Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Развитие критического мышления на уроках географии.
Развитие критического мышления на уроках географии.

Если ученик сможет объяснить то, что он узнал кому-то еще, процесс обучения был результативен.
(Тренинг «Приемы формирования КМ»)

Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителя. («Руководство для учителя» стр. 154). На базовом уровне процесс критического мышления включает: сбор релевантной информации, оценку и критический анализ доказательств, обоснованные выводы и обобщения, пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта. Это как раз то, что подходит к урокам географии, так как мы много сравниваем, анализируем в процессе изучения предмета.
Работая на уроках, с детьми, меня заинтересовала теория Вольфа и Александера: «Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ».
Познакомившись с идеями программы и теоретическим материалом по данному модулю, в своей педагогической деятельности я использую следующие виды работ, по развитию критического мышления:
Фаза вызова
«Парная или групповая мозговая атака»
Учащиеся активно предлагают свои идеи, которые записываются на доске, затем выбираются самые лучшие.
«Ассоциативный куст»
Использование данной стратегии помогает учащимся эмоционально настроиться на работу, даже самые пассивные дети активно высказывают свои версии.
И другие.

Фаза реализации
«Кластер»
На основном этапе урока, при изучении нового материала, использую стратегию «кластер», учащиеся делятся на группы, по желанию, так как, по словам Мерсер (2005) взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным», чем взаимодействие в форме беседы «учитель – ученик», и, таким образом, имеет различные возможности для разработки обоснованных аргументов, и описания наблюдаемых событий.
Учащиеся, изучая текст учебника, выделяют самые основные вопросы по теме и фиксируют их на кластере. В ходе работы групп предлагаются формы выполнения работы, выдвигаются версии материала, который наиболее точно подходит для кластера. После составления кластера, одна группа учащихся защищает свою презентацию, остальные дополняют. В ходе данной работы, учащиеся учатся сотрудничать в группах, выделять наиболее важную информацию, защищать свою работу, дополнять необходимый материал, оценивать работы других групп, делать выводы. Тем самым развиваются навыки критического мышления.

Мозаика «Джигсоу»
Работая по стратегии мозаика «Джигсоу», учащиеся осваивают новый материал в группах. Затем участники групп меняются местами, возвращаются в домашние группы, где происходит взаимообучение, каждый номер рассказывает и излагает содержание своей части нового материала так, чтобы все члены группы могли ответить на вопросы к нему. Для проверки понимания материала можно провести простой тест. При данной форме работы, учащиеся учатся нести ответственность за свою работу, так как от нее в последствии зависит оценивание каждого члена группы.

Таблица «ЗХУ»
В ходе уроков используется таблица «знаю – хочу узнать – узнал». Она заполняется для того чтобы выяснить какими знаниями располагают учащиеся по данной теме и что они хотят узнать нового. Используя стратегию «сигнал рукой» определяю, что все учащиеся поняли задание. На эту работу отводится время пять минут, дети думают, вспоминают, обращаются друг с другом, записывают. По окончанию работы, несколько учеников зачитывают свои записи. Вопросы, на которые они хотели узнать ответы, записывают на доске, чтобы в конце урока, снова к ним вернуться.
Такая форма работы способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Здесь, как раз, просматривается связь материала урока с жизненным опытом учеников. В конце урока ученики заполняют третий столбик таблицы. Учащиеся, работая с данной таблицей, учатся обобщать, группировать свои знания, мысли.

Фаза рефлексии
Синквейн
«Эссе»
Эссе помогает учащимся подытожить свои знания по изученной теме, а для учителя - это возможность получить обратную связь.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: «что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию». («Руководство для учителя» стр. 156).
При развитии критического мышления у учащихся, конечно, возникают определенные трудности, так как классы состоят из учащихся с разным темпераментом, разным уровнем интеллектуального развития, разными образовательными потребностями.
Выполняя различные виды работы, некоторые учащиеся столкнулись с трудностями, так как не все могут определить наиболее удачные и понравившиеся моменты, а также предложить свои рекомендации. Это происходит, потому что не все учащиеся могут правильно сформулировать свои мысли и изложить их вслух или на бумаге.
Для дальнейшей своей работы я планирую продолжать внедрять в процесс обучения разнообразные формы работы для развития критического мышления учеников, буду развивать свое критическое мышление, через обсуждение возникших проблем с коллегами, изучая специальную литературу, так как только критически мыслящий учитель может воспитать критически мыслящего ученика.
Такие формы и методы обучения воспринимаются учащимися положительно, так как они являются новыми, необычными и как следствие интересными.

Использованная литература:
1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
2. Программа. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
3. Задания для выполнения в период практики в школе. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
4. Тренинг «Приемы формирования критического мышления». ГЦИ «Эгида» Новосибирск, 2011
Категория: География | Добавил: svetik8427 (2017-03-09) | Автор: Попова Светлана E
Просмотров: 119 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-08-20, 3:26 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4020]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [381]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1580]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru