Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Чтение с листа и его значение в процессе обучения баяниста Составитель: преподаватель народного отделения школы искусств №2 г. Караганды Хаиров Э.А. Развитие навыка чтения с листа имеет исключительно важное значение в формировании не только профессионального музыканта, но, что не менее важно, грамотного музыканта-любителя, способного активно участвовать в самодеятельном музицировании. Применяя принцип дифференцированного подхода, необходимо разработать чёткие программные требования для тех, кто будет продолжать обучение в средних специальных учебных заведениях, и учащихся, которые после окончания музыкальной школы пополнят ряды музыкантов-любителей. В настоящее время среди поступающих в музыкальные училища имеется значительное число абитуриентов, не владеющих в нужной мере навыками игры в ансамбле и чтения с листа. В самодеятельных коллективах такие ощущается острая нехватка музыкально подготовленных участников. Главным недостатком выпускников музыкальных школ в области чтения ног с листа являются неточное воспроизведение ритмического рисунка, аккордовой фактуры и штрихов. Кроме того, учащиеся, как правило, не осознают и не чувствуют музыкальной фразы и её мотивного строения. Это свидетельствует о невладении техникой чтения с листа и, самое главное, о неразвитости, или менее успешно «выучивает» определённое учебной программой школы количество пьес и этюдов, но после окончания школы не всегда монет достаточно свободно читать с листа, что сдерживает и ограничивает возможность его активного участия в самостоятельном музицировании. В данной статье не ставится цель всеобъемлющего освещения проблемы чтения с листа на баяне, а затрагиваются линь некоторые её принципиальные аспекты, связанные с развитием музыкального мышления учащихся музыкальных школ. Музыка, как известно, по аналогии с другими видами искусства является специфическим средством человеческого общения, языком, закодированным особой системой знаков, ног и других условных обозначений. Было бы методической ошибкой при обучении чтению нот с листа требовать свободного воспроизведения на инструменте нотного текста в то время, когда ученик ещё не овладел словарным запасом, когда зрительное восприятие единиц нотной записи - фраз, мотивов, мелодико-ритмических оборотов, - ещё не вызывают адекватных музыкальных образов в сфере внутреннего музыкального слуха. Если музыкально-слуховые представления ещё не достаточно оформлены, ученик не может свободно оперировать ими и весь процесс чтения с листа сведется к бессмысленной попытке удачного опознания отдельных ног и попадания на соответствующие им клавиши. Можно провести аналогию с попыткой прочесть иностранный текст человеком, не обладающим необходимым словарным запасом. В данном случае процесс чтения будет представлять собой более или менее точное произнесение отдельных букв иностранного алфавита и их сочетаний, а смысловое значение текста останется недоступным. Большую роль для понимания и передачи текста имеет формирование навыка его структурного восприятия, то есть целыми мелодико-ритмическими оборотами, так как абсолютная высота и длительность звуков не имеет смыслового содержания вне их взаимосвязи. Следует подчеркнуть значение ритма как формообразующего элемента музыкального языка. С самого начала необходимо научить видеть нотный текст не как разрозненные отрывки мелодической линии, а как взаимодействие звуков в их метроритмической организации. Поэтому ещё раз нужно подчеркнуть бесперспективность чтения текста «отдельными нотами», что часто происходит на начальном этапе обучения. Для успешного чтения нот с листа огромное значение имеет понимание учеником фразировки, мотивного строения пьесы, её формы в целом. На этом уровне функционирует ладовое чувство, которое объединяет в систему все мелодико-гармонические элементы музыкального языка. Важно с первых же занятий формулировать слуховые представления мелодико-ритмических формул как единого целого. Это позволит ученику представить музыкальный образ, закрепить его в своей долговременной памяти, а затем уже расшифровывать его написание. Следовательно, материал, предлагаемый для чтения с листа, должен содержать уже хорошо освоенные мелодико-ритмические и гармонические элементы. Если ученик не может спеть или представить себе определённый музыкальный оборот, то он его не прочтёт с листа. Расширение диапазона восприятия определяется индивидуальным опытом и степенью овладения данной языковой системой. Подготовленный исполнитель монет охватить сразу целые фразы и предложения. Но прежде необходимо освоить элементарные смысловые единицы, так как от этого зависит понимание текста в целом. Важным условием успешного овладения навыками чтения нот с листа является прочность связи между нотой и звуком. Зрительный сигнал должен в конечном итоге вызывать однозначную двигательную реакцию, что добивается последовательной и кропотливой обработкой навыка воспроизведения на инструменте мелодико-ритмических оборотов, гармонических формул и других элементов. Большое значение здесь имеет степень свободы ориентирования на клавиатурах. Так, например, даже учащиеся с хорошими музыкальными данными, но слабо владеющие инструментом, часто испытывают затруднения при чтении нот с листа. Необходимо знать не только что обозначает данный музыкальный оборот, но и как его исполнить. На основании опыта работы можно выделить два типа учащихся, не умеющих читать с листа. К первому относятся учащиеся со средними и посредственными данными, но обладающие достаточно развитыми слуховыми представлениями и вследствие этого мало подбирающие по слуху. Они не только не умеют передать музыкальную мысль, но и не могут сколько-нибудь свободно оперировать музыкально-слуховыми представлениями. Вторую группу составляют способные учащиеся, недостаточно хорошо владеющие инструментом. Они знают, что должно звучать, но не могут синхронно воспроизвести слуховые представления на инструменте. Следовательно, главными задачами являются: для первой категории - активное развитие слуха, в том числе внутренних слуховых представлений и умения находить им адекватную форму на клавиатуре. Для второй категории задача несколько упрощается: нужно добиться идентичности имеющихся слуховых представлений с отображением их на клавиатуре баяна. Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при чтении с листа, можно разделить на 3 основных вида, каждый из которых обусловлен определёнными процессами в сфере высшей нервно-психической деятельности. Первый характеризуется недостаточным развитием чувства ритма, лада, музыкально-слуховых представлений и связан со сферой музыкального мышления учащегося. Ученик в этом случае не в состоянии сам заметить свои ошибки, так как его внутренний слух не обладает эталоном правильного звучания. Затруднения второго вида касаются процесса восприятия, когда неточное воспроизведение нотного текста обусловлено недостаточным опытом чтения с листа или невнимательностью ученика. Но в этом случае наличие развитых слуховых представлений помогает правильному прочтению текста. И, наконец, затруднения бывают вызваны недостаточной свободой ориентировки на клавиатурах баяна, что проявляется в непопадании на соответствующие нотной записи клавиши. В данном случае ученик сразу замечает неверное звучание и спешит исправиться. Чтение нот с листа на баяне имеет свои особенности, связанные со спецификой инструмента. К ним относятся владение двумя различными клавиатурами и координация движения рук исполнителя при одновременном ведении меха баяна. Но главным при чтении нотного текста является полное исключение зрительного контроля (особенно на левой клавиатуре). Постоянный зрительный контроль за правой клавиатурой мешает чтению нот с листа, так как, переключаясь с нотного текста на клавиатуру, ученик не монет следить за нотным текстом, что ведёт к остановкам, при которых нарушается логика построения произведения. Часто учащийся не сразу монет найти глазами то место в тексте, с которого он переключился взглядом на клавиатуру. Поэтому необходимо уделять большое внимание лучшему освоению обеих клавиатур баяна, умению чётко представлять мысленно их строение и быстро ориентироваться на них. В этих условиях возрастает роль слухового контроля, который становится главным условием успешного чтения нот с листа на баяне. Поэтому встаёт вопрос об улучшении слуха у учащихся-баянистов. Большую роль здесь должна сыграть подготовительная работа в классах сольфеджио и специальности, плавной задачей которой является постепенное воспитание навыков восприятия мелодико-ритмических формул текста, осмысливание их как звуковых образов и затем непосредственное воспроизведение на инструменте. Определённая трудность возникает из-за того, что знания, полученные на занятиях по сольфеджио, отстают от требований программы по специальности. Так, например, музыкально-слуховой опыт учащихся вторых - третьих классов включает в себя интервалы большой и малой секунды, терции, чистых кварты и квинты, октавы, мелодические обороты по ступеням мажора и минора и тонические трезвучия. Познания в области ритма ограничиваются изучением четверти с точкой и восьмой. Интервалы большой и малой сексты, шестнадцатые и обращение трезвучий по программе сольфеджио изучаются только в третьем классе. В программу четвёртого класса включены триоли, чередование восьмых нот с точкой и шестнадцатых нот, четвертей с точкой и двух шестнадцатых нот, доминантсептаккорд в основном виде, тритоны, малая септима на пятой ступени, уменьшенное трезвучие на седьмой ступени, а такие знакомство с функциональной окраской субдоминанты и доминанты. И лишь в пятом классе даются синкопы, элементы хроматики, модуляции в параллельную тональность доминантсептаккорд с обращениями, малый и уменьшенный септаккорды с обращениями и т.д. Изучение этих элементов музыкального языка в третьем - гитом классах формально исключает возможность использования их на занятиях по чтению с листа, так как для чтения нот с листа подбираются произведения, соответствующие слуховому опыту предыдущих классов. Налицо большой разрыв между требованиями по сольфеджио и специального класса. Кроме того, предмет чтения нот с листа обособлен от специальности и носит характер факультатива, для которого не всегда выделяется достаточно времени. Поэтому необходимо на уроках по специальности с первого класса обязательное обучение чтению с листа. Кроме расширения музыкального кругозора, приобретения слухового опыта, навык осмысленного чтения с листа должен активно содействовать воспитанию музыкальной культуры и вкуса учащегося, развитию его музыкального мышления, овладению «языком музыки». В первую очередь при чтении с листа нужно развивать в учащихся чувство мотива, фразы, штриха, цезур, точное соблюдение динамических оттенков. Включение в программу чтения новых гармонических оборотов, ритмических рисунков, усложнения фактуры должно осуществляться постепенно и не заслонять главной цели - осмысленного «произношения» музыкального текста. Чтобы обеспечить планомерное овладение различными элементами музыкальной речи, необходимо усвоить ряд закономерностей. В первую очередь следует сказать о соблюдении определённых аппликатурных принципов. Музыкальный материал должен включать уже знакомые для учащегося гаммаобразные последовательности, аппликатура которых уже хорошо освоена (гаммы с первого, второго и третьего рядов, гаммы терциями, секстами и т. п.), движение по звукам аккордов Во-вторых, ученик должен иметь представления об основных принципах чередования штрихов. К примеру, различные длительности часто исполняются и различными штрихами. Большое внимание должно быть уделено воспитанию чувства метроритма, исключающее умозрительное высчитывание «раз - и, два - и». Для развития этого чувства можно использовать различные упражнения: чередование в размере 2/4 или 3/4 четверных длительностей и восьмых, которые для лучшего усвоения иногда рекомендуется трактовать как «шаг» и «бег». Затем манию включить шестнадцатые, и после их тщательной проработки переходить к изучению пунктирного ритма. Полезно практиковать предварительное «простукивание» ритмического рисунка с выделением сильных метрических долей, вначале мелодии, а затем мелодии с аккомпанементом. Только после овладения определёнными метроритмическими формулами рекомендуется включать их в практику чтения с листа. Таким образом, основным принципом развития навыка чтения ног с листа на баяне следует считать постоянное, постепенное, осмысленное и целенаправленное усвоение учащимися элементов музыкальной речи с учётом степени развития их способностей и музыкально-слухового опыта. Педагог по специальности должен руководить процессом, систематически контролировать и направлять его, подбирать музыкальный материал по возрастающей сложности соответственно с подготовкой и данными учащегося. Особого внимания требуют подвинутые учащиеся, которым необходимо как можно больше читать с листа. Было бы непростительной ошибкой отстранять «слабых», считающихся неперспективными учащихся, так как чтение с листа - наиболее верный способ развития их музыкально-слуховых представлений. Воспитание навыка чтения ног с листа на баяне связано с целым комплексом педагогических задач, начиная от быстрого разучивания новых произведений и кончая подбором по слуху. Поэтому и само понятие предмета «специальность» для баяниста должно трактоваться в более широком смысле, выходящем за рамки «выучивания» определённого количества пьес этюдов. Работа педагога с учеником должна включать в себя разностороннюю подготовку учащегося, одной из важнейших сторон которой является навык чтение нот с листа, по существу определяющий всю перспективу дальнейшего становления исполнителя. Работая над осмысленностью воспроизведения мелодии, педагог добивается не только понимания учеником (фразировки, но и помогает ему облегчить процесс чтения, предоставляя возможность во время цезур, завершающих предыдущие построения, как бы заглянуть вперёд. При этом важно научить почувствовать естественное членение музыки, и использовать цезуры для обозрения и осознания последующего текста. Таким образом, осмысленное прочтение нотного текста, точное исполнение (фразировки, штрихов, и т. д. делает чтение с листа обучающей дисциплиной, положительно влияющей на весь процесс воспитания музыканта. Работа педагога над совершенствованием чтения нот с листа в специальном классе крайне важна и ей должно уделяться большое внимание на всех этапах музыкального образования. | |
Просмотров: 1980 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|