Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Исследовательская работа учащихся по географии
Специализированная средняя школа №2
Научное общество учащихся «Интеллектуал»

Ф.И.О.автора: Макарова Полина, 8 кл.


«Дачное хозяйство Актобе»

Направление: Здоровая природная среда- основа реализации стратегии
«Казахстан-2030»

Секция: Краеведение

Руководитель: Макарова Н.Г.- учитель географии

Рецензент: Избасарова Н.А.-руководитель городской творческой
лаборатории по географии

Актобе-2008

Абстракт


Работа «Дачное хозяйство Актобе» содержит описание дачного хозяйства . Приводится описание истории возникновения дачи как социального, экономического и социологического явления. В работе приведены данные социологического опроса.

Оглавление
Введение………………………………………………………………....4
Что такое дача?..........................................................................................4
История развития………………………………………………………..4
Выводы или факторы развития дачного хозяйства……………………7
Экология и Экономика…………………………………………………..7
Стремление жить на даче - тормозящий или двигающий вперёд экономику фактор?.......................................................................................................8
Результаты социологического опроса………………………………….9
Заключение………………………………………………………………13
Литература ………………………………………………………………14


Введение.
Моя тема: «Дачное хозяйство Актобе».
Цель работы: выяснить, что это за географическое, экономическое, экологическое и социальное явление.
Задачи:
• Изучить историю появления дач и дачного хозяйства, рассмотреть причины развития и функции.
• Сделать выводы о социальной роли дач для населения в разные исторические периоды развития.
• Провести социологическое исследование с целью определения значения и места дач в образе жизни и хозяйственной деятельности городских семей.
Этот проект актуален, как я считаю, потому что эта тема волнует каждого. То есть информация для людей по той теме, которая им интересна. В условиях рыночных отношений проблема обеспечения населения экологически чистыми продуктами и проблема отдыха населения на природе становится все более актуальной.

Что такое дача или как она появилась ?
Дача -это садово-огородное подспорье, место общения и отдыха, признак престижа, целое явление в жизни государства.
В русском языке слово «дача» появилось сравнительно недавно. До 18 века оно обозначало земельный участок, данный кому-то во владение.
У В.И.Даля термин «дача» упоминается в смысле раздачи чего-то, и только в самом конце приводиться значение «загородный дом». Предположительно, понятие «дача» связано с всеимперским Генеральным межеванием в России, происходящим в 18-19 веках. Важнейшим его назначением было точное определение границ земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей, для разрешения частных земельных споров собственников земли. По манифесту 19 сентября 1765 года правительство подарило помещикам огромный фонд земель, насчитывавший около 70 000 000 десятин (иными словами, выделило первые «дачи»). В основу конфигурации владений были положены границы старинных писцовых «дач». Межевание сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны, и все планы содержали «экономические примечания» (о числе душ, об оброке и барщине, о качестве земель и лесов, о промышленных предприятиях и промыслах, о памятных местах).

История развития
В 18-19 веке. на первом этапе дачи чаще всего выступали как дополнительное жильё, служащее для показания престижа и отдыха. Многие дворяне посещали свои вотчины нечасто, годами проживая за границей и в России бывая лишь наездами. Другие вельможи имели собственный дом или снимали квартиру в городе. В поместье (это не дача в современном понимании) наведывались, время от времени, перебираясь на постоянное жительство только после выхода в отставку или в случае непредвиденных денежных, политических и иных затруднений. Хотя были и настоящие помещики.
Во второй трети 19 столетия с началом урбанизации и индустриализации задымились фабрики и заводы, появились доходные дома. На лето и выходные все, кто мог себе это позволить старались, отправить семьи на природу. Одновременно произошло усовершенствование транспортной системы, так как появилось регулярное сообщение с пригородами. Таким образом, развитию дачного хозяйства способствовало развитие капитализма в России и некоторое ухудшение экологической обстановки.
В конце 19-начале 20 веков состоятельные люди по-прежнему отдыхали в родовых гнёздах и за границей, но для большинства людей среднего достатка (чиновников, дельцов, офицеров, представителей свободных профессий) дачи были единственной возможностью отдохнуть и побыть на природе. Они были не только собственные, но и снимаемые на определенный срок. В рассматриваемый временной интервал это понятие уже так укоренилось в сознании, что и летние пригородные имения знати (например, большие, почти дворцовые загородные дома) назывались дачами. Так именовали даже дома построенные богатыми людьми в Крыму и на Карельском перешейке. Тем не менее, дачей называют летнее, редко зимнее жилье в ближних пригородах, деревянное и без уже распространенных в городских квартирах удобств - электричества, канализации, водопровода и телефона. Те, у кого денежных средств в наличии было много, строили собственные дачи или нанимали большой дом. Люди скромного достатка снимали часть дома у хозяев, а то и комнату у местного крестьянина или мещанина. В наши дни некогда дачные посёлки оказались в зоне крупных городов.
Дачная жизнь этого периода была с домашними театрами, гуляниям на закате по аллеям, романтике, с рыбной ловлей, купанием, самоварами, пирогами, парным молоком от ближайшей молочницы. Большинство таких дач сгорело или рассыпалось, как угас и теплившийся в них быт.
Следующий этап развития пришёл с началом первой мировой войны и Октябрьской революции. Многие из дачевладельцев и дачесъёмщиков погибли или мигрировали. Дома были сожжены, разграблены, превращены в постоянное жильё, национализированы. Но жизнь на даче у людей вошла в привычку, и даже в первые послереволюционные годы дачная культура слабо, но продолжала существовать. Л.Д.Троцкий превратил в свою дачу село Архангельское, в Горках Ленинских, как на даче, жил В.И.Ленин. Всё это прототипы « правительственных дач» более поздних времён. Стремление интеллигентного городского населения куда-нибудь уехать на лето сохранилось. Дачи продолжали снимать и в 1919 году, и в 1920 году. Расплачивались за проживание в них, за возможность позабыть на время о происходящем кошмаре, отъесться картошкой, капустой, а то и попить парного молока.
С введением НЭПа в России дачная жизнь и дачное строительство не просто возродилось, но и приобрело большой размах. «Дачная идея» овладела широкими массами. Новые «вельможи» стали с удовольствием жить на дачах, которые раздавала власть. Возникли дачные посёлки членов правительства, адмиралов, старых большевиков, героев-полярников, военных, членов Академии наук и Академии художеств, писателей, композиторов, архитекторов, летчиков, министерств и ведомств, заводов и академических театров. Дачные посёлки ширились концентрическими кругами: географически всё дальше и дальше от города. Строились дачи по типовым проектам с использованием рациональной технологии - дощатый каркас с двумя слоями фанеры, засыпка сухим торфом. Интересно, сто такая дача состояла, в основном, из двух жилых комнат, кухни и террасы.
После войны «дачная идея» охватила практически все слои населения. Дач и земельных участков не хватало. Ещё более усложнилась система получения их: одним удавалось добиться большого дома в живописном месте рядом с городом, другим полагались шесть, а то и четыре сотки где-нибудь на болоте. Член садового товарищества, напротив, должен был посадить установленное регламентом количество деревьев и кустов. Но не имел права построить у себя в домике печь, то есть не мог жить там, в холодное время года. Это изменилось в хрущёвскую садово-огородную эру. С 1960 года 20 века давали участки в шесть восемь соток. При Л.И.Брежневе садоводческие товарищества получили официальное разрешение на строительство «летнего садового домика».
В последние десятилетие горожане всё чаще покупают деревенские дома. Россияне возвращаются к пониманию дачи, каким оно было в первой половине 19 века. Это загородный дом для отдыха, коттедж. Их считают особым, новым типом городского жилья в сельской местности. Доступны они богатым людям. По обустроенности коттеджи не уступают городскому жилью, но в большинстве своем всё равно используются сезонно. Для остальных дачный участок стал важнейшим подспорьем. В европейских языках нет слова, адекватно передающее слово «дача» и наше понимание не соответствует пониманию иностранных граждан. В толковом словаре французского языка Le Robert есть слово datcha: «… типично русское слово. Русский сельский дом, находящийся вблизи большого города». Полного впечатления, что такое дача, оно не даёт и понятие «поехать на дачу» у европейцев его нет. Англичанин, немец, француз, итальянец скажу «поехать за город». Если провести сравнение русских и западных дач, то мнения будут разными. В понимании французов это «загородный дом» или «второе жилище». У англичан – коттедж, сельский дом. У немцев – «сельский дом», «летний дом». Ещё есть «Шребергартон» - крошечный лоскуток земли, пара деревьев, цветочная клумба, очаг для барбекю и микроскопический сарай для хранения инвентаря. Закон запрещает ночевать здесь, да там и негде. Сюда приезжают, чтобы покопаться в земле или устроить семейную трапезу на свежем воздухе. Кроме того, в Европе загородный дом могут себе позволить только представители «высшего и среднего класса», остальные предпочитают путешествовать или отдыхать у деревенских родственников.

Выводы или факторы развития дачного хозяйства:
• Появление и существование дач - это не только хорошая давняя традиция.;
• Развитию дачного хозяйства способствовало постепенное увеличение экологического загрязнения городов и развитие транспорта;
• Дачное хозяйство – это особая форма временного расселения
населения в близи городов;
• В разное время дачи служили разным целям: иметь возможность выехать за город для отдыха, иметь дачу явилось вопросом престижа, наличие дачи помогало людям выжить в трудные и даже голодные годы;
• Города растут, постепенно поглощая территории занятые дачными посёлками. Однако не всегда удаётся превратить их заурядные районы.
Экология и экономика.
И здесь актуально рассмотрение проблемы: каково влияние дачного хозяйства на экологию и экономику тех пригородных регионов, которые охвачены дачеиспользованием и дачестроительством? Что такое дача:
• Признак повышения их благосостояния?
• Признак бедности и социальной напряженности?
• Сигнал бедствия населения и природы?
Существуют разные взгляды по данным проблемам, но общее мнение сводиться к тому, что дачное хозяйство при всём его удобстве и пользе для человека, имеет много отрицательных следствий экологического, экономического и социального характера:
1. До 1917 года в России не использовались в сельском хозяйстве верховые болота. Не селились и на заливных лугах, там пасли скот. Верховые болота и сырые поляны раздавали под дачные участки и иссушались дачниками, но они являются источниками малых речек. Капиллярная сеть мелких рек и ручьёв средней полосы просто исчезла.
2. Низины, овраги, луга, раздаваемые под дачи, были последними убежищами диких растений и некоторых видов животных.
3. С точки зрения экологии желательно, чтобы застройка и пашня располагались компактно, а леса, луга, которые их разделяют, представляли собой сплошную сеть. В нашей стране зелёный каркас «пунктирен», а малоэтажная дачная застройка представлена сплошной сетью. Зелёные островки окружены длинными полосами застроек, которые тянутся вдоль пойм, оврагов, высоковольтных линий.
4. Вокруг дачных участков возникли стихийные свалки.
5. Подсчитано что дачные посёлки наносят вред площади в 5-6 раз большей, чем занимают. Вокруг них уничтожаются ценные лесные ресурсы, нарушаются правила сбора грибов, не выдерживают натиска животные. Всё это приводит к их исчезновению.
6. Вырубаются высокие деревья, которые корнями высасывают из почвы много влаги и испаряли её через листья в воздух. А после расчистки леса и его застройки изменяется гидрологический режим местности, дачный посёлок подтопляется, дачники вынуждены рыть дренажные канавы, в которые потом сливают помои. Это приводит к отравлению грунтовых вод.
7. Наблюдается развитие субурбанизации - обрастание городской агломерации полугородской застройкой. Загородное сезонное жильё превращается в место постоянного проживания.
8. Пригородная застройка приводит к появлению насыпных и асфальтовых дорог, каждая из которых представляет собой водонепроницаемую дамбу. Сеть дорог разбивает местность на изолированные участки, где застаивается вода, изменяется гидрология местности и идёт подтопление домов.
9. Развитие дачного хозяйства подстёгивает автомобилизацию, что усиливает процесс загрязнения окружающей среды.
Новые коттеджные посёлки размещаются в рамках существующих жилых массивов, ремонтируя и расширяя уже имеющиеся транспортные сети.

Стремление жить на даче- это тормозящий или двигающий вперед экономику фактор?
1. Повышение квартплаты и жилищн-коммунальная реформа выталкивают из города многих людей и привлекают мигрантов в дачные посёлки (снять дачу дешевле, чем жить в городе).
2. В советский период люди не могли работать на себя. С появлением возможности иметь садовые участки они стали чувствовать себя хозяевами. Сформировалась психология – человек пять дней работает на работе, погруженный в мысли о том, как вечером в пятницу он поедет на дачу, где будет работать на себя.
3. Такое развитее экономики стимулирует неполную занятость, скрытую и открытую безработицу, неквалифицированный труд .
4. Заявка на экологическую чистоту выращенного урожая на дачах обманчива. Многие дачи расположены рядом со свалками, в ближайшем радиусе которых ничего выращивать и потреблять не рекомендуется.
5. Дачное сельское хозяйство способствует развитию сельского хозяйства страны.
6. На сегодня дачные участки становятся местом проживания наиболее бедных слоев населения.
7. Дачи используются не по назначению - на них проживают постоянно.

Вывод: Всё вышеперечисленное говорит об изменении статуса дачи. Из мест отдыха и сбора урожая дача постепенно превращается в наиболее выгодное вложение денежных средств с последующим использованием как мксто постоянного проживания.
Отсюда вырастаем много экологических и социальных проблем.

Результаты социологического опроса.
Я опросила 42 человека в возрасте от 11 до 72 лет.
На первый вопрос «Есть ли у Вас дача?», 50% человек ответили, что у них есть дача.

На второй вопрос «Сколько лет вашей даче?» 50% человек ответили, что у них есть дача уже 0-10 лет, 25% человек ответили, что у них есть дача уже 10-20 лет, а другие 25% человека ответили, что у них есть дача уже 20-30 лет.

На третий вопрос «Где находится ваша дача?» 35% человек ответили, что их дача находится в городе, 60% человека ответили, что их дача расположена от города в 0-10 километрах, 5% человека ответили, что их дача расположена от города в 10-20 километрах.

На четвёртый вопрос «На чем вы добираетесь до дачи?» 60% человек ответили, что добираются до дачи на автомобиле, а 40%) человека добираются на автобусе.

На пятый вопрос «Ваша дача находится в области или в городе?» 5% человек ответили, что их дача находится в области, 95% человека находится в черте города.

На шестой вопрос «Что вы выращиваете на даче?» 50% человек ответили, что на даче они выращивают овощи, ягоды, цветы, зелень, фрукты, 25% выращивают
овощи и зелень а 25% только овощи.

На седьмой вопрос «Разводите ли вы домашних животных на даче?» только 5 % ответили, что на даче разводят домашних животных (кроликов, овец) и птицу.

На восьмой вопрос «Делаете ли вы заготовки из выращенного на даче?» 75% ответили, что делают заготовки на зиму из того, что растёт на даче.

На девятый вопрос «Вы используете урожай для продажи?» 35% ответили, что используют выращенный урожай для продажи.

На десятый вопрос «Какое время года вы проводите на даче?» 30% человек ответили, что дачные сезоны- это весна, лето, осень, 25% человек ответили, что дачные сезоны это весна, лето,10% человек ответили, что дачные сезоны это лето, осень, 35%ответили, что дачные сезоны- это весна, лето, осень, зима.

Вывод:
В результате удалось установить, что средняя семья чаще всего имеет дачу или старается выезжать на дачу к родственникам. Добираются преимущественно на машине. Географическое расположение загородного домика чаще в городе , реже - в области. Цветы, овощи, зелень, ягоды выращиваются большинством опрошенными. Некоторые используют дачу для разведения домашнего скота и птицы.
Появляются на рынке с продукцией немногие, но зато все лакомятся зимой вареньем и солёными огурчиками с собственного огородика. Весна, лето и начало осени – вот дачные сезоны обычных актюбинцев, для зимнего времяпрепровождения строения чаще всего не предназначены. Но 35% опрошенных актюбинцев старается наведываться или живет постоянно на дачах и зимой. Выяснилось, что дачи могут позволить себе не все

Заключение.
В своей работе я смогла выполнить поставленные мной цели и задачи, и вот что у меня получилось. В результате проделанной работы, я поняла, что к дачному хозяйству нельзя относиться однозначно.
Ведь дача с одной стороны это хорошее место для отдыха людей, человек у которого, есть дача, старается выращивать свои растения (овощи, фрукты, цветы, ягоды, и т.п.). Таким образом, экономит деньги, не покупая это на базарах и в магазинах.
Но с другой стороны дача наносит вред экологии, ведь часто в тех местах, где вырастают дачные поселки, образуются свалки. Также в наше время идёт очень опасная тенденция к нелегальному строительству или строительству в неположенных местах, то есть около берегов водоёмов. Всё это наносит огромный вред и может привести хоть и к небольшой, но экологической катастрофе. Пытаясь перенести своё жилище ближе к живописным местам, свежему воздуху и водоёмом, мы наносим вред природе.
Нужно бережно относится к природе. При написании работы я закрепила умения работы в библиотеке. Умение отбирать материал выделять главное делать выводы. Все эти качеств помогут мне в будущем найти свое место в экономике страны.

Категория: География | Добавил: Асем (2011-02-18) | Автор: Макарова Наталья E
Просмотров: 8203 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 0:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru