Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Урок по географии в 6 классе "Водяной пар в воздухе"
Тема: Водяной пар в воздухе
Цели: сформировать представление о насыщенном и ненасыщенном воздухе, нау-чить вычислять относительную и абсолютную влажность
Оборудование: учебник
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
1. Оргмомент
2. Изучение материала:
- Тема сегодняшнего урока «Водяной пар в воздухе». Давайте, ответим на несколь-ко вопросов: в каком состоянии вода находится в атмосфере, видим ли мы водяной пар? (ответы учащихся)
После дождя вы не раз наблюдали, как крыши домов, листья деревьев намокали, появля¬ лись лужи. Но стоило показаться Солнцу, подуть ветру, как все вокруг высыхало.
- Куда же исчезает дождевая вода? (ответы учащихся)
Она превращается в водя¬ной пар. Поскольку он бесцветен, как воздух, то мы его не видим.
В воздухе всегда находится определенное количество водяного пара. Частицы воды в виде пара содержатся также в составе воздуха комна¬ты. Заметить это нетрудно. Зимой обратите внимание на металлические предметы (замок портфеля, коньки и др.), занесенные домой с улицы. Через некоторое время они начинают «потеть». Это значит, что теплый воздух в комнате, соприкасаясь с холодными предметами, выделяет ка¬пельки воды.
Влага земной поверхности испаряется из почвы, болот, рек, озер, морей и океанов и попадает в виде водяного пара в атмосферу. Самое большое количество воды (86%) испаряется из океанов и морей.
В природе водяной пар находится в непрерывном круговороте. Под¬нимаясь над Океаном и поверхностью суши, он попадает в атмосферу. Воздушные течения уносят его с собой в другие места. Водяной пар, в свою очередь, охлаждаясь, превращается в облака, и в виде осадков снова возвращается на поверхность Земли.
- Как вы считаете количество водяного пара зависит от температуры? (ответы учащихся).
Содержание водяного пара в воздухе зависит от состояния испаряе¬мой поверхности и температуры. Над Океаном в воздухе водяного пара много, а над сушей - мало. Кроме того, чем выше температура воздуха, тем больше в нем содержится водяного пара.(см. таблицу на с .84)
Как видно из таблицы, воздух при определенной температуре может содержать определенное количество водяного пара. Если воздух вмеща¬ет такое количество водяного пара, какое он при данной температуре может содержать, то его называют насыщенным. Например, для насыщения 1м3 воздуха водяным паром при температуре +30°С необхо¬димо 30 г водяного пара. Если количество водяного пара составляет всего 25 г, то воздух будет ненасыщенным, сухим.
- Давайте запишем в тетрадь новые понятия
При повышении температуры насыщенный воздух становится нена¬сыщенным. На-пример, для насыщения 1м3 воздуха при температуре 0°С необходимо 5 г водяного пара. Если температура воздуха поднимается до +10°С, то для насыщения воздуха не будет хватать 4 г водяного пара.
-Сколько граммов водяного пара может вместить 1 м3 насы¬щенного воздуха при его нагревании от 0°С до +10°С? (4 г.) От +20°С до +30°С? (13 г.)
-Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С
1 м его содержит 7 г водяного пара? (Нет, не хватает 10 г до насыщения.)
-Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1 м3 воздуха, содержаще-го 7 г водяного пара, до температуры +10°С? (Нет, т. к. воздух будет ненасыщен, кроме то-го, воз¬дух при этих условиях способен впитывать водяной пар.)
Учитель предлагает решить проблемное задание:
-Почему утром появляется роса, почему при восходе солнца
она исчезает?
Если ученики самостоятельно не смогут ответить, то учитель в беседе с учениками объясняет.
- Днем температура воздуха была 30°С. Сколько воды могло со¬держаться в 1 м воздуха (при условии, что он насыщен 30 г?
- Утром температура упала до +10°С. Сколько грамм воды мо¬жет содержаться при данной температуре? (9 г.)
- Какой возникает вопрос? (Куда девалась «лишняя» вода мас¬сой 21 г?)
- Какой напрашивается ответ? (Вода выпала в виде росы.)
- А теперь объясните сами - куда исчезла роса днем и почему? (Температура повысилась до +30"С, и воздух, имея в себе 9 г воды, превратился в ненасыщенный, и поэтому началось ис¬парение, и роса исчезла?)
- Таким же образом объясняется появление и исчезновение ту¬манов.
Содержание водяного пара в воздухе определяется абсолютной и относительной влажностью.
Абсолютная влажность - количество водяного пара в граммах, содержащегося в 1 м3 воздуха (г/м3).
Относительная влажность - отношение количества вла¬ги, имеющейся в 1 м3 воздуха, к тому количеству водяного пара, кото¬рый насыщает воздух при данной температуре. Относительная влаж¬ность выражается в процентах.
Относительная влажность показывает степень насыщения воздуха водяным паром. Например, 1 м3 воздуха может содержать 1 г водяного пара при температуре -20°С. В воздухе содержится 0,5 г вла¬ги, значит, относительная влажность равна 50%. При насыщении воз¬духа водяным паром относительная влажность достигает 100%.
- Всегда ли при t = +30°С содержится 30 г воды? (Ученики вы¬двигают несколько версий - да и нет, чтобы выделить глав¬ную, учитель напоминает о пустынях.)
- Итак, не всегда при определенной температуре может содер¬жаться максимальное для этих условий количество водяного пара. При t = +30°С содержится 30 г водяного пара. Выразите 30 г в процентах (100%), а, если содержится 17 г водяного па¬ра?
Составление пропорции:
30 г - 100%
17г - х%
56% - относительная влажность.
После насыщения воздуха водяным паром его излишки превращаются в капельки воды. Например, если в 1 м3 воздуха при температуре -10°С вместо 2 г водяного пара содержится 3 г, то его излишки (1 г) превращаются в капельки воды. При пониже¬
нии температуры насыщенного воздуха он не может удержать в себе прежнее количество водяного пара. Так, для насыщения 1 м3 воздуха при +10°С нужно 9 г водяного пара. Но если температура понизится до 0°С, то воздух сможет вместить только 5 г водяного пара, остальные 4 г
превратятся в капельки воды.
Переход водяного пара при определенных ус¬ловиях в жидкое состояние называют кон¬денсацией (по-латыни конденсацио - сгуще¬ние). При температуре ниже 0°С водяной пар пе¬реходит в твердое состояние, т.е. превращается в кристаллики льда.
Относитель¬ная влажность измеряется с помощью прибора -волосяного гигрометра (по-гречески гигрос - влажный, метр - мера). В этом приборе используется свойство человеческого волоса уд¬линяться при повышении влажности. Когда влаж¬ность уменьшается, волос укорачивается. Изме¬нение длины волоса передается стрелке, которая, двигаясь вдоль циферблата, показывает относи¬тельную влажность в процентах (рис. 54).
Гигрометр так же, как и термометр, помещается в метеорологичес¬кую будку.
На метеостанциях влажность воздуха определяется на более точных приборах и с помощью специальных таблиц.

Закрепление:
1. Определите абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при температуре +20°С 50% (при +20°С может содер¬жаться 17 г водяного пара, 50% от этого количества - 8,5 г). (Ответ: 8,5 г - абсолютная влажность.)
2. 1 м воздуха имеет температуру +10°С и содержит 6 г воды. Такой воздух насыщен или нет? Ответ поясни.
(При t = +1 (ТС может содержаться 9 г водяного пара, а со¬держится 6 г. До насыщения не хватает 3 г, значит, воздух ненасыщен.)
3. Определите относительную влажность, если при температуре
+10°С в воздухе содержалось 1 г воды.
9 г -100%
1г - х%
(Ответ: относительная влажность при t = +10°С при 1 г водя¬ного пара равняется 11%.)
4. В воздухе при температуре +30°С содержится 15 г воды.
Сколько грамм воды не хватает до насыщения?
(Ответ: не хватает 15 г воды.)

Д/з: параграф 30
Дополнительный материал
Искусственное воздействие на туманы
Все знают, как опасен туман, а особенно чувствуют это те, кто находится в пути. Все виды транспорта замедляют или вовсе пре¬кращают свое движение. Туман особенно сказывается на авиацион¬ном транспорте. Как только видимость сокращается, число самоле¬тов, совершающих посадку, сразу уменьшается.
Туман продолжается по 5-6 часов, и видимость в нем понижается до нескольких десятков метров. (При видимости меньше 1,5 км поч¬ти никто из летчиков не решается на посадку или взлет).
В аэропортах при прогнозе тумана в борьбу с ним вступает отряд, который, вылетая на специальном самолете, засеивает его углеки¬слотой (сухой лед, которым охлаждают мороженое) при помощи установки, названной «Метель». Температура в облаках понижается и выпадает снег. Он падает, облака редеют и в итоге через 40-45 минут туман рассеивается.
Использование росы
В древности обитатели пустынь собирали воду так. Вокруг дере¬ва, возле его корней, клали много камней. На этих камнях поутру собиралась роса. Она стекала в землю, и дерево получало влагу.
Один человек, наверное, знавший про этот способ, придумал дру¬гой. На острове Брава, одном из островов Зеленого Мыса, очень редко выпадают дожди. Зато туманы - дело обычное. Но ведь туман - это вода! Человек увидел, что на листьях фуркройи - гигантской лилии -из-за туманов так много оседает росы, что она стекает на землю.
Человек взял и связал листья так, что она стала стекать не на зем¬лю, а на другой лист, расположенный ниже, а с него - на следую¬щий... В самом низу образовался целый ручей. Потом изобретатель посадил пот склону в один ряд шестьдесят гигантских лилий и вы¬копал канавку. И роса стала стекать в канавку. 200 литров воды, а в сильные туманы даже 600 л собирали листья фуркройи. Целый во¬допад росы!

Категория: География | Добавил: ОлЕчКа3909 (2011-01-15) | Автор: Фризен Ольга Сергеевна E
Просмотров: 30818 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.1/9
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-07, 2:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru