Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Бинарный урок по теме Масштаб
БИНАРНЫЙ УРОК
(МАТЕМАТИКА, ГЕОГРАФИЯ)
6 класс

Тема урока: «МАСШТАБ»


НАПРАВЛЕНИЕ: реализация принципов личностно-
ориентированного обучения на уроках математики и
географии.

ОБОСНОВАНИЕ.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен разработкой и проведением учителями интегрированных уроков.
Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой – высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного усвоения учащимися изучаемого материала.
С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. На проведенном уроке мы старались при его проведении привлечь знания, умения и навыки, полученные учащимися ранее на уроках географии и математики, научить школьников рассматривать не отдельные изолированные знания и явления, а обширные единства. Воспринимать мир во всем его многообразии и взаимосвязи, способствовать формированию нового, интегративного способа мышления, характерного для современного человека.
При проведении интегрированных уроков, как позитивными можно отметить следующие моменты:
– активизация познавательной деятельности учащихся, усиление тенденции к синтезу изучаемого материала;
– интегративные познавательные задачи помогают в короткий срок выявить интересы учащихся, что является важным процессом при обучении;
– учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, т.к. два предмета (в нашем случае математика и география) представлены общей темой, общими задачами и рассматриваются во взаимосвязи.

БИНАРНЫЙ УРОК
(МАТЕМАТИКА, ГЕОГРАФИЯ 6 класс)
Тема: «МАСШТАБ».
Цели урока:
обучающая: познакомить с понятием «Масштаб» ,научить решать задачи на нахождение расстояний на местности и на карте зная масштаб карты, развитие мыслительной деятельности учащихся на уроке,, решение математических задач по данной теме;
развивающая : установление интеграционных связей между понятием «масштаб» в географии и математике; развитие логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать, проводить аналогии, применять ранее полученные знания в других учебных ситуациях , развитие познавательного интереса учащихся на основе межпредметных связей;
воспитательная: в ходе урока содействовать формированию мировоззренческих понятий «целостность мира», преодоление разобщенности научных знаний по различным дисциплинам, установление межпредметных связей, развитие в ходе групповых форм работы духа коллективизма и сотрудничества, воспитание трудолюбия.
Оборудование: пазлы города Уральска, географические карты, глобус, карточки по математике для устного счёта, для теста, модель машины, интерактивная доска.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент:
а) Разделить учащихся на группы по 4 человека и рассадить их в классе для работы по группам; для каждой группы сделаны именные листы и лежат на партах;
б) Психологический настрой (учащиеся встают вокруг глобуса и рукой дотрагиваются до него, повторяя за учителем слова).
учитель географии:

«Наш дом родной, наш общий дом,
Земля, где мы с тобой живем,
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зеленый луг,
Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке».


2.Мотивационное начало урока.
учитель математики:
Как вы думаете, ребята, почему ученые разных стран мира – физики, химики, математики – легко понимают друг друга, несмотря на то, что говорят они на разных языках? (спросить и выслушать ответы детей) Ответ прост: у этих наук существует свой язык, удобный и понятный каждому специалисту. Вот почему, начиная изучать математику, мы прежде всего, знакомимся с ее языком – цифрами и математическими символами.

учитель географии:
География тоже имеет свой язык. Речь идет о географических картах, без которых география не может существовать, так же как математика без цифр и уравнений.

3. Актуализация знаний
Учитель математики:
1. Устный счёт:
2.
3. Слайд 1
Задание №1.
Прежде вспомним перевод одних единиц в другие. Продолжите цепочку, записанную на доске.
а) 1мм;1см;… (1дм;1м;1км)
б) 1км=1000м=… (10 000 дм = 100 000 см =1 000 000 мм)
в) 1 см – 0,01м – 0,00001км

Задание №2.
Выразите в см: 650 м; 8 км; (Ответ: 650 м = 65 000 см; 8 км = 800 000 см)

Задание №3 Слайд 2
Определить ключевое слово урока нам поможет устный счёт.
1. Чему равно отношение чисел:
а) 3 и 7;
б) 25 и 5; 5
в) и ; 2
г) 0,48 и 1,6. 0,3
2. Найдите неизвестный член пропорции:
а) 5:3=15:х; 9
б) = 15
в) 9:с=15:4 2,4
Правильные ответы занесены в таблицу.
Получается слово МАСШТАБ

Учитель географии:

В обычной жизни и, особенно на уроках географии, истории мы пользуемся различными изображениями земной поверхности. Вспомним, какие существуют способы изображения поверхности Земли. Это: фотографии, аэрофотоснимки, рисунки, планы местности, схемы, карты,глобус.

Что такое план местности?
Ответ: План местности – это чертеж небольшого участка земной поверхности на плоскости, в уменьшенном виде, с помощью условных знаков.
А как вы думаете люди, каких профессий чаще всего пользуются планом местности.(картографы, архитекторы, геодезисты, инженеры)

Для того чтобы изобразить большой или не очень большой участок земной поверхности на карте или плане, необходимо знать - во сколько раз это изображение меньше действительного. Каждая карта содержит указание на использованный при ее составлении масштаб, что позволяет её владельцу судить о соотношении между длиной линии на карте и длиной соответствующей ей линии на местности.

Учитель географии: Как вы поняли речь сегодня на уроке пойдет о масштабе Д. И.Менделеев считал, что « естествоиспытателем нельзя быть, не получившим начальных знаний в географии, математике и т. п». Познать мир можно только в связи нескольких областей наук, поэтому наш урок будет бинарный география совместно с математикой.
В тетрадях запишите число и тему урока « Масштаб и его виды».
Какова цель нашего сегодня урока? ( Ребята проговаривают свои версии, учитель поправляет).
Цель нашего урока: имея знания географии, научиться решать задачи, которые встречаются в жизни.
4. Изучение новой темы
Учитель географии:
Масштаб-это отношение длины на плане или карте к длине на местности.
Числитель масштаба равен 1, знаменатель показывает во сколько раз уменьшен объект.
Например 1: 10 000 обозначает, что объект уменьшен в 10 000 раз.
Масштаб обозначается буквой М 1: 10 000

Виды масштаба

Численный Линейный

Именованный

Работа с картой. Найти на картах атласа обозначение масштаба и определить его виды.

--Чтобы понять, как определять расстояние по карте с помощью масштаба, необходимо вспомнить как преобразуются друг в друга различные единицы измерения. ( слайд 7).
-- Чтобы перевести численный масштаб в именованный надо:
1. Записать в 1 см- поскольку в 1 метре 100 сантиметров, то нужно убрать два нуля.
2. Поскольку в 1 километре 1000 метров, то нужно убрать ещё три нуля ( если можно).
3. Оставшееся число записать после тире, указать метры или километры.

-- Чтобы перевести именованный масштаб в численный надо:
1. Записать 1: и величину масштаба (число после тире).
2. Если именованный масштаб дан в метрах, то поскольку в 1 метре 100 сантиметров, нужно добавить два нуля.
3. Если именованный масштаб дан в километрах, то поскольку в 1 километре 1000 метров, нужно добавить ещё три нуля.
-- А теперь переведите численный масштаб в именованный и наоборот. Самостоятельная работа.
-- Проверим ответы. ( слайд 9).
(слайды №8)
• Численный масштаб в именованный:
1) 1:1000 в 1 см – 10 м
2) 1:75000000 в 1 см – 750 км
• Именованный масштаб в численный:
1) в 1 см – 50 км 1:5000000
2) в 1 см – 200м 1:20000

Мы познакомились только с одной областью применения масштаба, а именно, при изображении участков земли на карте. Как вы думаете, где еще применяют масштаб? Правильно, при строительстве. Чтобы построить здание, сначала разрабатывают чертежи. К ним относится и план здания, на котором указывается взаимное расположение помещений. Для построения плана также используют понятие «масштаб». Кроме этого также на практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей

(например, деталей самолета, автомашины) и очень мелких (деталей часового механизма). Поэтому, при вычерчивании, изображения больших деталей уменьшают, а маленьких – увеличивают. Для этого тоже применяют масштаб.

Учитель математики:
Масштаб и его виды рассматриваются, изучаются на уроках географии.
Почему же в учебнике математики предложена такая тема?
Ответ: Масштаб – это отношение. А отношение – одно из понятий математики.
По слайду № 9 даются ответы на вопросы:
1. Что называют отношением двух чисел?
Ответ: Отношением двух чисел называют их частное
2. Что показывает отношение двух чисел?
Ответ: Отношение двух чисел показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.
3. Как иначе можно записать отношение 1: 100 и что оно показывает?
Ответ: оно показывает, что первое число составляет часть от второго числа или что первое число в 100 раз меньше, чем второе.
4. Что показывает отношение 1000: 1?
Ответ: Это отношение показывает, что первое число в 1000 раз больше второго.
5. Как найти отношение 400 м к 8 см?
Ответ: Надо выразить величины в одной и той же единице измерения.
6. Выразить в см: 350м, 4км.
Ответ: 35 000см, 400 000см

Учитель математики:
Сегодня на уроке вы уже решали географические задачи на масштаб, а теперь посмотрим, как это определение используется в математике.
Слайд № 10 - № 14
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом.

5. Решение задач. Слайд № 15
Учитель математики: Решение задач записывается на доске и в тетрадях с обсуждением.
Коллективное решение задач (тексты задач предлагаются учащимся на карточках), обратить внимание на правильное оформление задач.
1. Длина отрезка на карте 3 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 1 000 000.
Решение. Пусть х см длина отрезка на местности, тогда
Карта Местность
3 см х см
1 см 1 000 000 см


3 : 1 = х : 1 000 000, х = 3 • 1 000 000,
х = 3 000 000, 3 000 000 см = 30 км
30 км длина отрезка на местности
Ответ: 30 км.
2. Расстояние между двумя городами равно 400 км. Определить расстояние между изображением этих городов на карте с масштабом 1 : 5 000 000. (ответ: 8 см)

Решение. Пусть х см длина отрезка на карте, тогда
Карта Местность
х см 400 км =40 000 000 см
1 см 5 000 000 см

х : 1 = 40000000 : 5000000
х = 1 • 40000000 : 5000000 = 8 см
Ответ: 8 см

3. Расстояние между двумя пунктами на местности, равное 190 км, изображено на карте отрезком 19 см. Определить масштаб карты. (ответ: 1 : 1 000 000)
Решение. Пусть х см длина отрезка на карте, тогда
Карта Местность
19 см 190 км =19 000 000 см
1 см х см

19 : 1 = 19000000 : х
х = 1 • 19000000 : 19 М: 1 :1 000 000

Ответ: М: 1 :1 000 000

6. Практическая работа Слайд № 16
Работа в группах: Учащиеся в начале урока были разделены по группам. Каждая группа получает задание и необходимый материал для выполнения задания.

• 1 группа работает с глобусом .
Предлагаем узнать, в каком масштабе выполнен глобус. Как получить необходимые данные?

Длину экватора найти из справочной литературы (мы сделали памятку на парту). Длину экватора на глобусе измерить подручными средствами, например портновский метр, нитка, (заранее было на парте). Вычислить масштаб глобуса. После того, как группы справятся с заданием , один представитель от группы рассказывает решение и проверяем сразу по доске. Вся группа вместе оценивает работу каждого.
Длина линии экватора на глобусе 80 см Длина экватора Земли
40 074, 7км= 40000км
Масштаб?



40 000 КМ = 4 000 000 000 СМ
4 000 000 000 : 80 = 50 000 000
Ответ: масштаб глобуса 1 : 50 000 000. ( Это означает—1 см на глобусе соответствует 50 000 000 см на земном шаре, т.е. 500 км.).

• 2 группа работает с моделью машины .
Длина машины в натуральную величину 4 м. Определить, в каком масштабе выполнена её модель.
Решение: карта местность
10 см 4м = 400см
1 х
х = 400 : 10 = 40
Ответ: масштаб модели 1 : 40

• 3 группа работает с картой.

• 4 группа с геометрическими фигурами
Используя геометрическую фигуру, начертить её в масштабе 1:4.

• 5 группа
Начертить план коридора школы от кабинета математики до поворота в спорт зал в масштабе 1 : 50

Ответ : длина 10 см, ширина 4 см
Домашнее задание: Слайд № 17 Творческое задание. Сделать макеты своих домов, квартир в определённом масштабе.
Подведение итогов: Дети сами подсчитывают и озвучивают итоговые оценки за урок.

Рефлексия: Слайд № 18
-- Сегодня я узнал(а)……
-- Было интересно…..
-- Было трудно……..
-- Я понял(а), что……
-- Теперь я могу…..
Мы надеемся, что сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии «масштаб»
Об умном человеке говорят: « масштабно мыслит». Будем этому учиться!!
СПАСИБО ЗА УРОК!!
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Данный урок построен на деятельной основе с использованием групповых форм работы и игровой технологии.
Красной нитью через весь урок прошла работа по сближению географии и математики в использовании понятия « масштаб».
Главная цель урока – адаптация понятия «масштаб» к решению математических задач достигается за счет самостоятельной работы групп и осмысления этого понятия при решении задач.
В ходе урока учащиеся смогли увидеть целостность картины мира, преодолеть разобщенность знаний по различным дисциплинам, увидеть межпредметные связи между математикой и географией.
Групповые формы работы развивают в детях чувство ответственности и сопереживания за деятельность своей группы, умение, прислушиваясь к мнению каждого, выбрать верное, общее решение.
При проведении урока были выдержаны все основные компоненты современного урока:
– организация класса и психологический настрой на работу;
– постановка целей всего урока и его отдельных этапов;
– мотивационный: определение значимости изучаемого материала;
– коммуникативный: общение учащихся в группах, доброжелательные отношения
учителей и учащихся;
– содержательный: подбор материала для урока в соответствии с психофизиологически-
ми особенностями учащихся данного возраста;
– технологический: как оптимальный для данного класса, выбор групповой формы
работы;
– контрольно-оценочный: оценка индивидуальной и групповой деятельности учащихся
для стимулирования активности учащихся;
– аналитический: подведение итогов урока, анализ деятельности на уроке самими
учащимися, рефлексия.
Урок учащимся понравился, это они отметили при подведении итогов урока, учителя, его
проводившие, остались уроком довольны тоже.


Задание для группы № 1

В каком масштабе выполнен глобус?
Длина экватора Земли 40 074, 7км ≈ 40000 км

Задание для группы № 2
Длина машины в натуральную величину 4 м.
Определить, в каком масштабе выполнена её модель.

Задание для группы № 3

Карта

Задание для группы № 4
Используя геометрическую фигуру, начертить её
в масштабе 1:4.

Задание для группы № 5

Начертить план коридора школы от кабинета математики до поворота в спорт зал в масштабе 1 : 50.

1. Проверьте свои знания (самостоятельная работа по географии):
1. Какой из масштабов крупнее?
а) 1:35 б) 1:500 в) 1:60 000
2. В каком из масштабов карта более подробна?
а) 1:500 б) 1:5 000 в) 1:50 000
3. Численный масштаб 1:7 000 000 выразить именованным:
а) в 1см 70км б) в 1см 700км в) в 1см 7 000км.
4. Во сколько раз расстояние на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабе 1: 25 000?
5. На плане расстояние между пунктами 4,5 см; масштаб 1:10 000. Каково расстояние между пунктами на местности?
6. На плане расстояние между пунктами 3 см, что соответствует 900 м на местности. Каков масштаб плана?
Ответы: 1 – а;
2 – а;
3 – а;
4 – в 25 000 раз;
5. 4, 5х 100 =450 м
6. в 1 см – 300м или 1: 30 000.
Категория: География | Добавил: АйжанЛюба (2015-05-21)
Просмотров: 670 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru