Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Разработка урока "Южный Казахстан. ЭГП, природные условия и ресурсы, население"
Тема урока: Южный Казахстан. ЭГП, природные условия и ресурсы, население.
Цель: выявление особенностей экономико-географического положения Южного Казахстана. Изучение природных условий и ресурсов и их влияния на экономическую жизнь региона.
Задачи:
Воспитывающие:
Осуществлять нравственное, патриотическое, экологическое воспитание учащихся;
Способствовать формированию личностных качеств учащихся, обеспечивающих успешность групповой деятельности (взаимопомощь, трудолюбие, взаимоуважение).
Обучающие:
Организовать деятельность учащихся по определению ЭГП, особенностей природы и населения Южного Казахстана;
Формировать умения работать с информацией, обрабатывать ее, применять в ходе урока и в жизни.
Развивающие:
Продолжить работу по формированию умений и навыков самостоятельно добывать знания, анализировать, обобщать, работать с географическими картами;
Развивать устную речь, логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: физическая карта Казахстана, административно-территориальная карта Казахстана, тематические карты учебника и атласа, раздаточный материал, презентация.
Методы обучения: проблемно- поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Методы самостоятельной работы, методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Форма обучения: дифференцированно-групповая.

Ход урока:
I. Вводно-мотивационная часть.
Психологический настрой учащихся-2 мин:
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.
В ходе урока мне будет приятно, если вы продемонстрируете свою эрудицию, умение работать с картой и умение извлекать при ее анализе информацию, умение выделять только главное и существенное. Ваши умения и навыки будут основными критериями при оценивании вашей работы на уроке.
Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня на уроке предлагаю вам работать в группах. Чтобы разделиться, вам нужно выбрать из коробки бумажку определенного цвета. Кто вытянет бумажку красного цвета садятся за первый ряд, синего- второй ряд, оранжевого- третий ряд. Но для начала давайте вспомним географические термины и понятия, которые сегодня пригодятся нам на уроке. Проведем мозговой штурм.

II. Актуализация знаний «Мозговой штурм»- 3 мин:
1. Давайте вспомним, что такое экономический район?
2. Сколько экономических районов выделено в Казахстане?
3. Какие экономические районы мы с вами уже изучили?
4. Назовите отрасли специализации каждого района.
5. Назовите и охарактеризуйте отрасли специализации Северного Казахстана.
III. Сообщение темы и цели урока: Выяснение особенностей экономико-географического положения Южного Казахстана. Изучение природных условий и ресурсов и особенностей влияния на экономическую жизнь района. Население.
IV. Изучение нового материала- 30 мин:
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Ребята, я предлагаю вам сегодня стать учеными «Русского географического общества» и отправиться в заочную экспедицию для изучения Южного Казахстана, поэтому вы разделились на группы. Первая группа ученые «Географы», вторая- «Геологи», третья- «Демографы». У каждой группы будет свое задание на карточке, которое вы должны выполнить и представить в виде кластера.
Работа в группах (каждая группа получает проблемное задание) на карточках - учащиеся исследуют тему по следующим проблемам с помощью атласа и таблиц учебника:
1 группа «Географы»
Задание: Определите благоприятные и неблагоприятные стороны ЭГП Южного Казахстана. Для этого используйте план, политическую карту.
План ЭГП Южного Казахстана:
1. по отношению к крупным транспортным магистралям.
2. по отношению к территориям других стран и экономических районов республики.
3. по отношению к другим экономико-географическим объектам.
Какие можно выделить выгодные и невыгодные стороны ЭГП Южного Казахстана?
2 группа «Геологи»
Задание: Каковы природные ресурсы и условия Южного Казахстана?
Определите обеспеченность Южного экономического района некоторыми природными ресурсами:
1) горючими полезными ископаемыми;
2) рудными полезными ископаемыми;
3) водными ресурсами;
4) земельными ресурсами;
5) рекреационными ресурсами.
Сделайте выводы.

3 группа «Демографы»
Задание: Определите количество населения, проживающего на территории Южного региона.
1) Самая густонаселенная область.
2) Количество городов.
3) Уровень урбанизации.
4) Средняя плотность населения.
5) Народности и нации, живущие в Южном регионе.
6) Доля ЭАН и уровень безработицы.
Сделайте выводы: почему Южный Казахстан наиболее густонаселенный в республике? Как размещено население в Южном Казахстане?
Каждая группа получает задание, в течение нескольких минут, вы работаете по своему вопросу, потом при заслушивании групп у доски работают с картой, учащиеся заполняют опорный конспект.
V. Закрепление урока: выполните тестовые задания-3 мин:
1. Какая область не входит в состав Южного Казахстана?
а) Алматинская; б) Кызылординская; в) Южно-Казахстанская;г) Актюбинская; д) Жамбылская.
2. Какое место по территории занимает Южный Казахстан? а) 1-е; б) 2-е; в) 3-е; г) 4-е; д) 5-е.
3. С каким экономическим районом Южный Казахстан не имеет общей границы?
а) С Северным; б) с Западным; в) с Восточным;
г) с Центральным; д) имеет со всеми районами.
4. С какой областью Западного Казахстана Южный экономический район имеет общую границу?
а) С Атырауской; б) с Мангистауской; в) с Западно-Казахстанской; г) с Актюбинской; д) со всеми перечисленными.
5. Какими полезными ископаемыми особенно богат Южный Казахстан?
а) Полиметаллами и фосфоритами; б) медью и полиметаллами;
в) углем и нефтью; г) железной рудой и свинцом; д) фосфоритами и углем.
6. Какова средняя плотность населения Южного района? а) 6,3; б)7,3; в) 8,3; г) 09; д) 10,3.
7. Назовите наиболее многонаселенные области Южного Казахстана.
а) Алматинская и Южно-Казахстанская;
б) Кызылординская и Южно-Казахстанская;
в) Алматинская и Кызылординская;
г) Жамбылская и Алматинская.
VI. Итог урока-4 мин:
Что нового сегодня узнали на уроке?
Какой общий вывод можно сделать об ЭГП и природных ресурсах, населении Южного региона?
VII. Д/з: & 30 читать, пересказ, к/к «Южный Казахстан» заполнить.
VIII. Рефлексия-3 мин:
Сегодня на уроке я:
научился (-ась)…
было интересно…
было трудно…
Урок привлек меня тем…
Своей работой на уроке я:
доволен
не совсем доволен
я не доволен, потому что…
Комментирование и выставление оценок.
Категория: География | Добавил: vkatya1989 (2015-02-22) E
Просмотров: 653 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru