Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Развитие личности школьника через интегрированный урок географии.
Развитие личности школьника через интегрированный урок географии


Аненко Ольга Валерьевна
ОСШ №32 г. Караганда


Выбор темы нашего опыта «Развитие личности школьника через интегрированные уроки географии» закономерен и актуален. Многие ученики обладают широким кругозором, но, обладая бессвязными знаниями, становятся в тупик, встречаясь с совокупностью явлений в их живой связи, поэтому считаем главной задачей, помочь ребятам объединить все эти знания в единое целое, путем формирования и развития у учащихся системы способов учебной деятельности, активизации познавательной деятельности, развития пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к занятиям.
За основу берем тот факт, что все школьные предметы обладают своеобразным интеграционным потенциалом, и что порой успешное изучение одного предмета зависит у них от наличия знаний и умений по другому предмету. В программе многих школьных дисциплин много перекрестков: совпадающих тем, общих проблем и вопросов. Всё это является заявкой на интеграцию, хотя бы по отдельным предметам.
Мы пришли к выводу, что именно методика интегрированного обучения является одним из решающих факторов формирования всесторонне развитой личности.
На данном этапе обучения приходится решать и еще одну немаловажную задачу: изучить уровень подготовленности учащихся, оценить их особенности и познавательные интересы.
Решение всех этих задач не исключает трудностей, с которыми сталкивается как ученик, так и учитель. Каковы же они? Во-первых, в каждом классе есть группы школьников, отличающихся типами памяти, восприятия и внимания.
Однако, несмотря на все трудности, которые приходиться преодолевать в процессе подготовки и проведения урока, радует конечный результат интегрированного обучения.
Трудоемкость работы заключается в умении синтезировать материал отдельных предметов в единое целое, учитывая при этом уровень подготовленности учащихся, их психологические особенности и познавательные интересы. Мы разработали планы нескольких интегрированных уроков, которыми пользуемся в течении 2 лет, а для проверки усвоения пройденного создали ряд проверочных материалов в виде практических работ, тестов и т.д.
Для развития познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков, решались следующие задачи: установить тесные контакты с преподавателями других предметов и познакомиться с программами по этим курсам. С постановки и выполнения этих задач мы начинаем подготовительный этап интегрированного обучения.
Строго оценивания содержательный план своего предмета, учителя могут увидеть, что «изолированное» преподавание нередко ущербно, недостаточно. Можно отчетливо понять, что все в нашем мире взаимосвязано и что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не коснувшись при этом множества других. Это и есть «заявка» на объединение и интеграцию программ, хотя бы по отдельным темам. Но все же более глубока основа объединения, когда выявляешь в преподавании своих предметов такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели обучения.
Организация учебно-познавательной деятельность учащихся и учителей в условиях интегрированного урока вызывает споры и разногласия. Её осуществление зависит от правильно выбранных методов и форм обучения. Стремясь к выполнению основной цели такого обучения, выбираем более эффективные, на наш взгляд, методы и приемы обучения.
Из методов организации учебно-познавательной деятельности школьников чаще всего используем словесные, наглядные, практические, обеспечивающие передачу учебной информации объекту обучения посредством слушания, наблюдения, практических действий. На уроках предусматриваем смену видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов, использование компьютера).
На более высокой ступени обучения применяем проблемно-поисковые методы обучения, способствующие усвоению учениками нового учебного материала путем самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями.
Свободнее и естественнее осуществляются связи географии и биологии, так как у этих предметов есть немало общего – изучение флоры и фауны мира, особенности их приспособляемости в зависимости от климатических условий.
Мы применяли методику дискуссий для стимулирования мотивов интереса учащихся к учебе. Готовясь к урокам «Рекреационные ресурсы мира», «Мировые ресурсы и их рациональное использование», учащиеся включались в поисковую и исследовательскую работу, отыскивая самостоятельно материал, характеризующий природу данного региона, предоставляли информацию о культурных и исторических памятниках, составляли конспекты своих будущих высказываний, используя новые статистические данные. Применение методики диспута развивал дар слова, оттачивал мысль, учил импровизации, формировал убежденность и умение отстаивать и защищать свои позиции. Анализ проблемных вопросов, создавал проблемные ситуации, выливающиеся в жаркие дискуссии, учащиеся учились на таких уроках не только общению и коммуникабельности, но и пытались, обсудив вместе с одноклассниками и учителем назревшие вопросы, увидев мир и его явления в тесной взаимосвязи.
На протяжении двух лет мы использовали, такие формы урока, которые приучали учащихся к работе индивидуально, в группе, в коллективе.
Проникновение в учебный процесс компьютерной коммуникации как одной из составляющих процесса информатизации образования, а также использование технологий сети Интернет приобрели особую актуальность для школьников. Ведь именно в географии мы находим множество значимых в исследовательском, творческом плане задач, требующих привлечения интегрированного знания, глобального мышления, исследовательского поиска для их решения, а учителя географии испытывают постоянную потребность в обновлении и актуализации используемых материалов. Внедрение компьютерных технологий позволили усилить ориентацию на наглядное представление изучаемого материала, а принцип наглядности в географии имел особое значение. Использование компьютерной техники открывало широкие возможности для оптимизации процесса обучения. На уроке освоения нового материала мы использовали демонстрационную программу, которая позволяла в доступной форме довести до учащихся теоретический материал. А на уроке закрепления были использованы программы-контролеры, где учащиеся закрепляли полученные знания и необходимые навыки данной темы.
В течение двух лет мы провели ряд уроков географии и информатики, чем вызвали интерес у учащихся.
Эффективно проходили уроки в 6 классе по теме «План местности». На экране дисплея ученики читали описание местности, затем, где это возможно, вместо слов рисовали топографические знаки, раскрашивая их в разные цвета. Использование программы Paint.
В теме 6 класса «Атмосфера» компьютер использовался как наглядное пособие, на экране дисплея ученики видели таблицу с данными температуры воздуха, по которым они определили амплитуду, среднемесячную, годовую температуру и т.д.
В 7 классе заключительный урок (повторение) «Северная Америка», мы использовали географическую карту в электронном варианте, работая в программе Word «текстовый редактор» учащиеся удаляли или дополняли «географическими» словами предложенный текст, программу Paint использовали в определении расположения государства.
Использование интегрированных уроков в течение двух лет принесли небольшие результаты, увеличение показателя качества знаний. Они таковы: процент качества знаний вырост в среднем от 6 до 10 %.
На данном этапе мы видем плюсы проведенных в течение двух лет интегрированных уроков: расширение «горизонтов» видения в преподавании собственного предмета и новых перспектив, стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником, снятие перегрузки в учебном процессе.
А самым главным результатом в нашей работе считаем нравственное воспитание учащихся при обучении географии на основе реализации интегрированной методики обучения. Благодаря этой методике расширился кругозор учащихся, повысился их интеллектуальный уровень, повысилась роль самостоятельной работы детей при добывании новых знаний.
Категория: География | Добавил: mir (2011-09-12)
Просмотров: 2687 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-29, 1:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru