замечают всей прелести и красоты зимы. И тот, кто замечает, тот пишет стихи, картины, музыку. Всю прелесть зимы отразил в своем произведении П.И.Чайковский «Времена года». Эта музыка поведет по сказке зимы. Звучит «Январь». Музыка - это душа человека и я хотела бы, чтобы вы сейчас поделились, что же у вас на душе. -Что почувствовали? Какое настроение? -Какие картины вам представились? -А когда звуки пробегают снизу до верху, что это рисуется? -Какая мелодия? И характер? (потому что рисуют замерзшую природу, она как будто оцепенела). -Почему динамика такая тихая? -В конце как удивительно сверкают звуки! Что это? Обращаем внимание на картины. Какие отражают именно это состояние, настроение. ЗАЧИТАЙТЕ СТИХИ. Настроение, чувства человека особенно хорошо могут передать стихи, поэтические образы которых могут радовать, огорчать, веселить и печалить любого из нас. На уроке сегодня главные действующие лица: Зима и мы - люди. Зима - это особое время года и ее по-разному изображают, видят музыканты и поэты. Вслушайтесь внимательно в эти пушкинские строки. Какой вы увидели зиму? (учитель, наизусть). Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл, и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, Клоками повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами • Среди равнин, среди холмов. Брега с недвижной рекою Сравняла пухлой пеленою... Со стихами Пушкина созвучны слова о зиме, написанные нашей Ирой Лучко. О какой зиме она пишет? Снег покрыл поля и реки, Принарядил дерева. Власть взяла в стальные руки Сестра старшая - Зима. Навела свои порядки, Закружила хоровод. (Властная, навела свои порядки). ЗИМА - суровая, спокойная, властная, сильная. ЗИМА - хозяйка, волшебница - пришла - рассыпалась, повисла, легла, сравняла. -Кого она вам напоминает? (маму). Какой литературный прием использует Пушкин? (Перенос построен на сходстве существенных признаков, свойства и признаки живых предметов переносятся на неживые), т.е. Пушкин использует творческий элемент речи - метафору. -Какое состояние души, настроение после чтения этого стихотворения? Грусть, печаль - навевают эти строки, покой на душе - а чем это вызвано? Природа спит зимним сном. На это указывают такие выражения: легла среди равнин, среди лугов, брега с недвижною рекою. И перед нами встает образ зимы. Зима - тиха, печальна, грустна, как ночь. Именно такой увидел ее поэт второй половины 19 века Петр Вяземский. С улыбкою оледенелой Сошла с небес суровых дочь. И над землею серебристо-белой Белеет зимняя ночь. Зимы покров однообразный Везде сменил наряд цветной, Окован сад броней алмазной Рукой волшебницы седой. Так снежной скатертью печальной Покрыты и объяты сном И озеро с волной печальной, И луг с цветным своим ковром. Почему зима сравнивается с ночью? Природа в зимнем сне, все в природе смолкло, затихло, недвижимо. Очень удачное сравнение с ночью. Но не только грустить нас зима заставляет. Вспомните: (хором): Блеснул мороз; и рады мы проказам матушки-зимы! Посмотрите на эти иллюстрации. Что это? (снежинки). Они вам нравятся? Какое вы сейчас чувство испытываете? А теперь попробуйте сравнить свои впечатления от увиденных снежинок с впечатлением от увиденного первого снега. А увидел и описал первый снег И.С.Тургенев - писатель и поэт. Как он назвал первый снег? Что вы услышите? И.С.Тургенев. Первый снег Здравствуйте, легкие звезды Пушистого первого снега! Быстро на темной земле Таете вы чередой. Но проворно летят за вами Другие снежинки, Словно пчелы весной. Что услышали? увидели? На что похожи снежинки? Легкие звезды пушистого первого снега. Почему так названы? Красиво? (да!) А какое настроение было у поэтессы Марины Смехачевой, когда она писала стихотворение «Первый снег»? Первый снег! Как ты бережно землю укрыл! Первый снег! Чисто крыши домов побелил! Первый снег! Подчеркнул куполов серебро. Первый снег! На окне будто птицы крыло. Первый снег! Ты как кружева легкий узор. Первый снег! Ты улыбка зимы молодой. Снег сверкает и летает. На смену настроению грустному, немного печальному пришло настроение бодрое, веселое, легкость на душе. Почему? Радость встречи с первым снегом, который землю преобразил, украсил. Итак, что можно сказать о зиме. Зима - волшебница, красивая. Но у нее, как у красавицы из сказки, может быстро меняться настроение. И на смену ясному дню вдруг приходит мрак. Что же произошло? 1. Петр Вяземский День светит; Вдруг не видно зги;-Вдруг ветер налетел размахом, Степь поднялась мокрым прахом И завивается в круги. Снег сверху бьет! Снег снизу веет, Нет воздуха, небес, земли, На землю облака сошли, На день насунув ночи ризу. Какая картина прошла перед вами? (картина вьюги, бури). 2. А.Фет Свежеет ветер, меркнет ночь, А вьюга злей и злей бурлит... Все раздражительней буран, Его шипучая Так тяжела И так плотна, Как будто в берег бьет чугун. 3. Степан Щипачев Ой , вьюга, ой, вьюга какая! Клубится, пылит, Под ногами метет. Снег вьется жгутами, Воронками кружит. Заметает пурга белый путь. ' Стихи разных поэтов передают картину бури, вьюги, бурана. Какой зима предстает в этих стихах? Зима: могуча, сильна, сурова. Какие чувства вы испытали? Страх, бессилье перед природной стихией. И в такую погоду гулять совсем не хочется, потому что холодно, (песня «Холодно»). И все-таки любят русскую зиму, хоть и морозна, снежна, вьюжна она. Радуются, встречают как гостью желанную, ласковыми словами называют, любуются ею. Вспомните И.Никитин. Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам. Песни севера петь По лесам и лугам. Петр Вяземский: Здравствуй; в белом сарафане Из серебряной парчи! На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи. Здравствуй, русская молодка! Раскрасавица-душа, Здравствуй, матушка-зима. Белоснежная лебедка, Опять зима на саночках Неслышно прокатилася, И снегом земля-матушка С лесами и долинами Как пухом припокрылася. Поднялись ветры буйные, Сошлися с ураганами, В полях, лесах, играючи, Запели, закружилися, И утомившись на землю Глубокими сугробами Повсюду уложилися. О. Высотская. Что каждый из вас испытывал, слушая стихи? Любовь к зиме. Она вам нравится. Как она названа? А теперь послушайте творчество наших ребят. Я сейчас из ваших ответов поняла, что вы не равнодушны к зиме, любите это время года - по-своему, по-особому прекрасное. (Зимняя песенка). Зима-волшебница очаровывает мир, изменяет его. Ф.Тютчев. Чародейкою зимой Околдован лес стоит. Вот появились узоры дивной красоты. Ковер зимы покрыл холмы и долы. Под ледяной своей корой Ручей немеет. Все цепенеет... Стихи мелодичны, музыкальны, переполнены любовью к Родине, к России. Портрет С. Есенина Именно это характерно для творчества Есенина. «Заколдован невидимкой Дремлет лес. Сквозь сказку сна Словно белой косынкою Подвязалася сосна.» - А какое дерево является символом России? (Березка - березонька). - Какие задушевные, нежные слова о русской березе звучат в стихотворении Есенина «Березка». «Белая береза» (читают стихотворение). Как певучи, напевны эти стихи, легко ложатся на музыку. Творческое задание: -Какая должна быть мелодия? -Мелодию какой песни она напоминает, какого народа? -Темп какой? -Лад какой? (минор) А почему? (Если удачный вариант, исполнить. Дети исполняют свои песни). Мы послушаем песню «Белая береза». -Как начинается песня? (вокалом). -Что рисует это вокализ? -Мелодия прерывается? Нет, а как звучит? -Что рисует мелодия песни? Музыку какого народа напоминает? Как удивительно сочетается настроение и в стихотворении и в песне. -Любят ли свой край поэт и композитор? Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? Говорить о Свиридове и его музыке без стихов просто невозможно, потому что он музыкант и поэт по своему восприятию мира. Е. Свиридов - удивительный русский композитор, как он чувствовал русскую природу и мог передать свои ощущения в музыке. | |
Просмотров: 4146 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|