Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

"Проблемы окружающей среды - наши проблемы"
Учитель географии Киякбаева Алтнай Толеутаевна
гимназия №5, г.Астана
Разработка внеклассного мероприятия
ТЕМА: "ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ -
НАШИ ПРОБЛЕМЫ"
ЗАДАЧИ:
1. Формирование экологического сознания и мировоззрения учащихся.
2. В игровой форме привлечь внимание учащихся к глобальным проблемам Человечества.
3. Воспитание экологической морали и этики.
ПЛАН РАБОТЫ
1. Вступительное слово учителя.
2. Условия игры.
3. Первый тур "Что мы выбираем или золотые жилы мусорных свалок.
4. Второй тур "Мир использование вещей".
5. Третий тур "Вода - это жизнь".
6. Четвертый тур "Ситуации"
7. Заключение.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Природа или окружающая нас среда - это многочисленные животные организмы в естественной среде обитания. Научная дисциплина, называемая экологией, изучает взаимодействие этих животных организмов друг с другом и с окружающей средой, а также каким-то образом данные взаимоотношения воздействуют на природу в целом.
Много веков человек боролся с природой как с врагом. Теперь он отвечает за природу в целом и за каждый компонент в отдельности. Эту свою ответственность мы не можем передать никому. А значит, наши поступки должны быть разумными и человечными.
Высокий уровень загрязнения атмосферы и поверхности вод приводит к деградации почв, снижению урожайности и качества продукции, гибели лесов, отрицательно влияет на здоровье людей.
Ученые просчитали, что за последние годы в атмосферу выброшено более 180 млрд. тонн углекислого газа, что взамен одного посаженного дерева вырубается 30 других, что многие химические соединения как бы выжигают озоновый слой, защищающий все живое от ультрафиолетового излучения Солнца. Неожиданно для всех нас в озоновом слое появились "озоновые дыры". А ведь если тоненький слой озона в атмосфере исчезнет, искусственно возобновить его невозможно.
Очевиден и факт быстрого изменения климата, неуклонного роста среднегодовых температур. Гибнут от вредных стоков озера и реки. Многие из них уже потеряли способность к самоочищению. Не лучше положение и с море. Загрязнены Балтика, Каспий, Черное, Азовское моря, Арал, Балхаш, реки Ишим, Или и другие. Судьба многиз озер, рек, морей под угрозой. Усиленно вырубаются леса, особенно тропические. А ведь лес-то-это завод по производству кислорода и поглощения углекислоты. Не станет лесов, не хватит и кислорода для жизни. На смену зеленым массивам приходят пустыни. Самой большой пустыней считают Сахару в Африке. Площадь этой пустыни увеличивается с каждым годом на 6-7 км к югу. Природа Африки под угрозой уничтожения - тревожный сигнал экологической системы всей планеты. Неужели вся Земля станет Сахарой. Вот почему сегодня среди важнейших проблем, которые стоят перед человечеством, проблемы окружающей среды стоят вслед за прблемой сохранения мира на Земле.
И мы с вами должны осознать, что человек существует не по соседству с окружающей средой, а является ее частью, так же, как и то, что проблемы окружающей среды - наши проблемы.
Наше сегодняшнее мероприятие является первым в цепи экологических мероприятий. Сегодня мы затронем проблемы, с которыми каждый сталкивается и, которые яляются важнейшими экологическими проблемами окружающей среды и нашего с вами существования.
Эпиграфом нашей встречи послужит известные слова главного героя повести А. Де Сент Экзюпери "Маленький принц": "Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - приведи в порядок и свою планету".

Условия игры
Мы поработаем в форме соревнования двух команд: "Восток" и " Запад", каждая из которых своими заработанными в конкурсах баллами, будет очищать наш Земной шар от мусора. На доске повешена карта полушарий, покрытая разноцветными бумажками по цвету команд. При каждом заработанным баллам снимается бумажка, таким образом, идет очищение нашего шара от мусора.
А сейчас слово моим помощникам.
Ведущий: Здравствуйте! Приветствую всех собравшихся в этом зале.
Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей.Подсчитано: на каждого из нас в год растрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть - 97% идет в отходы.
Львиная доля потреблении, а значит и отходов, приходится на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. км. Практически без поломок, а сегодня, если на спидометре 120 тыс. км., она - кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки, покупай, покупай, покупай. А старые, но еще вполне гордые вещи, выкидываются.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта, люди еще долго обречены, жить среди этих рукотворных памятников Беззаботности.
Вопрос "Куда деть мусор?", становится актуальнее. И мы попробуем ответить сегодня на него.
Учитель: 1 тур "Что выбираем или золотые жилы мусорных свалок"
Команды получают по три таблички - указатели с цифрами 1, 2, 3. На каждый вопрос ведущий дает три варианта ответа. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа.
Вопросы первого тура
1. Большую часть мусора, загрязнеющего Землю, составляют:
A. Пластмасса
B. Стекло
C. Металл
2. Какая поверхность промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:
A. производство упаковочных материалов
B. переработка мусора
C. производство автоьмобилей
3. Прежде, чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
A. рассортировать
B. собрать в одном месте
C. раскрошить
4. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
A. компостировать
B. сжечь при специальных условиях
C. переплавить
5. Вредные выбросы оказывают влияние на:
A. только на те регионы, на которых производилось загрязнение
B. на ближайшие регионы
C. даже на территории, удаленные от места, где загрязнение увидело свет
6. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
A. их захоронение
B. разработка правовых механизмов регулирования процесса
C. рециркуляция (повторное использование отходов)
7. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
A. теплоэнергетика
B. нефте- и газопереработка
C. автотранспорт
8. Оптимальное решение энергетической проблемы:
A. экономия энергии
B. развитие атомной энергии
C. развитие ветроэнергетики
9. Бутылка или банка из пластмассы,брошенная в лесу, пролежит без изменения:
A. 10 лет
B. 50 лет
C. 100 и более лет
10. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
A. 1-2 года
B. 5-8 лет
C. 20 и более лет
После окончания работы судьи подсчитывают баллы и с изображения земного шара убираются отходы, соответствующие заработанным командой очкам.

Учитель: Второй тур "Мир использованных вещей"
"Вторая жизнь ...." Время на обсуждение две ситуаций по 2 минуты
Ведущий 2: Большинство материалов, используемых сегодня, выбрасывается после однократного применения. Эти материалы на 2/3 состоит из алюминия, 3/4 из стали и бумаги и еще большая часть пластика. Общество станет потреблять значительно меньше энергии и меньше загрязнять окружающую среду лишь в том случае, если на смену одноразовому "мышлению" придет этика вторичного использования ресурсов.
Для переправки алюминия из металлолома требуется в 20 раз меньше энергии, чем для выплавки его из бокситовой руды. Для стали, перерабатываемой из металлолома, экономия составляет 2/3.
Производство бумаги из макулатуры требуется 60% энергии, необходимой при первичном производстве бумаги из целлюлозы. При переплавке стекла экономия 1/3 энергии.
Будущее за экологическими упаковками на продукты, которые должны придумать вы - поколение XXI века.
Сейчас предлагаем вам обсудить следующие ситуации.
(командам раздаются листы с проблемными ситуациями)

Вопросы второго тура
Команда №1
1. Покупать ли напитки в пластиковых бутылках?
Факт: Американцы используют 2,5 млн. пластиковых бутылок ежегодно. Эти бутылки не могут быть переработаны, и они никогда не разрушается.
Что делать? Использовать для напитков алюминиевые или стеклянные банки, для молока и сока - бумажные пакеты, затем перерабатывать их.
2. Экономьте бумагу.
Факт: Американские учреждения ежегодно выбрасывают бумагу, которой бы хватило для того, чтобы построить стену в 12 фунтов высотой вдоль всей страны.
Что делать? Большая часть бумаги, выбрасываемая в учреждениях, имеет текст только на одной стороне. Нужно научиться использовать чистую сторону для черновика, письма или рисования.
Команда 2.
1. В мире уничтожается 500 тыс. деревьев только для того, чтобы люди могли читать газеты каждое воскресенье.
Что делать? Сохранять газеты для дальнейшей переработки.
2. Что делать со старыми батарейками?
Факт: Американцы выбрасывают 2,5 млн. фунтов батареек в год. Ядовытые вещества из батареек могут попасть в окружающую среду, особенно если батареи поджечь.
Что делать? Сохранять старые батарейки и доставлять их в перерабатывающий центр.
Учащиеся вслух обсуждают проблему. Если не найдут правильног ответа " что делать " сооющают ведущие. Жюри оценивают ответы. Максимально 2 балла за каждый вопрос, итого - 4 балла.

Третий тур "ВОДА - это жизнь"
Ведущий 3: Предлагаем небольшую эмоциональную разгрузку
Декламирующий:
Океан седой гремит набатом
Он таит обиду в глубине
Черный, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными как боги
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век
На земле уж белых пятен нету
Черные, сотрешь ли, человек?

Ведущий 3: Всем известно, что 2/3 человеческого тела составляет вода. Кровь человека содержит 83% воды, мозг и сердце около 80% воды, в костях вода составляет 20-25%.
Без воды жизнь невозможна.
Если без пищи человек может прожить больше месяца, то без воды он не проживет и трех дней. Даже такое нетребовательное животное как верблюд "корабль пустыни" - не может прожить без воды больше восьми дней.
Не зря говорят: "Вода - это жизнь", - ведь она основной компонент живых клеток. Человеку становится все трудней обеспечивать себя водой, поскольку природные источники пресной воды - озера и реки с каждым годом все больше загрязняются как твердыми, так и жидкими отходами производства.
Около 97% всей воды на Земле содержатся в океанах, морях, соленых озерах, и ее нельзя использовать для питья.
Из остальных 3% пресной воды более 3/4 находится в виде полярных льдов и горных ледников.
Пресная вода, которую человек может использовать для себя, составляет всего лишь 0,5% всех водных ресурсов Земли, к тому же большая ее часть настолько загрязнена, что ее не выгодно очищать. Только 0,003% всей воды доступно для нужд людей, сельскохозяйственного и промышленного применения. Другими словами из ста литров воды можно быть использовано меньше чайной ложки. Ограниченность водных ресурсов привела к тому, что некоторые регионы и города начали испытывать недостаток в питьевой воде. Можно ли решить эту проблему?
Теперь мы хотим Вас познакомить с ситуациями тоже давно знакомыми каждому из вас.

Ситуации "Вода - это жизнь"
Команда 1
Факт: Если вы поливаете газон в середине дня, когда солнце жаркое, большая часть воды испаряется, прежде чем дойдет до корней.
Ситуация: Когда лучше поливать газон?
Команда 2
Факт: Текущий кран может израсходовать 3 тыс. галлонов воды в год.
Ситуация: Вы обнаружили текущий кран. Ваши действия?

Тур четвертый - ситуации
Ведущий 4: Сколько же воды нужно человеку? Перед вами данные.
В день на человека приходится
На мытье рук 6-8 литров
Чистка зубов, не закрывая крана 6-8 литров
Споласкивание унитазов - 15 литров за один спуск
Душ - 15-20 литров в минуту
Стирка 130-150 литров за один раз
Принятие ванны 150 литров
Это то, что мы можем позволить себе сейчас. А как бы вы себя чувствовали, если бы у вас не было необходимого количества воды для питья, умывания?
Представьте, что в 2015 году на каждого человека будет приходиться 30 литров пригодной для употребления воды в день.
Что каждый из нас должен сделать, чтобы предотвратить уменьшение мирового запаса питьевой воды к 2015 году.

Представьте ситуацию:
Если вы закрываете водопроводный кран, когда чистите зубы, тем самым вы экономите 4 литра воды. Если вы чистите зубы два раза в день, вы можете сэкономить 8 литров воды. Подумайте, сколько воды сэкономит семья из 4 человек за год (365 дней), если каждый член семьи будет закрывать кран, чистя зубы.
(За правильный ответ 3 балла)
Жюри подводит итоги, насколько удалось очистить от мусора полушария.
Объявляется победитель.

Слово учителя
Мы, конечно, поздравляем победителей, но сегодня для каждого важным было, как на олимпиаде - участие в сегодняшнем обсуждении проблем окружающей среды.
Сегодня мы сделали первый шаг по тропе экологии. И от того, каким он будет четким или не четким, последовательным или размытым зависит наша жизнь сегодня и жизнь следующих поколений планеты. Каждый должен осознать себя жителем нашего общего дома - планеты Земля. Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить. Она - природа была и всегда будет сильнее человека ибо она его породила. Он лишь миг ее жизни. Она же вечная и бесконечная. Человек для нее деталь. А потому - не вреди.
Давайте возьмемся за руки, объединим полушария планеты, и каждый скажет по предложению о том, что мы должны и чего не должны делать, сохранить возможность существования нашей жизни на Земле. Все встают в круг, берутся за руки и каждый говорит по предложению свою мысль о защите окружающей среды. Учитель заканчивает цепочку словами:
"Здоровья и спасибо всем"
Категория: География | Добавил: Tnalina (2015-06-23) | Автор: Алтнай E
Просмотров: 272 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 0:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru