Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Урок географии. «Зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты».
Тема урока: «Зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты».
Предмет преподавания: география.
Курс: 6 класс.
Учитель: Кобелева Лариса Михайловна.
Место работы: КГУ «Быковская основная школа», село Быково Зыряновский район, Восточно- Казахстанская область РК.
Ул. Школьная №1. 872 33023 800.

Пояснительная записка
К уроку «Зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты» в 6 классе.
(учитель географии КГУ «Быковская основная школа» Кобелева Лариса Михайловна).

Урок разработан в соответствии с требованиями ГОСО по предметам основной школы (2012год).
Данный урок может помочь педагогам увидеть метод выстраивания логической цепи в выявлении причинно- следственных связей природных процессов и законов. Просто показан ход мыслей и действий учителя и его учеников.

Тема урока: «Зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты».
Цель урока:
*Знать понятие географическая широта, экватор, полюса.
*Выявите причинно-следственную связь между поясами освещенности и углом падения солнечного луча .
*Выявите причинно- следственную связь между углом падения солнечного луча и температурой приземного воздуха..
*Уметь выявлять причинно-следственные связи между космо -планетарными явлениями природы и распределением температурного режима воздуха и атмосферного давления на Земле.
*Уметь определять пояса атмосферного давления на Земле.
*.Формирование научно-мировоззренческих взглядов на открытость, глобальность мирового пространства, самостоятельности в решении логических задач, развитие аналитических способностей.

Оборудование: иллюстрации «Природные зоны мира», глобус, атласы, карандаши простые.

Ход урока:
Этапы урока. Работа учителя Работа учащихся Цели и задачи
1. Организационный момент Знакомит с темой урока.
Ставит перед учащимися цели и задачи урока.
Проверяет готовность рабочих мест учащихся. Готовят рабочее место к уроку.
Знакомятся с целью и задачами урока. Формировать самостоятельность в организации труда.
Умение систематизировать поочередность в работе.
2. Входной контроль. Задание №1.
В «Географическом лото расставьте фишки таким образом, чтобы они соответствовали друг другу в географических понятиях»

Задание №2.
На карте мира найдите пояса освещенности. Покажите и назовите их ? Повторение понятий ранее изученных, необходимых на данном уроке.

Отработка навыков работы с картой, выработка самостоятельных навыков в работе с источниками знаний.
3. ИНТ.

4. Закрепление темы урока Предлагается рассмотрение иллюстрации, на которой изображен Земной шар с выделенными поясами освещенности и падающими солнечными лучами под разными углами падения. ( от экватора до полюсов)

Задание №3:
Найдите связь между поясами освещенности и углом падения солнечного луча по рисунку.

Предлагается рассмотреть иллюстрацию природных зон: «Арктической пустыни» и «Экваториального леса»

Задание №4:
Выявите причинно- следственную связь между углом падения солнечного луча и температурой приземного воздуха..

Объясняет , что в данном выводе вскрыты причинно-следственные связи в самом общем виде, объясняющие распределение температуры по поверхности Земли. В целом же эти причинно-следственные связи включают законы космо-планетарных свойств нашей планеты и выглядят они так (показывает схему).

Шарообразность Земли и наклон ее оси.

Географическая широта

Угол падения солнечного луча.

Количество солнечного тепла

Температура приземного слоя воздуха.

Учитель переходит к объяснению вопроса по распределению атмосферного давления на земном шаре.
Показывает иллюстрации «Пустыня» , «Влажный экваториальный лес», «Степь».
Подводит учащихся к мысль о том , что отдельные территории Земли отличаются не только температурой воздуха , но и влажностью, по количеству выпавших осадков.
Задание№5:
По карте атласа «Климатическая карта мира» определите районы , где годовое количество осадков более 2000мм, менее 100мм, и годовое количество осадков нашей местности.

Задача №6:
Выявить те условия, при которых выпадает много или мало осадков. Что на это влияет?
Какими свойствами обладает воздух на экваторе?

Вопрос: Если воздух все время оттекает от поверхности Земли, то будет ли он оказывать большое давление на земную поверхность?

Вывод: Вследствие постоянного оттока теплого и влажного экваториального воздуха у поверхности Земли близ экватора, образуется область низкого давления. Наличие этой области является главной причиной объясняющей выпадение осадков в районе экватора.

Задание №7
Выявите причинно-следственную связь между географическими поясами и атмосферным давлением. Изобразите схему?

Задание №8:
Составьте логическую цепь рассуждений, где просматривается связи между законами и признаками природы? ( явления и признаки природы записанные на доске соединять стрелками)
Низкое давление много осадков
Высокое давление мало осадков
Холодный воздух высокое давление
Теплый воздух низкое давление

Задание№9:Работа в группе.
По карте «Климатическая карта мира»,
определите места с наименьшим количеством осадков?
Объясните, почему в приполярных районах выпадает мало осадков?
Задание№10: Составьте схему логического моделирования, где
выведите связь между температурой воздуха , атмосферным давлением, количеством осадков и практической деятельности человека. Учащиеся сопоставляют угол падения солнечного луча на экваторе и на полюсе. Делают вывод:
«Чем ближе к экватору , тем угол падения солнечного луча больше»

Ведут сравнительный анализ между арктическим климатом и экваториальным.
Делают вывод:
«Чем больше угол падения солнечного луча,
Тем сильнее нагревается земная поверхность и выше температура приземного слоя воздуха»

Данную схему заносят в тетрадь.

Выполняют задание по карте.
Делают вывод:
Что на экваторе выпадает много осадков, в тропиках, на полюсах- мало.

Из курса 5 класса учащиеся знают , что выпадение осадков –наличие влаги в воздухе и образование облаков. Когда воздух теплый он легкий и поднимается вверх , там он охлаждаясь, преобразуется в облака.

Примерный ответ: «Нет ,не будет.»



С.П.


60®



30®





30®


60®.



Ю.П.

В тетрадях и на доске составляют схему логического моделирования.

Работают с картой

Теплый воздух

Низкое давление

много осадков

земледелие

Выработка умений логического и аналитического мышления.

На основе
выработки умений вести сравнительный анализ, делать выводы формировать у учащихся критическое мышление, научно-мировоззренческие взгляды на глобальность комического и мирового пространства.

Формирование навыков работы с картой, как источником информационных знаний.

Закрепление, уже полученных ЗУН в предыдущих курсах.
Укрепление положительной самооценки учащихся в системе обучения.

Развитие логического мышления.

Выработка умений логического и аналитического мышления.

Выработка умений логического и аналитического мышления.

Отработка навыков работы с картой

На основе
выработки навыков по выведению причинно-следственных связей, развивать интерес практического значения в изучении предмета география.
5.Итог урока Что вы изучили на сегодняшнем уроке?
Что узнали нового?
Как вам новые знания и умения могут пригодиться в жизни? Отвечают на вопросы Формирование организационных качеств в работе направленных на положительный результат, умений подводить итоги в своей работе.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ
НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ.


Урок разработала учительница географии
КГУ «Быковская основная школа»

Быково 2013

Источник: http://larisa.kobeleva.64@mail.ru
Категория: География | Добавил: Лариса1577 (2015-03-07) | Автор: Кобелева Лариса E W
Просмотров: 1000 | Теги: урок, региональный, причино-следственные, интересный | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-08-19, 7:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [381]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1579]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru