Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Урок Машиностроение мира
Тема урока: Машиностроения мира

Класс: 10
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения.
Задачи
Образовательные:
1. Определить значение и состав машиностроительного комплекса мира.
2. Сформировать представления о распространении отдельных отраслей машиностроения.
Развивающие:
1. Совершенствование умений анализировать текст ,умения исследовательской работы в группе .Доступность и достоверность передачи информации..
Воспитывающие:
1. Продолжить работу над формированием географической картины мира.
2. Развивать умение у учащихся анализировать и оценивать результаты своей собственной деятельности, умение работать с различными источниками знаний.
3. Умение анализировать и сопоставлять карты разного содержания; работать с таблицами, схемами.
.

Оборудование:
• карта «Политическая карта мира»
Ход урока

I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы продолжим изучение географии промышленности. Для этого давайте представим мир, в котором мы живем. В наши дни есть такая отрасль, которая по числу занятых, и по числу стоимости продукции занимает первое место среди отраслей мировой промышленности; наиболее динамичная отрасль промышленности, которая отражает уровень развития стран. О какой отрасли идет речь? (Машиностроение)
И как называется, тема сегодняшнего урока? (Машиностроения мира) , запишем её в тетрадях.
Запись темы в тетрадь.

II. Целеполагание

На уроке мы должны: выяснить, какое значение играет машиностроение в мире; из каких основных отраслей она состоит; какие факторы влияют на их размещение; определить лидеров основных отраслей и рассмотреть территориальную структуру машиностроения.


III. Актуализация знаний

. Машиностроение возникло как отрасль всего лишь 200 лет назад во время промышленной революции в Англии. Но в наши дни машиностроение – главная отрасль мировой экономики. Она отражает уровень научно-технического прогресса, экономический уровень страны, обороноспособность страны, определяет развитие других отраслей.
Современное машиностроение имеет очень сложную структуру и состоит из большого количества отраслей и производств. Вспомним структуру машиностроения, которую вы изучали в 9 классе .
С точки зрения выпускаемой продукции, особенностей размещения производства и технологического процесса чаще всего выделяют следующие отрасли : общее машиностроение (специализирующиеся на выпуске производственного оборудования), Сельскохозяйственное, тяжелое машиностроение
Слайд


IV. Изучение нового материала

Машиностроение представляет собой одну из самых сложных и дифференцированных отраслей промышленности.
Существуют различные классификации отраслей машиностроения.
- На какие группы, на ваш взгляд, могут подразделяться отрасли машиностроения по времени возникновения. (на старые, новые и новейшие).
- Предлагаю открыть атласы на странице 19 и разделить отрасли машиностроения на старые, новые и новейшие.
Отрасли машиностроения


Старые отрасли Новые отрасли Новейшие
Железнодорожное Авиастроение Ракетостроение
Станкостроение Энергетическое Электроника
Судостроение Автомобилестроение Электротехника
Тракторостроение

Слайд 6. - А теперь определите, какие факторы влияют на их размещение.

Факторы размещения

Сырьевой Трудовой Научный
Потребительский Трудовой

- Какой вывод можно сделать из данной схемы: (запись в тетрадь)
Вывод:
Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. А как вы думаете, почему?(Металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.)
Сегодня на нашем рынке есть изделия со всего света, и прежде чем дойти до потребителя, они прошли долгий и сложный путь.
- А теперь разделимся на группы по 2 человека и выполним небольшую практическую работу.
работая по картам атласа, определить лидеров в различных отраслях машиностроения. Каждая группа работает с одной отраслью, но по ходу отчета групп будем заполнять все отрасли. Ответы оформить в виде таблицы.
Отрасли машиностроения Страны – лидеры в производстве Факторы размещения Особые примечания

Станкостроение

ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия Потребительский, сырьевой Лидерами в станкостроении являются развитые страны
Бытовая электроника Южная Корея, Тайвань, Китай Трудовой Бытовая техника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в НИС.(новых индустриальных странах)
Судостроение Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика Сырьевой, потребительский Ведущие позиции занимают страны, нуждающиеся в больших количествах сырья, которое в основном поставляется морским видом транспорта. Также имеет значение и стоимость труда рабочих в развивающихся странах.
Авиастроение США, ФРГ, Франция, Россия Трудовой, потребительский, сырьевой (алюминий) Авиастроение представлено в основном только в развитых странах.
Железнодорожное машиностроение Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика Сырьевой Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны
Автомобилестроение Легковые: Япония, США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания. Грузовые: США, Япония, Канада, Россия Сырьевой, потребительский Представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок сосредоточена в развивающихся странах (Южная Корея, Китай, Бразилия, Мексика), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах и стоимости труда рабочих.

Далее выступает каждая группа, а остальные заполняют их в тетрадях.
- Какой вывод можно сделать из этой таблицы?

Вывод: Отрасли машиностроения размещены неравномерно.

V.Физминутка.

По уровню развития машиностроения, мир можно разделить на несколько групп.
На какие группы вы бы разделили их? (атлас стр.19)

Зафиксируем это в виде таблицы:
Страны с высоким уровнем машиностроения Страны со средним уровнем машиностроения Страны с низким уровнем машиностроения Страны. Где машиностроение отсутствуют или представлено мелкими предприятиями
США, ФРГ, Япония, Франция ЮАР, Китай, Испания, Португалия, Финляндия, Бразилия, Индия и.т.д. Чили, Перу, Турция и т.д. Непал, Бангладеш, Мали, Судан и т.д.

А теперь попробуем составить региональную классификацию стран по уровню машиностроения.
По уровню машиностроения страны можно разделить на несколько регионов: Северная Америка, Европа, Азия, Латинская Америка и СНГ.
Теперь выполним следующее задание: Каждая группа дает характеристику одного региона , пользуясь планом, опираясь на записи в тетради, текст учебника и карты «Машиностроение мира».
Северная Америка - производятся все виды машиностроения, от самой высокой до средней и низкой степени сложности.
Европа – Развиты практически все отрасли машиностроения, особенно автомобилестроение и массовое машиностроение.
Восточная и Юго-Восточная Азия. Здесь лидирует Япония, сочетающая продукцию машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Также широко представлены судостроение, автомобилестроение.
СНГ – представлены практически все отрасли, но международная специализация – металлоемкое машиностроение.
Латинская Америка – представлены, в основном, судостроение и автомобилестроение. Лидерами являются – Бразилия и Аргентина.

VI. Закрепление знаний

Выполним небольшую тестовую работу на закрепление изученного
По числу занятых (более 80 млн. чел.) и по стоимости выпускаемой продукции занимает
первое место в мире среди всех отраслей мировой промышленности.

Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны
Наиболее важными отраслями машиностроения являются станкостроение, морское судостроение, автомобилестроение и производство электронного оборудования.

При сохраняющемся лидерстве развитых стран происходит рост производства машин и оборудования в развивающихся странах.

В развитых странах производят сложные, наукоемкие виды машиностроения. В развивающихся странах - сборочные «отверточные» производства.

VII. Рефлексия

- Над какой темой мы работали?
- Какие новые знания открыли?
- Какие задания наиболее интересные?
- Где могут пригодиться новые знания?

VIII. Домашнее задание:
Параграф учебника страница
Творческие задания разного уровня:
Подготовить интересные факты и сообщение по одной из компаний отрасли машиностроения.
Категория: География | Добавил: kuzvesova2016 (2015-03-27) | Автор: Екатерина E
Просмотров: 346 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru