Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Предмет:Мировая художественная культура Тема: «Е.Брусиловский (жизнь и творчество)» Тип урока: Комбинированный Вид урока:Урок изучения нового материала Цель урока: Ознакомление с биографией и творчеством композитора. Задачи: Образовательные: Изучение творчества композитора, его роль в развитии казахской профессиональной музыки, знакомство с наиболее яркими произведениями. Воспитательные: Формирование художественного вкуса и чувства патриотизма. Помощь будущему учителю музыки в грамотной и убедительной пропаганде высоких образцов казахской музыкальной культуры. Развивающие: Развитие эмоционально-личностного переживания студентов посредством слушания. Межпредметные связи: музыкальная литература, основной инструмент, постановка голоса. Оснащение урока:Презентация в PowerPoint, нотный материал, эл.учебное пособие «Казахская музыка», аудиозаписи, видеоматериал, компьютер, фортепиано. План: 1. Орг. момент 2. Повторение пройденного материала, работа по группам. 3. Объяснение новой темы. 4. Слушание произведений, исполнение. 5. Опера «КызЖибек». 6. Рефлексия. 7. Домашнее задание. Ход урока: 1. Здравствуйте, сегодня у нас урок не совсем обычный, потому, что у нас присутствуют гости. Я хочу чтобы вы настроились на хорошую работу. И предлагаю вам пожелать мысленно, себе, и друг другу:любви, здоровья, положительных эмоции и успешной плодотворной работы. Тема нашего урока «Жизнь и творчество Е. Брусиловского», цель урока познакомиться с биографией композитора, и наиболее яркими его творениями. Но прежде чем приступить к знакомству с композитором, мы с вами вспомним пройденный материал. Итак, развитие музыкальной культуры Казахстана в советский период. 2. После октябрьской революции, значительно активизировалась музыкально-общественная деятельность. Открываются самодеятельные, музыкальные, театральные кружки. Привлекаются к профессиональной деятельности народные певцы, музыканты. и.т.дВ 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени республика освоила весь жанровый арсенал классической европейской музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала новую профессиональную композиторскую школу. Кто из композиторов оказал значительное влияние на формирование и становление казахской профессиональной музыки? На формирование и становление казахской профессиноальной музыки значительное влияние оказали композиторы: Е. Г. Брусиловский, В. В. Великанов, С. И. Шабельский, музыкальные этнографы А. В. Затаевич, Д. Д. Мацуцин, и конечно же Ахмет Жубанов и ЛатыфХамиди. Для того чтобы наглядней охарактеризовать творчество этих композиторов, мы с вами создадим два проекта.Итак, работа по группам: Фоновая музыка : Абай.К «Желсіз түнде жарық ай» 1 группа работает на тему: «А. Жубанов – основоположник казахской профессиональной музыки 2 группа на тему: «Композиторское творчество Л.А. Хамиди» Говоря о вкладе в развитие казахской профессинальной музыки мы не можем не говорить о Брусиловском. Итак.. 3.Новая тема:ЕвгенийГригорьевичБрусиловский (1905—1981). Родился 12 ноября1905 года, в Ростове-на-Дону.С 1922—1924 г учился по классам фортепьяно и композиции в Московской консерватории. Затем поступил в Ленинградскую консерваторию на класс композиции М. О. Штейнберга и окончил её в 1931 году.В 1933г Ленинградский союз композиторов командировал Брусиловского в Алма-Ату. Брусиловский был вполне успешным ленинградским композитором, написавшим две симфонии и две мелодии к кинофильмам, когда он принял решение ехать в далекий Казахстан. Друзья его отговаривали: ты же скоро получишь квартиру в Ленинграде, у тебя хорошая работа, что ты потерял в той глуши? Однако Евгений Брусиловский уже принял решение, о котором он после никогда не жалел. Он прожил в Казахстане 36 лет, практически всю зрелую жизнь, став истинным ценителем, знатоком казахской народной музыки.С 1934 по 1938 год работает музыкальным руководителем Казахского музыкального театра. В 1949—1951 художественный руководитель Филармонии. Одновременно работает преподавателем в Алма-Атинской консерватории, а с 1955 Брусиловский профессор и заведующий кафедрой композиции в этой консерватории. С 1948—1953 председатель правления Союза композиторов Казахской ССР.Брусиловским были заложены основы казахской камерной музыки, создан целый ряд концертов для оркестра казахских народных инструментов, хоровых произведений. Он написал 9 опер , 9 симфоний, музыку для балетов, кантату «Советский Казахстан», около 500 песен и романсов. Музыку к кинофильмам «Это было в Шугле», «Дочь степей», «Чокан Валиханов», «Беспокойная весна». Также он собирал и записывал казахские народные песни и кюи, записал более 250..Это были странички из его биографии. А теперь я хочу предложить вашему вниманию:эпизоды,события,впечатления… Ведь из них состоит данная нам жизнь. Мир человека богат и многогранен, мир одаренной личности - и того более. Вот несколько страниц из рукописных сокровищ, где уважаемый мэтр предстает нам в работе, оценках и размышлениях. То есть живым человеком. Брусиловского связывали тесные дружеские отношения со многими представителями казахской интеллигенции того времени. Читает студент (фон). Евгений Брусиловский: "Шел 1937 год. Это был год безжалостного, систематического истребления интеллигенции. Квартиры в наших "домах специалистов" каждую ночь теряли своих хозяев - вместо них туда вселялся народ попроще. Каждую ночь люди жили в состоянии панического ожидания стука у входной двери. В этой нервной, тревожной обстановке у нас организовалась дружная компания для карточной домашней игры в "девятый вал"... Это был логический выход из создавшейся ситуации. Каждую субботу мы собирались друг у друга в доме, по очереди. Компания состояла из пяти супружеских пар: МухтарАуэзов с Валентиной Николаевной, Габит Мусрепов с Хусни,ХамзаЕсенжанов с Санией, Канабек Байсеитов с Куляш и я с Анной Дмитриевной. Собирались в 8 часов вечера и сразу начинали играть. Потом игра прерывалась, стол накрывался для ужина, после которого делался перерыв на теплую беседу, сплетни и слухи, перекур. За это время стол убирался, и мы снова садились за карты. Игру прерывали шаги на лестнице, все замирали в напряженном ожидании - пронесет или нет... Валентина Николаевна, уже имея опыт, заранее приготовила для МухтараОмархановича удобную небольшую корзиночку, где находилось все, что требуется арестанту. Эта корзиночка наготове стояла в передней. И все же наш "пир во время чумы" не кончился полностью благополучно. Чума своим черным крылом задела ХамзуЕсенжанова. Вернулся он через 20 лет. Соня, мужественная жена, все вытерпела, все вынесла, вырастила сама детей, сберегла семью и дом и наконец, дождалась возвращения мужа". Преподаватель: Да, это были годы репрессии, непростые времена… Брусиловский ценил и пропагандировал казахскую музыку. Послушайте еще одну запись.. Читает студент. Евгений Брусиловский: "Мне очень повезло, я еще успел познакомиться с Махамбетом и Наушой Букейхановыми, Кали Жантлеуовым, Диной Нурпеисовой и многими другими домбристами, свято сохранившими в далеких аулах народную музыку. Я еще успел услышать кобыз - оружие степных баксы. Конский волос делал звук его сурдинно-сдавленным, мистическим. Баксы знали его таинственную силу. Внутри кобыза, на задней стенке, они прикрепляли зеркальце, а головку украшали пучком совиных перьев. В темноте юрты зеркальце отсвечивало от тагана красноватым цветом, кобыз пел свою древнюю, подвывающую песню, баксы истошным голосом кричал свои заклинания: "Нак! Нак!", и перья совы от его крика начинали шевелиться и трепетать. Такое действо подавляло психику простого, наивного степняка и диктовало ему волю высших сил, которой он должен был слепо подчиняться. В руках же простых музыкантов кобыз пел грустную песню казахского народа, кочующего по огромной степи в поисках Страны счастья –Жеруюк. Вообще, кобыз по характеру его звучания был как бы пессимистическим инструментом. Другое дело - домбра. Все музыкально-эстетические вопросы народа обращались к ней. И она в руках талантливых, а подчас гениальных народных музыкантов умела ярко и увлекательно ответить на эти вопросы. Казахская народная музыка, инструментальная и вокальная, исключительно богата. И для того, чтобы рассказать о ней хоть немного, надо написать довольно толстую книгу. А чтобы более или менее полно рассказать о музыке каждого из трех жузов, надо делать большое многотомное исследование. Это была бы очень интересная, очень содержательная и весьма ценная работа. Ушел в историю кочевой образ жизни народа, меняется коренным образом уклад жизни народа. Сары-арка уже другая, современному казаху автомобиль нужнее коня, микрофон сильнее любого голоса, и все имена замечательных музыкантов прошлого постепенно засыпает песок грядущих лет. И если сейчас не заняться этим важным делом, потом, и очень скоро, будет уже поздно. Однако никто не может решиться на этот подвиг. Все музыковеды предпочитают заниматься пустоватым теоретизированием или этнографией. Такая голая этнография была актуальна 30-50 лет назад, а сейчас этнография должна быть научнее, глубже и историчнее. Нужны отдельные труды о Биржане, Мухите и т. д. как главы будущей большой историко-этнографической работы" Преподаватель: Ребята мы сейчас слушали его записи из книги «Воспоминаний», и надеюсь вы не только погрузились в то время, наверно обратили внимание на его богатый литературный язык, но и услышали пожелания Е. Брусиловского, цитирую: «сейчас этнография должна быть научнее, глубже и историчнее. Нужны отдельные труды о Биржане, Мухите и т. д. как главы будущей большой историко-этнографической работы" Брусиловский любил казахскую музыку и отдавал весь жар своей души ее популяризации.Если А. В.Затаевичу мы обязаны сохранением лучших образцов казахского фольклора, то Евгению Григорьевичу Брусиловскому - тем, что он раскрыл их духовный потенциал, возвысив их до уровня шедевров мировой музыкальной культуры. Когда-то Евгений Брусиловский сказал: «Я вложил свою личную судьбу в судьбу казахской культуры». И сейчас мы с вами проследим «Роль Е. Брусиловского в становлении казахской музыки» 1. Он стал основателем казахской национальной оперы и автором ее лучших образцов: "Кыз-Жибек", "Жалбыр", "Ер-Таргын", и вершинного создания - "Дудар-ай". 2. Его третья симфония "Сары-Арка" (1944 г) проложила дорогу казахскому симфонизму (в этом жанре до Брусиловского в нашей республике никто ни чего не писал). 3. Он создал первые образцы казахской камерной музыки - великолепные фортепианные и скрипичные циклы. Сюита "Бозайгыр" стала украшением репертуара любого концертирующего скрипача. Слушание: Сюита "Бозайгыр". 4. Создал свои собственные песни в казахском стиле, среди которых выделяются такие жемчужины, как "Две ласточки", "Сайра", "Шолпан". К слову, последняя песня написана на стихи уроженца Павлодарской области НутфуллыШакенова, перевел ее на русский язык Жасулан Садыков. Исполняют песню «Шолпан» студентки: ЕржановаСандугаш, Шавлакова Юля -4 муз. 5. Брусиловский является одним из главных авторов Гимна Республики Казахстан (основная музыкальная тема и общая музыкальная редакция принадлежат именно ему). 6. Он создал Союз композиторов Казахстана и был его первым председателем. 7. Основал кафедру композиции в Алма-Атинской консерватории. 8. Музыкальные традиции, заложенные Евгением Брусиловским, продолжают жить в произведениях его многочисленных учеников: Е. Рахмадиева, К. Кужамьярова, С. Мухамеджанова, А. Бычкова, К, Мусина, Б, Байкадамова, Н Мендыгалиева и др. Да, его роль в становлении казахской профессиональной музыки ощутима. 5. Опера «КызЖибек»."Создать оперу "Кыз-Жибек" Брусиловскому предложил нарком просвещения Казахстана ТемирбекЖургенов. Вызвал его к себе и долго, с увлечением рассказывал содержание этой любимой в степи легенды. Потом сказал:"Используйте для будущей оперы сборник собранных Затаевичем "1000 песен казахского народа". Кроме того, у нас много певцов, в репертуаре которых по 10-12 неизвестных еще песен, все их желательно прослушать. Что вам нужно, то и выбирайте. Только напишите нам хорошую оперу!" Работал над «Кыз-Жибек» Брусиловский в тесном сотрудничестве с драматургом и писателем Габитом Мусреповым, режиссёром Жуматом Шаниным, певцами и режиссёрами Курманбеком Джандарбековым, Канабеком Байсеитовым, певцами Куляш Байсеитовой и Манарбеком Ержановым. Основным творческим ядром коллектива был разработан план создания и постановки нового спектакля, а композитор глубоко продумывал и воспринимал полученные советы. Это плодотворно сказалось на музыке «Кыз – Жибек». Казахскими Ромео и Джульеттой называют историю любви джигита Толегена из рода Джагалбайлы и девушки Жибек из рода Шекты(Алимулы). Это легенда о красивой любви, у которой много препятствий, одна из них междоусобная вражда меж родами. Как писал М. Ауэзов, счастью Жибек и Тулегена «препятствуют четыре чёрные силы, четыре тёмные преграды. Первая из них – пустыня – дальний путь; вторая – протест родителей – немилость судьбы; третья - беспомощность – одиночество; четвёртая – вероломство Бекежана». Брусиловский в опере использовал с полсотни народных кюев и песен, самой знаковой из которых стала ария КызЖибек, которая является на деле песней акына Ыбрая «Гакку». У этой песни есть своя легенда, и познакомит нас с ней Назира. Слушание « Гакку» Ыбрая. А сейчас мы прослушаем ее в обработке Брусиловского. Хочется сказать что, именно это произведение на Декаде казахского искусства в Москве в 1936 году принесло сумасшедший успех и звание народной артистки СССР знаменитой певице Куляш Байсеитовой. Гакку-основная ария Жибек, песня звучит и в хоре, и в оркестре, даже в сценах, где нет Жибек. Исполнит «Гакку» Нурпейсова.Н. В 1970 году известный казахстанский режиссер Султан-АхметХоджиков снял на основе оперы двухсерийную художественную картину с одноименным названием.Музыку к кинофильму обрабатывал Н. Тлендиев. Просмотр отрывка из фильма «КызЖибек» (видеозапись) Хочется сказать, что опера «КызЖибек» и музыка её актуальна будет во все времена, так как речь идёт о любви. Булат Атабаев – один из известных театральных режиссёров нашего времени поставил мюзикл, традиционная опера у него обернулась действом, более подходящим нашему времени, он нащупал тот нерв, который сейчас так необходим, особенно молодёжи. Среди всего того насилия, что видят юноши и девушки сегодня, подлости, неверности и обмана, так не хватает любви, верности, дружбы. А всё это есть в «Кыз-Жибек». К тому же, когда о любви, верности, дружбе, расставаниях и встречах рассказывается посредством музыки, это находит большее отражение у зрителей, особенно молодых . Ведь «музыка - высшее в мире искусство», как говорил Лев Толстой. И приобщение к этому искусству делает человека лучше. И сегодня мы с вами познакомились с музыкой Е.Г.Брусиловского. Рефлексия: Работа по группам: 1. Какие произведения Брусиловского мы сегодня на уроке, прослушали, исполнили? Как вы думаете, какую цель преследовал композитор, создавая и обрабатывая произведения? 2. Какой вклад внес Е. Брусиловский в развитие композиторской школы в Казахстане? Оценивание. Домашнее задание:Жизнь и творчество Е. Брусиловского. Либретто оперы «КызЖибек» | |
Просмотров: 6974 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|