Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

ПРИРОДООХРАННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
ПРИРОДООХРАННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

Нургалиева Галия Кабыловвна
Член Усть-Каменогорского филиала Казахского географического общества,
методист городского методического кабинета отдела образования г.Семей
Масалимова Дидар Маулиевна
Восточно Казахстанская область, город Семей
КГУ «Общеобразовательная средяя школа-лицей №38»

Земля – всего лишь бесконечно малая частица Вселенной, но только на ней одной из всех обследованных человеком планет есть жизнь. А раз так, то нам надо вдвойне, втройне стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все изобильнее и краше. Ведь все, что мы едим, пьем, даровано нам природой. Вся наша малая и большая техника – от лопаты до космических ракет – природных материалов. А какой мерой измерить, во что оценить красоту природы: синеву морской волны, сияние снежных гор, цветочные узоры весеннего луга?! Сам человек – тоже часть природы, и всякое неблогополучие в природе угрожает его здоровью и жизнь.
Почему охрана окружающей среды стала одной из главнейших задач нашего времени? В эпоху научно-технической революции природа оказалась баззащитной перед человеком, зависимой от него. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины... Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате – изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные и растения... Это бедствие называют экологическим кризисом.
За последнее столетие 20 млн квадратных километров земельных угодий стали непригодны для земледелия. Известно, что 1 см плородного слоя, так называемого гумуса, «нарастает» не быстрее, чем за 600-800 лет. Значит, тысячелетия понадобятся для того, чтобы это земля вновь дала урожай. [1]
Не в лучшем состоянии и другие природные ресурсы: загрязнена атмосфера, многие реки, почти на исходе запасы ценных металлов, исчезают с лица Земли растения и животные.
Вдохновение, счастье, здоровье – все это тоже дарит нам природа, и сообщения о ее бедах не могут не тревожить людей. Вот почему каждому из нас так важно разобраться в тех вопросах, которые поднимаем мы. И как научиться жить в согласии с природой, как правильно общаться с нею? Например, входя в собственную квартиру, все снимаем уличную обувь. Мы поддерживаем в жилище чистоту и уют. Земля – наш большой дом. Как вести себя в этом доме человеку, чтобы не причинить вред природе? Что здесь можно, а что нельзя?
Архитекторы планируют новый город. Как расположить его жилые кварталы, заводы и фабрики, чтобы и людям удобно жить было и природе нанести как можно меньший ущерб – не сгубить окрестные леса, не уничтожить озера?
Гидростроителям надо перекрыть плотиной реку, но так, чтобы сберечь луга, пашни, не отрезать редким породам рыб путь к нерестилищу.
Для решения этих и многих других задач каждому необходимо знание законов экологии.
Вот ребята оборвали цветы на лесной поляне, а ошеломленному их поступком взрослому ответили: «Да ведь цветы ничьи! Мы же не в сад залезли!» А между тем, зная законы экологии, они не стали бы бездумно рвать цветы, которые скоро завянут. Они понимали бы, что наносят вред не только лесу, но и самим себе.
Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков – эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши леса и водоемы, землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать ее законы и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо еще «уметь видеть», т.е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной шедрости. А такому общению, несомненно, помогает знание природы. [2]
Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человека – природной среды.
Проблема охраны природной среды уже переросла рамки биологических проблем и приобрела многоаспектный характер: социально-экономический, гигиенический, технико-технологический, философский и т.д.
Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. В своем «триумфальном» шествии люди часто оставляют после себя покрытые солончаками, затопленные болотами, непригодные для жилья и хозяйствование территории.
Сегодняшний город-гигант – это кусок земли, покрытый застывшей лавой. И только букеты цветов и осенних красных листьев говорят, что где-то есть пахнущая влажная почва с миллионами трав и деревьев.
Современный город несет в себе противоречия. Разрастаясь, покрывает собой огромные территории, обедняя природу, окружая себя корками аэродромов, ТЭЦ, железными дорогами, автострадами, высоковольтными линиями. Растекаясь как гигантский каменный блин, он мучиться в поисках выхода из самого себя. Поэтому лучшие умы в архитектуры ищут решения, предлагают разные варианты городов будущего. Эти предложения различны, как различны умы, их породившие. Но их объединяет одно: они стремятся вернуть человеку живую землю и живое небо. Привлечь в города изгнанную природу. [2, 3]
Республика Казахстан дает миру пример нового отношения к Земле, принимает законы об охране почвы, животного мира, воды и атмосферы. Огромные институты работают над проблемой земли. Народный бюджет отчисляет колоссальные суммы. Эти государственные решения и дела имеют продолжения в сознании каждого человека.
«Земля у нас только одна…» Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Механизм жизни необычно прочен однако не беспредельно. В случае поломки его пересесть нам будет не на что. Надо беречь, что имеем.
«Расточительность людей – одно из главных угроз ресурсам планеты». Из недр Земли ежегодно изымается 100 млрд. т минералов. Из них более 90 % идет в отбросы. Страсть потребительства, разжигаемая рекламой, пагубно. Производится неимоверно большое количество вещей, без которых человек может и должен обходится. Альтернатива этому – пустой колодец ресурсов и горы удушающих природу и человека отбросов.
«Количество кислорода, потребляемого отдельными странами, уже превышает выработку его растениями в этих странах». Восполнение дефицита идет пока что за счет больших лесных массивов планеты.
Гигантские свалки, растущие там горы мусора представляют собой серьезную проблему для крупных городов. Уничтожение твердых отходов так или иначе приводит к загрязнению окружающей среды. Загазованностей и без того не очень чистой атмосферой.
Проблема удаления отходов не нова и очень сложно. Подсчитано что в Республике Казахстан каждый горожанин выбрасывает за год более 300 кг мусора. Он образует буквально горы твердых бытовых отходов. В Казахстане например, их ежегодно из городов и поселков вывозят свыше 30 млн. т. [4]
Коммунальное хозяйство больших городов вынуждено ежедневно нести огромные расходы по уборке. Скажем, Семей «платит» за свою чистоту 20 га земли пригородах, отданных под свалки, и примерно 6 млн. тенге, истраченных на транспортировку отходов. И так каждый год! Где же выход? В последнее время предложено несколько проектов использования мусора в качестве источника энергии. Оказывается, выгодно перерабатывать мусор и на специальных заводах. Такой завод собираются построить в городе Семей.
О проблемах охраны окружающей среды и путях решения как в нашей стране, так и на международном уровне сейчас можно узнать многое.
Ученики получают знания на уроках, из учебников, научно-популярной литературой, по телевидению и по интернету. Достаточно ли одних знании сегодняшнему школьнику, чтобы научиться понимать природу, ценить ее богатства и красоту, уметь в будущем по-хозяйски использовать полезные ископаемые, землю, воду, охранять и восстанавливать леса, украшать в зеленый наряд города и села, заботится о братьях наших меньших? Конечно, недостаточно. Нужны практические умения и навыки, а они приобретаются в процессе трудовой деятельности ребят.
Практические действия каждого человека в защиту природы необходимы еще потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд.
Школьная молодежь в большинстве своем остро реагирует на бездушное отношение к природе и готова ринутся в бой на ее защиту. Не редко школьники выступают с хорошей инициативой, но выполнить их предложения порой невозможно без помощи соответствующих организации и ведомств, потому что осуществление каждого мероприятия требует материальных и денежных затрат, не редко и квалифицированного руководства. По этому нужно постараться найти приложения своих сил в общем комплексе плановых мероприятии по охране окружающей среды города, иногда и добиться внесения своих предложении в план природоохранных мероприятии.
Необходимо действовать согласованно со всеми службами охраны природы и находит контакты с резерватом «Семей орманы», охотничьими хозяйствами. Конечно, знать, каков план природоохранных мероприятии в городе Семей, на территории которых расположена школа, какие работы могут выполнять из этого плана школьники. [5]
Направления природоохранной работы могут быть разнообразны. Наибольшее распространение среди школьной молодежи получили такие виды трудовых дел: озеленение населенных пунктов и внутреннее озеленение школы; лесовосстановление и охрана леса; борьба с эрозией почв; охрана водоемов; охрана и привлечение птиц и зверей; полезных насекомых; охрана редких исчезающих растении; охрана памятников природы.
Формы работы у нас разные: отряды зеленых патрулей, школьные лесничества, отряды по борьбе с эрозией почв, отряды голубых патрулей, лагеря труда и отдыха, натуралистические кружки и клубы юных друзей природы, экспедиции и походы, отряды по благоустройству. В последнее время появляются новые объединения, например отряды юных экологов, друзей природы и др. Особым успехом пользуется те формы деятельности, где применяется принцип самоуправления, когда в школьном коллективе сознательно выбирают вожаков и сознательно выполняют права и обязанности. В ряде случаев школьники сами вырабатывают уставы, присяги своего отряда, клуба, лагеря. Интересно будет спориться работа, если есть в отряде и свои песни, устанавливаются свои традиции, которые вырабатываются при участии всего коллектива. Только тогда они будут близки и дороги.
Большинство учащихся нашей школы активно участвуют в охране родной природы. Ребята заботятся о соседнем участке леса, следят за чистотой реки Иртыш, озеленяют берега, очищают русла или закрепляют овраги и ухаживают за лесопосадками. [6]
В нашей школе есть организация Общества охраны природы, и учащиеся состоят в нем на правах юных друзей природы. Там, где руководство этой организацией выбраны энергичные ребята и работают они в тесном контакте с учителями, там дела интересные, нужные, каждому есть возможность активно проявить свою жизненную позицию.
У нас в школе №38 г.Семей например, ученической организацией Общества охраны природы «Родник» руководит совет, который состоит из представителей инициативных групп и кружков, таких как кружок юннатов, кружок юных географов, отряд зеленных патрулей, группа организаторов школы бережливых, группа лекторов-экологов и группа экскурсоводов-экологов. Учащиеся школы взяли под охрану уникальный природный объект и любимое место отдыха горожан сосновый бор. Под руководством учителей школьники ведут наблюдения за растительным и животным миром, изготавливают и развешивают птичьи домики и кормушки, очищают лес от валежника, проводят посадку ценных деревьев и кустарников. Однако этого оказалось недостаточным. Лес испытывает большую нагрузку посетителей, и ребята убедились, что нужно организовать широкую разъяснительную работу среди отдыхающих и упорядочить их движение. Поэтому и решили создать учебный экологический маршрут и использовать ее для пропаганды природоохранных и горожан.
Маршрут усилиями многих ребят и учителей, а в проектировании ее помогли представители «Семей орманы» На маршруте 13 станций, оборудованных информационными стендами, выполненными школьниками на уроках труда и во внеурочное время. На каждой станции экскурсовод-школьник раскрывает определенную тему, например:
1. Первый маршрут «Реликтовый бор»
2. Второй маршрут «Молодые саженцы»
3. «Молодожены» и «Выпускники»
4. «Святой ключ» и.т.д.
Ученики нашей школы под руководством учителей и администрации
школы лицея №38 проводили IV Республиканский экологический форум внесли, большой вклад в воспитание сверстников.
Решить такие вопросы одним школьником было не под силу, поэтому будущее «Семей орманы» стало предметом обсуждения на общем собрании ученической организации Общества охраны природы. Учителя и ребята обратились ко всем коллективам школ город Семей принять участие в охране соснового бора.
Ученики ведут проектные работы, также проводятся экологические недели, декады, субботники. А ребята продолжают свои дела, но уже вместе со своими сверстниками из других школ города. В школьном коридоре появился уголок охраны природы, здесь не лозунги и призывы, а карта соснового бора и схема маршрута тропы с описанием: каким был лес раньше, какие природы росли и какие звери и птицы водились, что растет и кто обитает в лесу сейчас, показанной перспективы на будущее. Помещены на стендах и фотографии ребят, отличившихся в работе охране «Семей орманы», награды за общие добрые дела школьного коллектива.
Вот так делается доброе в защите природы у нас в школе.

ТҮЙІНДЕМЕ - SUMMARY
Табиғатты қорғау – бұл табиғи жер және су ресурстарын ұтымды пайдаланып, сақтауды және ұдайы өсіруді қамтамасыз етуге бағытталған шаралар. Бұл жұмыста мектеп оқушыларының қоршаған ортаны қорғауға қосқан үлестері, мемлекеттік қорыққор «Семей орманын» қорғауға ерекше ат салысқан іс-шаралары және мектеп орманшылығының жұмыстары көрсетілген.
The guard of environment is measures the rational use of natural earth and resources of water sent to the permanent increase. In hired shown in treasure of schools of students on the guard of environment, also their participating in the measures of guard of state natural object of "Semey ormany"
Литературы:
1. Михаев А.В. Охрана природы. – Москва, 1983
2. Природа и хозяйства Восточного Казахстана.// Алма-Ата, Наука, 1979
3. В помощь школьному лесничеству (сборник материалов) – Семей, 2006
4. Кузьменко Б. // Ертіс өңірі. Алматы, - Қайнар, 1984.
5. Выгодский Л.С. Исследование развития научных понятий в детском возрасте. – М. 1960
6. Родзевич Н.Н. Проблемы формирования экологического мировоззрения // география в школе.
Категория: География | Добавил: Galiya9562 (2015-03-23) | Автор: Нургалиева Галия Кабыловна E
Просмотров: 235 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru