Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Открытый урок в 7 классе "Евразия. История исследования."
Тема: Евразия. Географическое положение. История исследования

Цели и задачи: формирование у учащихся приёма составления характеристики географического положения материка.
Совершенствование умений работать:- с градусной сеткой карты, с контурной картой. Формирование умения оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.
Формирование знаний об исследовании материка.

Оборудование: карта полушарий, портреты П. П. Семёнова- Тянь- Шанского, Н, М, Пржевальского Ш. Уалиханова, атласы, контуры.
Тип урока: Вводный, практикум.
Методы обучения:
- проблемный
- объяснительно- иллюстративный
- репродуктивный.
Межпредметные связи: история. математика.
1. Оргмомент.
2. Разминка. \ Мозговой штурм.
1. Если в основании залегает платформа, какой форме рельефа она соответствует?
2. Если в основании геосинклиналь, чем это выражено в рельефе?
3. Большой промежуток времени в истории развития Земли ?
4. Их насчитывается 7 Они делятся на материковые и океанические ?
5. Устойчивый участок земной коры ?
6. Солнце неодинаково нагревает Землю , поэтому температура будет …?
7. При восходящем движении воздуха осадков выпадает…?
8. При нисходящем движении осадков …?
9. Над экватором пояс …давления ?
10. Над тропиками пояс …давления ?
11. Большой объём воздуха с одинаковыми свойствами ?
12. Воздушные массы, формирующиеся над экватором ?
13. Воздушные массы, формирующиеся в умеренных широтах?
14. Их насчитывается 13. Они отличаются температурой и свойствами воздушных масс ?
15. Ветры тропических широт, умеренных?
16. Океан, занимающий половину мирового океана?
17. Часть света, расположенная в западном полушарии?
18. В какую эру мы живём ?
19. Что происходит при столкновении 2-ух материковых плит?
20. Материк в составе которого 2 части света.
Что означают цифры – 510,2 млн. км. ;361,1 млн. км.;149,1 млн. км.;8848 м. ; 11022 м.
Задание. Сгруппируйте по признакам :
платформа, изотерма, ЭВМ, геосинклиналь, изобара,ТВМ, пассаты, плита, арктический пояс, западные, изогиета, умеренный пояс, УВМ, муссоны, субэкваториальный пояс.
3. Изучение новой темы. ЕВРОПА, АЗИЯ. Граница.
Площадь и место материка среди других материков.
Евразия-величайший -------Занимает 1/3 всей суши. Площадь –53,3 млн.
массив суши. км. Африка + Северная Америка= 30.3+24.2= 30.3+24.2=54 ,5 млн. км.
Вместе с островами Евразия расположена во всех
четырёх полушариях.
Ассоциации. Напишите несколько слов с которыми ассоциируется Евразия.
Что вы знаете о материке Евразия, какие здесь есть географические чемпионы?
• самый большой материк
• самые высокие горы Гималаи и самая высокая вершина Джомолунгма-8848 м.
• Самый большой полуостров – Аравийский.
• Самое большое озеро- Каспийское .
• Самое глубокое озеро – Байкал.
• Самое влажное место на Земле – Черапунджи.
• Самое низкое место земного шара –Мёртвое море -403 м.
• Единственный, омывается всеми океанами.
• Самое большое государство по площади – Россия.
• Самое большое по численности населения- Китай.
• Европа и Азия- две части света.
• Государство, в котором мы живём.
План изучения материка:
1. Географическое положение. История исследования.
2. Рельеф и полезные ископаемые.
3. Климат.
4. Реки и озёра.
5. Природные зоны .
6. Население и страны.

План изучения «Географического положения материка.»
1. по отношению к экватору.
2. по отношению к нулевому меридиану.
3. по отношению к материкам и океанам.
4. к поясам освещённости.( тропики и полярные круги)
5. крайние точки материка и их координаты.
- на севере-
- на юге –
- на западе-
- на востоке-
Практическая работа № 1 Определить географическое положение
Евразии по плану .
Проверка работы и вывод о природе материка.
Физкультминутка.
Поднимает руки класс- это « раз».
Повернулась голова - это « два».
Руки вниз, вперёд смотри- это « три»
Руки в стороны , пошире развернули на « четыре».
С силой их к плечам прижать- это « пять».
Всем ребятам тихо сесть –это « шесть».\

История исследования материка. Исследования Центральной Азии.
Опережающее задание( парная работа- интервью)
Это огромное пространство площадью около 7млн. км образно называют сердцем материка. Центральную Азию начали изучать лишь в 19 в.,когда уже больше знали о далёкой Австралии, внутренние районы Азии оставались загадкой для самих исследователей.Многие учёные мечтали достичь Ц. А со всех сторон окружённой высокими горами и бесконечными пустынями. Началом исследования стало путешествие на Тянь – Шань русского путешественника П, П, Семёнова.в 1856-1857 г « Проникнуть в глубь Азии, на снежные вершины этого недосягаемого хребта, который великий Гумбольт считал вулканическим, и привезти ему несколько образцов из обломков скал этого хребта, а домой богатый сбор флоры и фауны новооткрытой для науки страны – вот что казалось самым заманчивым для меня подвигом.»
В 1852г отправился в Берлинский университет, где занимался всесторонней подготовкой к экспедиции. В Германии он встретился с Гумбольтом. По его предположению здесь должны располагаться огромные вулканы. Поэтому он отправляется в Италию и 17 раз поднимается на Везувий, чтобы составить представление о вулканизме. И в мае 1856 г отправился в Заилийский Алатау, откуда предполагал начать путешествие к оз. Иссык- Куль, известие о котором дошло до европейцев от буддийского монаха. Китайцы называли его « Же- хай» ,т. е «Тёплое море». Установил, что оз. бессточное и имеет тектоническое происхождение.Определил границы горной системы, открыл пик Хан- Тенгри. Вторая экспедиция в мае 1857г. Научные результаты этих двух экспедиций, совершённых всего за два летних периода, огромны. Он проложил путьсо стороны России в глубь Ц.А, в совершенно недоступные до тех пор недра самой центральной из горных систем азиатского материка. Кроме того, что он впервые проник на территории, которые европейцами ещё не посещались ,Ученый сумел установить происхождение Тянь- Шаня и его геологический возраст, опровергнуть теорию Гумбольта о вулканизме. Впервые описал высотные пояса Тянь- Шаня и установил , что их снеговая линия находится намного выше, чем в Альпах. Привезены коллекции растений и минералов. Свои путешествия он описал в книге « Путешествия в Тянь- Шань».За большие научные заслуги к фамилии учёного добавлено название горной системы. А горный хребет, высокий пик, ледник названы его фамилией.
Вопросы: Почему вы отправились исследовать Тянь- Шань и как проходила подготовка экспедиции ?
Сколько вы совершили экспедиций и их результаты?
Гумбольт предполагал , что здесь много вулканов и горных пород вулканического происхождения. Оправдалась ли его теория?
Открытия : -.Изучил горные породы Тянь- Шаня, определил его происхождение и границы горной системы. - открыл горные хребты, ледники, Хан-Тенгри. – исследовал озеро Иссык-Куль, установил размеры и глубину озера.- собрал коллекцию растений и минералов
- описал высотные пояса .

Огромные по объёму исследования лишь приоткрыли завесу неивестности над загадочной Ц, А.и следующий наиболее плодотворный период её исследования связан с именем Н. М. Пржевальского.
Четыре экспедиции- прошёл путь, равный почти длине экватора- 33 тыс. км В столицу Тибета, загадочную Лхасу , где хранились накопленные за тысячелетия знания восточных мудрецов, и решил добраться Пржевальский.
Трудна была дорога,караванная тропа обледенела, копыта вьючных животных скользили. И всё же экспедиция достигла высокогорного перевала- они забрались на высоту- 5 км. Нам можно было радоваться своему успеху! Против нас были гигантские горы,морозы и бури… Мы удачно побороли всё это.А потом выпал снег. И у людей и у животных заболели глаза, они почти ослепли. И всё же как бы ни было трудно, ни на день не прекращалась научная работа. Путешественники страдали от плохого качества воды , а часто от её отсутствия. Тяжести не выдерживали даже верблюды, привыкшие к жизни в пустыне. Время от времени взамен павших приходилось покупать новых. Он рассказал о том , как живут люди « на краю света»: лобнорцы, мачинцы, дунганы, тангуты… Заслуги Пржевальского:
- впервые нанёс на карту Ц, А более 20 хребтов, 7 крупных и ряд мелких озёр; - открыл хребет Алтынтаг, кочующее озеро Лобнор и несколько хребтов В Кунь- Луне( Тибет, верховья рек Янцзы, Хуанхэ) хребет Пржевальского, пересёк пустыню Такла_ Макан.
- впервые описал дикую лошадь ( впоследствии лошадь Пржевальского), дикого верблюда, медведя- пищухоеда;
- собрал около 16 тысяч экземпляров растений, принадлежащих к 1700 видам, в том числе 200 ранее неизвестных;
- собрал коллекцию позвоночных, насчитывающих 7600 экземпляров. Именем путешественника названы и растения и животные и горные хребты И на географической карте вы найдёте имя великого русского путешественника. Вопросы: Сколько экспедиций вы организовали в Ц, А.
Испытывали ли трудности в своих путешествиях?
Какие открытия были совершены?
В 1856-1859 г. Первый казахский учёный – просветитель географ, путешественник, этнограф, топограф , исследователь истории и культуры .Ш. Уалиханов. Шокан Уалиханов проявлял интерес не только к познанию физико- географических особенностей исследуемого района, но и к людям, их культуре, обычаям, традициям, языку. Исследовал Жетысу, оз. Иссык- Куль, Тянь- Шань,и Восточный Туркестан;собрал очень важные сведения о речной сети Жонгарского Алатау, Северного и Внутреннего Тянь- Шаня. С 19 лет начал путешествовать с Семёновым Тянь- Шанским . В возрасте 22 лет совершает свою знаменитую поездку в Кашгарию, в Китай. Кашгария представляла собой белое пятно на карте , о ней европейцы ничего не знали. Путь по горным перевалам был очень сложным. Иноземцев в Кашгарии в любую минуту могла ждать смерть. Он прошёл тайком под видом торговца шесть городов и вернулся , собрав множество старинных книг, этнографически ценных изделий, образцов горных пород. В первые же дни он понял почему Кашгар пользуется такой славой на Востоке. Это- оазис в мусульманском мире. Здесь женщины свободны, не подвержены никаким запретам , участвуют во всех мероприятиях вместе с мужчинами. 11 марта 1859 года Уалиханов отправился в обратный путь. Но был схвачен как русский шпион. Ему угрожала смерть… Его спас случай. Казахский отряд, узнав о задержке каравана, поспешил ему на встречу и спас учёного от неминуемой гибели. Было стёрто ещё одно белое пятно на географической карте- весь научный мир узнал о Кашгаре.
После его блестящего доклада в географическом обществе перед ним открывалась возможность успешной карьеры. Открытия, сделанные Ш, Уалихановым, поставили его в один ряд с выдающимися географами мира. Результаты его поездок – путевые заметки, статьи, исторические, географические, этнографические, картографические труды были опубликованы на разных языках.
Да, он был первым. И навсегда останется первым великим ученым казахского народа !
Вопросы: Когда и где проходили ваши первые исследования?
Почему вы отправляетесь в Кашгарию и как проходило это путеществие?
Опасно ли было путешествовать здесь?
Научные результаты путешествий в 1856-1857гг.отражены в его путевых очерках- Дневник поездки на Иссык- Куль, Географический очерк Заилийского края, западная провинция Китайского края г. Кульджа. Проявил себя как эрудированный учёный , прекрасно знающий географиюТянь-Шаня и Семиречья, историю народов, населяющих эти районы.
Заслуги;
- исследовал Жетысу, озеро Иссык- Куль,Тянь – Шань;
- собрал важные сведения о речной сети Жонгарского Алатау, Тянь- Шаня
- путешествие в Кашгарию;
- собрал богатейшую коллекцию животных и растений;
- изучал геологическое строение, климат
- население и культуру.
Интерес к нашему краю усиливается в 18 в. С присоединением Казахстана к России. П.И Рычков в своих трудах описывает нашу степь, реки, озёра. И приводит любопытные сведения о древних памятниках в урочище Байтак по реке Хобда-Абат – Байтак.
Учитель: Изучение природы Ц, А. продолжается и сейчас. Нераскрытые тайны этих мест до сих пор ждут своих исследователей.

Д/З. 14 На контур нанести океаны, моря, полуострова,крайние точки.

Закрепление: Закончите предложение. Проверь себя.
1. Евразия не пересекается… экватором
2.
3. Нулевой меридиан пересекает на…. западе
4. С севера материк омывается…. Северным Ледовитым
5. С юга материк омывается…. Индийским
6. Наиболее близко к Евразии -материк… Африка
7. Крайняя южная точка…… м. Пиай
8. Крайняя восточная точка... м. Дежнева
9. Полярный круг пересекает на… севере
10. Тропик пересекает на … юге.

Критерии оценки задания: Если все ответы правильны «5»; 9-7 «4» ; 6-«3»
Установи соответствие:
П,П,Семёнов-Тянь-Шанский. А. Его деятельность связана не только с поз
нанием природы, но также с обычаями и
нравами людей. Исследовал Жетысу и Иссык-
Куль, совершил путешествие в Кашгарию.
Б.Один из первых европейских учёных, исследовавши
Хан- Тенгри. Опроверг ранее существовавшее предста Азию. Открыл несколько ледников, горных хребтов, дошёл до пика

вление о вулканическом происхождении гор.
Н,М,Пржевальский. Исследовал Тянь –Шань и Иссык-Куль.
В.Русский путешественник, совершил несколько экс-
педиций в Центральную Азию. Открыл и нанёс на
карту горные хребты, истоки рек Янзцы и Хуанхэ.
Побывал на Тибете, в пустынях ; собрал огромную
, коллекцию растений и животных. Исследовал
Ш.Ш.Уалиханов. реки и озёра.

Рефлексия
Категория: География | Добавил: valya6161 (2012-01-04) | Автор: Горбатенко Валентина Алексеевна E
Просмотров: 6190 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-16, 5:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru