Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

урок Климат Африки
Н.Ю.Камкина, учитель географии
Пресновская средняя школа-гимназия
Жамбылского района
Северо-Казахстанской области
Тема урока: Климат Африки.
Цель урока: изучение особенностей климата Африки и факторов, формирующих климат материка с использованием технологии проблемного обучения.
Задачи:
Образовательные: Познакомить обучающихся с экваториальным и субэкваториальным климатическими поясами Африки, их особенностями и признаками. Доказать, что Африка – самый жаркий материк, выяснить влияние климатообразующих факторов на климат материка.
Воспитательные: - продолжить формирование умений индивидуальной и групповой работы; навыков самооценки и взаимопроверки, воспитание толерантности.
Развивающие: развивать географическое мышление, умение работать с картой и классифицировать объекты, выявлять причинно – следственные связи, решать проблемные задачи.
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: урок - практикум
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, алгоритмический, статистический
Ведущие понятия: климатообразующие факторы, климат, климатический пояс, климатическая диаграмма.
Оборудование: климатическая карта Африки, атлас по географии (7-й класс), раздаточный материал, картосхема, справочный материал,
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
Создание ситуации внутренней и внешней готовности к уроку.
II.Целевая актуализации пройденного материала.
Фронтальный блиц-опрос
Какая часть Африки называется высокой? Почему?
Название, каких гор похоже на название сборника карт?
В какой части Африки находятся горы Атлас?
В какой части материк пересекает северный тропик?
Назовите платформу в основе материка.
Какой остров расположен к юго-востоку от Африки?
Назовите величайший вулкан Земли, расположенный в Африке.
В чью честь назвали озеро и водопад Виктория?
Какое из плоскогорий Африки самое высокое?
Где проходит самый крупный разлом на суше?
Каков возраст Драконовых гор?
В какую эпоху складчатости они образовались?
Какие полезные ископаемые добывают в Африке?
В какой части Африки добывают больше всего алмазов?
Назовите литосферную плиту, на которой расположен материк.
Создание проблемной ситуации.
Чтение стихотворения Н.С. Гумилева:
Колдовская страна! Ты на дне котловины.
Задыхаешься, льется огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
Слишком много здесь этой паленой травы...
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
- На каком материке находится “колдовская страна” Николая Гумилева? (Африка)
- Какую особенность климата Африки отмечает в своем стихотворении поэт? (Африка – самый жаркий материк Земли).
- Давайте выясним, почему же Африка стала самым жарким материком?
- Какие факторы повлияли на формирование климата этого континента?
Ш. Объяснение нового материала. Поиск решения
Актуализация знаний
Географический словарь
• Климат
• Пассаты
(просмотр видеоролика «Образование пассатов»).
• Изотермы
• Дни равноденствий
• Дни солнцестояний
А теперь докажем это утверждение: «Африка – самый жаркий материк».
1. Самая высокая температура на Земле +58°С
2. Большая часть Африки расположена между экватором и тропиками, т.е. в жарком тепловом поясе Земли.(Почему здесь жарко? Солнце находится в зените, т.е. солнечные лучи падают прямолинейно)
1. Климатообразующие факторы
– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.
- Какой из факторов самый важный? (географическая широта)
(Ученики называют климатообразующие факторы, затем заполняют таблицу с комментариями учителя)
Климатообразующие факторы
Климатообразующий фактор Влияние на климат Африки
Географическая широта Расположена в теплых, низких широтах, получает тепла больше, чем другие материки, в жарком поясе освещенности. По мере удаления от экватора температура понижается
Влияние океанов, течений Влияние течений: теплые увеличивают количество осадков и температуру, а холодные – уменьшают температуру и количество осадков (в основном туманы и росы), холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим. Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.
Рельеф Горы задерживают воздушные массы, на вершинах гор лежит снег
Господствующие ветры Пассаты – постоянные ветры, дующие к экватору, Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает св пассаты не приносят влагу, юв приносят
Влияющие ВМ ЭВМ, ТВМ, УВМ
Направление горных хребтов Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари
2. Составлением картосхемы в тетради.
Работу мы будем сопровождать составлением картосхемы климата. 1. Подпишите названия ветров, отмеченных на карте. (СВ. и ЮВ пассаты)
2.Нанесите на карту течения, оказывающие влияние на формирование климата континента.
3.Как называются местные ветры в пределах Сахары? (Самум, хамсин, харматан)
4.Подпишите на карте самое влажное место в Африке.
5.В каких горах Африки больше всего грозовых дней в году? (Камерун)
6.Что такое зенитальные дожди в Афри¬ке? (Солнце в зените)
7. Заштрихуйте на карте районы, где они выпа¬дают.
Условные обозначения
- ясная погода
- холодное течение
- теплое течение
- господствующие ветры пассаты
- зенитальные дожди
- обильные осадки

В южной части нагорья наблюдается два наиболее дождливых периода, обильные грозовые дожди, соответствующие по времени положению Солнца в зените, но не имеющие генетической связи с этим явлением).
3. Анализ климатических карт
Климатические пояса
Для этого используем тематическую карту – климатическую. Откроем стр. 171 учебника. Обратим внимание на условные знаки.
– Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются температуры осадки по материку.
- Что означает приставка суб - в названии некоторых поясов? (это переходные пояса)
(ученики, делают записи в картосхеме)
Климат Африки:
1.Абсолютный максимум t?( у г.Триполи +58°С)
2.Абсолютный минимум t ?(у г.Маунг -4°С)
3.Больше всего осадков выпадает?(на побережье Гвинейского залива более 2000 мм в год)
4.Менее всего осадков выпадает?( в северной и южной частях материка в пустынях Сахара и Намиб менее 100 мм в год)
5. Для Северной Африки средняя t?( января +22°С, июля +24°С)
6. Для Южной Африки средняя t?( января +16°С, июля +8°С)
Почему на севере Африки январские температуры ниже июльских, а в южной части январь намного теплее, чем июль?
В южном полушарии вследствие положения Земли времена года наоборот и зимние месяцы северного полушария – декабрь, январь и февраль в Южном полушарии являются летними месяцами. Поэтому и январь в южной части Африки теплее, это летний месяц.
Воздушные массы.
Какие основные типы воздушных масс образуются на территории Африки?
Составление кластера

ЭВМ

ВМ
УВМ ТВМ
4. Физминутка для глаз « Путешествие по карте»
Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток.
«Совершить» кругосветное путешествие глазами по береговой линии вокруг Африки.
5.Работа с климатограммами
Проанализируйте климатограммы. Какой можно сделать вывод?
1.Экваториальный пояс. 2. Субэкваториальный пояс.

3. Тропический пояс 4. Субтропический пояс

6.Практикум. Заполнение таблицы «Характеристика климатических поясов»
Охарактеризуем особенности каждого климатического пояса по следующей схеме:
Каждая группа выполняет свое задание. Для облегчения работы учащиеся при характеристике своего климатического пояса заполняют таблицу. 1 -я группа – экваториальный, 2-я группа – субэкваториальный, 3-я группа – тропический
(работа с учебником, стр.170-174.
Таблица. Характеристика климатических поясов
КП Географическое положение ВМ
t
лета t зимы Кол - во осадков в мм Режим выпадения осадков Хар-ка
климата
ЭКП Бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива ЭВ +24 +26 +24 +26 1000 – 3000 равномерно Жарко-
влажно
СубЭКП До 15-20 0 широты к северу и к югу от экватора ЭВ – л,
ТВ – з +24 +16
+24 500 – 2000 летом Жарко-влажно
Жарко
-сухо
ТКП До 25-30 0 северной широты и южной широты ТВ +32 0 +16 0 – 1000 на Ю-В летом Жарко-
сухо
СубТКП Крайний север и крайний юг материка ТВ – л,
УВ – з +29 +12 250 – 500
500 - 1000 зимой Жарко-
сухо
Умерен
но

Вот как написал о климате Африки в своих заметках ученый В.В. Лаптухин: «Густой, влажный воздух, пропитанный незнакомыми запахами, и одежда, словно липкий компресс
Вдруг сдавившая грудь, заполнятся надолго… . Шесть и более месяцев в году небо покрыто тучами идет дождь, стоит жара. Еще шесть месяцев – серое, блеклое небо, дождя нет, а жара лишь усиливается. Сутки почти равномерно делятся на день и ночь, солнце встает и садится в одних и тех же точках горизонта».
Какому типу климата соответствует приведенная характеристика?
Это описание подхо¬дит для субэкваториального климатического по¬яса, для которого типичны муссоны (сезонные, меняющие свое направление ветра). Летом дуют экваториальные муссоны, приносящие влажный воздух, зимой — тропические, несущие с матери¬ка потоки сухого воздуха и сопровождающиеся засушливой погодой.
7. Сообщения учащихся.
Описанием погоды, интересными фактами и при¬мерами, заранее приготовленными дома.
Климату Африки принадлежит мрачный рекорд, связанный с «небесным электричеством». В Зимбабве во время влажного сезона погибает более ста жителей от ударов молний.
Задание на сообразительность
-На севере пустыня Сахара, на юге пустыня Калахари находятся на од¬ном расстоянии от экватора. Почему в этих местностях раз¬ные летние и зимние температуры?
Учащиеся должны увязать это с величиной территории Сахары, с морскими течениями и пассатами Северного полушария, идущими через Аравию.
- «Влияет ли на климат высота местности над уров¬нем моря?» Например, на горе Килиманджаро на высоте по¬чти 6000 м лежит снег, а на вулкане Камерун рекордное для Африки количество осадков — 9000 мм
- Пустыня Намиб лежит у океана, однако там очень сухо (выпадает 100 мм за год). Учащиеся должны это увязать с холодным тече¬нием, которое относит влагу, осадков нет, и только иногда силь¬ные туманы.
IV. Вывод:
• На материке Африка отсутствуют холодные климатические пояса.
• Получает больше солнечного тепла, чем любой другой материк благодаря ГП (между тропиками);
• Самая высокая температура на земле +58о в Триполи;
• В зимние месяцы температура не опускается ниже +10о;
• Много осадков в экваториальных широтах, мало в тропических;
• Большие размеры материка и сухие пассаты с Аравийского полуострова определяют более сухой климат в Северной Африке; Климат западного побережья в пределах тропического пояса называют аридным (от лат. aridus – сухой).
• Приокеанская пустыня Намиб сформировалась под влиянием холодного течения.
V. Закрепление нового материала
Повтор новых понятий.
Класс делится на группы, каждая из которых работает по решению моделированию климатических заданий-3 минуты. Затем идет отчет групп. Каждая группа отчитывается в течение 1 минуты
Вопросы:
1.Тутовое дерево, изображенное на рисунке, выросло на равнине полуострова Сомали. Найдите полуостров на карте и попытайтесь объяснить причину, от которой крона дерева сильно вытянулась в горизонтальном направлении.
2. Бывают ли в вашей местности такие тени, какие изображены на рисунке? Почему? Где в Африке можно наблюдать такие тени?
3. Известно утверждение, что чем ближе к океану, тем климат более влажный. Как вы тогда объясните наличие в Африке береговой пустыни Намиб (покажите ее на карте).
4. В пустыне Намиб встречается дерево-карлик – вельвичия. Определи, почему у этого растения огромные жесткие листья, а ведь всем известно, что у растений пустынь листья маленькие либо видоизменены в колючки.
5. «Килимангара – сияющая гора» в переводе с языка африканского народа суахили. Объясните, почему было дано такое название, если известно, что склоны вулкана Килиманджаро сложены горными породами, не дающими интенсивного блеска. Что же сверкает на вершине вулкана?
6. На каком склоне (восточном или западном) Драконовых гор и почему выпадает много осадков?
7. Если в пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пусты¬ня Сахара или Калахари?
8.Назовите территории, где выпадает менее 100 мм осадков в год. (Полуостров Сомали.) Почему?
9.Хотя Нигерия расположена в Африке между 4° и 14° с. ш., здесь есть места, где жителям порой приходится надевать теплую одежду и, засыпая, укрываться плотными одеялами. Определите са¬мое холодное место страны.
Нигерийский полюс холода — это плато Джое. Оно представляет собой горную местность, распо¬ложенную почти в центре страны. На высоте 1200—1400 м над уровнем моря температура воз¬духа никогда не бывает выше 25°. А по ночам здесь просто холодно. Часто утром в горах можно наблюдать иней. Поэтому жители вынуждены носить шерстяную одежду.
VI. Рефлексия.
Составление синквейна.
1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных );
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово)
1.Африка
2.Своеобразная, жаркая
3.Находится, омывается, проживают
4.Африка – это загадка!
5.Материк

VII. Итог урока: домашнее задание и анализ работы класса.
1. Выставление оценок за работу по практикуму.
Дается домашнее задание § 46-47
2.Опережающее задание:
1 вариант: подготовить путешествие по рекам Африки;
2 вариант: подготовить путешествие по озерам Африки
3.Подводим итог урока.
Категория: География | Добавил: Наталья7489 (2014-12-30) | Автор: Камкина Наталья Юрьевна E
Просмотров: 1178 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru