Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

«Рельеф и полезные ископаемые Евразии» 7 класс
учитель географии Кушимова Гулира Зулькарнаевна
Жосалинская средняя школа- детский сад
Каргалинского района Актюбинской области
Цель:Формирование знаний учащихся об общих чертах и особенностях рельефа.
Задачи: 1.Выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структур.
2. развивать навыки самостоятельной работы, уметь обобщать и систематизировать знания, устанавливать причинно-следственные связи; сопоставлять и анализировать карты и схемы.
3.Определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка, воспитывать любовь к предмету, дружеские отношения в коллективе.
Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта полушарий и Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со спискомноменклатуры.
Создать условия для:
применения ранее полученных знаний и умений в изучении рельефа Евразии,т.е. установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания, и в сочетании с новыми знаниями раскрыть особенности рельефа.
Технология : « Технология интенсификации обучения на основе схем и знаний моделей учебного материала « В.Ф. Шаталова

Ход урока
1.Организационный момент( психологический настрой учащихся)
2. Проверка домашнего задания.
1.Что было задано на дом? (используя алгоритм, составить описание физико-географического положения материка Евразия и выполнить по физико-географическому положению практическую работу) Отвечаем на вопросы алгоритма.
- (материк Евразия лежит севернее экватора; пересекается Северным полярным кругом; с тропиками; нулевым и 180 меридианами) О чем это говорит?
Вывод: материк сильно вытянут как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток
2.Определение крайних точек материка:(С - м.Челюскин -78°с.ш. 104°в.д.; Ю - м. Пиай - 1°с.ш. 103°в.д.; 3 - м.Рока- 38°с.ш. 9° з.д.; В - м.Дежнева 170°з.д. 66°с.ш.)1) В ° протяженность с С на Ю: 78°-1°=77° (в 1° меридиана 111 км). 2) В км - 77 х 111=8547 (км). 3) В ° протяженность с 3 на В: 180+10+9=199°4) Протяженность в км определяем по 60° с.ш., где в 1° параллели 55,8 км широты 6° в.д. и 171° в.д. (171°-6°) х 55,8=9207 км)
Вывод:(По протяженности материка как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток можно говорить о его гигантских размерах).
3.Материк лежит во всех климатических поясах: А, СА, У, СТ, Т, СЭ, Э. Можно сделать следующий вывод, что природа материка очень разнообразна: от холодных снежных пустынь до экваториальных лесов.
4.Материк Евразия омывается всеми океанами и многочисленными морями. Наиболее глубокие моря на Востоке и Юге.
Вывод: Материк Евразия единственный, от которого на недалеком расстоянии по морским просторам расположены 3 материка: Северная Америка, Африка, Австралия.
Вывод: Материк Евразия больше изрезан на Западе, заметно изрезан на Востоке.
Проверка практических работ. Обменялись контурными картами и проверили выполненное задание. Если работа выполнена на «5» - ставим оценку
3.К какому выводу вы пришли, характеризуя физико-географическое положение Евразии:(материк имеет гигантские размеры как с Севера на юг, так и с Запада на Восток;природа материка очень разнообразна;материк единственный омывается 4 океанами и самым большим количеством морей; очень близко расположено 3 материка).Данные выводы говорят о том, что материк своего рода рекордсмен по этим показателям, но на этом его рекорды не ограничиваются, поэтому продолжим исследование особенностей и основных этапов формирования рельефа.
Объяснение новой темы:
Решение поставленных исследовательских задач - «Причины разнообразия форм рельефа Евразии»
Слово учителя
Сегодня мы продолжим изучения материка Евразия. Самые крупные формы рельефа суши и дна океана, мы уже с вами прошли. Возникает проблемный вопрос: Какие формы рельефа характерны для материка Евразия? Каким структурам соответствуют равнины и горы, как они различаются по абсолютной высоте и как они изображаются на карте? Почему говорят, что Евразия богата полезными ископаемыми? Вот главные вопросы, которые мы разберем сегодня .Евразия – значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м). В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9км.
Домавы должны были подготовить сообщения, вопросы, опорные схемы по группам.
Задача 1 группе дать анализ строения земной коры, какие формы рельефа характерны для материка. В какой части материка находится платформа? В какой части материка находятся складчатые области?
«Тектонические структуры»
Материк лежит на двух литосферных плитах:Евразиатской и Индо-Австралийской;есть столкновение с Африкано-Аравийской, Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных районах Евразии преобладают платформы , а в южных и восточных – горные области.
Вывод: Следовательнона севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы. Горные области Евразии разных возрастов обозначаются в картах различными цветовыми оттенками.
«Рельеф Евразии».
Альпийско- Гималайская складчатость
Горная цепь Альп протянулась примерно на 1200 км в длину и до 260км в ширину. Альпы находятся на территории 7 государств: Швейцарии, Австрии, Австрии, Лихтенштейн, Франции, Италии, ФРГ, Словении.
Альпы делятся на западные и восточные, между ними протекает река Рейн, и лежит озеро Комо. Высочайшие пики находятся в западной части – Монблан, Монте – Роза. К югу отходят Пеннинские Альпы с пиком Дюфур (4634м). Алечский ледник тянется на 25 км, занимая площадь 87км.
Гималаи образуют гигантскую дугу, ограниченную с запада рекой Инд и на востоке – долиной Брахмапутрой. Гималаи делятся на западную, восточную и центральные части. Гималаи встают внезапно, буквально как стена над Индо-Ганской низменностью , расположенной на высоте всего 100м над уровнем моря. Высочайшая вершина Гималая находится в центральной Гималаях. (Джомолунгма 8848м.) Вся территория материка подвержена воздействию внутренних и внешних сил, на материке имеются регионы с частыми колебаниями земной коры , они совпадают с поясом новых горных образований.
Вывод: Почти вся территория Гималаев располагается в сейсмически активной зоне. Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса,расположенных на восточной и южной окраинах материка.Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.
Ответы на вопросы 2 группы. Какие закономерности характерны для рельефа Евразии?
В состав какого древнего материка входил материк Евразия? Какой еще материк входил в состав Лавразии?
Слово учителя: Итак, в основе материка лежит несколько древних платформ, между которыми находятся складчатые горные области. Горы занимают в Евразии около 50% ее площади. Главный пояс гор вытянут с запада на восток. Здесь расположены все 14 горных вершин мира высотой 8 тыс. м и более, 11 из них расположены в Гималаях.Мы продолжаем с вами изучать удивительный и разнообразный материк Евразия.
Задача 2 группыИзучив тектоническую карту сравните Западно-Сибирскую, Восточно-Европейскую равнину по тектоническому строению, рельефу.
«Равнины Евразии»
Вывод:1.Низменности абсолютная высота достигает их от 0 до 200 метров.2.Возвышенности – от 200 до 500 м. над уровнем океана
3.Нагорные, или плоскогорья – свыше 500м. над уровнем моря ( Средне – Сибирское плоскогорье).
Задание: Используя карту атласа, установите соответствие.
Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы. В складчатых поясах широко развит вулканизм.
Вопросы: Каким цветом на карте обозначают равнины и горы?
Какой вулкан находится на о.Исландия?
Географический диктант. Определите географическое понятие.
1. Древние, относительно устойчивые участки земной коры ( платформа).
2. Раздел геологии, изучающий строение, движение и развитие земной коры, называется …( тектоника).
3. Совокупность неровностей земной поверхности называется … (рельефом).
Слово учителя: Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры.
Работа в тетради. Выполнение задания № 10. Сравнительная высота гор. Стр.21 .Прочтите внимательно предложения и допишите их, учитывая закономерности природы.
Практическая работа. Обозначить на контурной карте Евразии древних границы древних платформ и складчатых поясов, горные системы и крупные равнины.
Слово учителя:Итак, в основе материка лежит несколько древних платформ, между которыми находятся складчатые горные области. Горы занимают в Евразии около 50% ее площади. Главный пояс гор вытянут с запада на восток. Здесь расположены все 14 горных вершин мира высотой 8 тыс. м и более, 11 из них расположены в Гималаях.
Итог работы. С чем мы сегодня познакомились на уроке? Что нового узнали?
Вопрос: Чем рельеф Евразии отличается от рельефа Других материков?
С чем мы познакомились на уроке? Что нового узнали?
Домашнее задание: § 60, 61, в контурной карте указать основные формы рельефа Евразии. Оценки.
Категория: География | Добавил: Рай (2012-01-02) | Автор: Кушимова Гулира Зулькарнаевна
Просмотров: 8655 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-15, 8:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru