Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан

Родной язык – ключ к душе народа
Кудукупова Куланда Нуртазиновна, воспитатель коррекционной школы – интерната №2, г.Костанай.
Родной язык – ключ к душе народа
«Государственный язык – это такой же символ, как флаг, герб и гимн, с которых начинается Родина. Он призван объединять всех граждан страны»
Н.А. Назарбаев
В Конституции, в законе «О языках в РК», а так же в выступлениях Главы государства Н.А Назарбаева, уделяется особое внимание судьбе казахского языка.
Знание государственного языка – необходимое условие сохранения и дальнейшего развития любого народа. Как говорил Габит Мусрепов: «Для знания языка нужно «немногое» - истинная любовь, подлинный интерес к нашему языку». Для обеспечения полноценного функционирования казахского языка в школе – интернат №2 открыты группы с государственным языком воспитания.
Народная мудрость гласит «Өзге тілдің бәрін біл, өз тіліңді құрметте!». Благодаря нашему Президенту каждый гражданин нашей страны может говорить на своём родном языке, соблюдать традиции своего народа. В 2009 – 2010 учебном году была открыта первая казахская группа, где мои воспитанницы были горды тому, что именно они находятся в этой группе как первооткрыватели и называют себя «Қарлығаштар».
Қыран құстай самғаймыз,
Әлемді біз шарлаймыз
Биік – биік шыңға өрлеп,
Тыныштықты қорғаймыз!
В нашей группе ежедневно идёт активное общение воспитателей с детьми на казахском языке при ведении всей воспитательной работы. Воспитанницы естественны в своём поведении, активны, заинтересованы в общении друг с другом. Чтобы они осваивали казахский язык с интересом, необходима правильная мотивация. Наиболее эффективный метод – ознакомление детей с особенностями жизни казахского народа, в этом мне помогает программа «Атамекен». Использование в процессе изучения казахского языка материалов этнопедагогики повышает мотивацию: дети не только осваивают язык, но и знакомятся с неизвестными для них традициями культуры казахского народа.
По программе «Атамекен» разработаны и разрабатываются такие мероприятия с элементами этнопедагогики, как «Наурыз – думан», «Туған жерім – Қазақстан», «Ұлттық дәстүрлер», «Қазақстан – ынтымақ ордасы», «Армысың жас ұрпақ!», «Сүйем сені! Менің Қазақстаным!» и т.д.
Многие из этих мероприятий опубликованы в республиканских журналах «Внеклассная работа в школе», «Воспитательная работа в школе», а так же в дистанционном образовательном интернет – сайте учителей России, Казахстана.
В ходе подготовки к этим мероприятиям дети учили песни, стихи, пословицы, загадки, учились танцевать и петь на казахском языке. Приглашённые гости чувствовали себя участниками этих праздников, для них готовились подарки, выполненные руками девочек. Конечно, такие мероприятия повышают интерес к казахскому языку, ибо дети могут убедиться в том, что казахский язык - это не просто сумма гласных, согласных, суффиксов, окончаний, слов и выражений, а живой организм, отражающий все чувства и всю прелесть нашего языка.
Языку нельзя научить, языку можно только научиться. И этого можно добиться только тогда, когда ребёнок будет гордиться своей Отчизной, хорошо знать её культуру, историю, свои исторические корни, обычаи, традиции, обряды.
У детей есть желание учить этот язык, они сами проявляют интерес, стремление учавствовать в любом мероприятии. Приобретённые знания обязательно помогут детям в будущем найти своё место в обществе, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации. Ведь многим детям казахской национальности придётся идти в семью, которая живёт по традициям народа и, чтобы безболезненно влиться в жизнь, им нужно знание не только языка, но и знание традиций, обрядов казахского народа. Человек формируется с детства. И мы закладываем фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, которая стоит перед нами – воспитание любви к своей Родине, языку, к национальным традициям своего народа. Эти нравственные качества формируются в процессе проведения воспитательных часов, бесед, дискуссий, ознакомления с окружающим миром в повседневной жизни. А корни этого влияния - в языке своего народа, в народных песнях, музыке, труде, быте, нравах и обычаях людей. Всё это необходимо для воспитания в детях доброты, гостеприимства, уважения и почитания старших. Для этого использую в своей работе с детьми дидактические игры: «Узнай казахское блюдо», «Что пекут из муки?», «Сиқырлы қоржын» и др.
Для достижения положительных результатов духовно – нравственного подхода, я активно внедряю обычаи и традиции казахского народа через обрядовые игры: «Бесікке салу», «Қонақтарды қарсы аламыз», «Киіз үймен танысу», «Тұсау кесер», которые позволяют детям через чувственный опыт постигать ценность семьи, гармонии, красоты, познавать национальную казахскую культуру. В группе создан национальный уголок, где представлены книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры. Всё это вызывает чувство гордости, уважения и любви к Родине. Поэтому детям нужно помочь понять с раннего возраста, что они – часть великого казахского народа. Наши сегодняшние малыши, это завтрашние хозяева страны. И поэтому уже сегодня нам, педагогам, необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан Республики Казахстан.
Возрождая язык, мы даём возможность прикоснуться к важнейшим духовным ценностям человечества. Казахский язык «широк и могуч, как степь, резок и скор, как бег скакуна, шаловлив и ласков, как горный ручей». К сожалению, я не помню, кому принадлежат эти слова, но полностью с ними согласна. Наш язык красив и поэтичен. Такой язык невозможно не любить.
Самое главное: мы воспитываем в детях позитивное отношение к изучению казахского языка, создаём для этого все необходимые условия.
Категория: Мой Казахстан | Добавил: kulanda (2015-05-25) | Автор: Куланда
Просмотров: 311 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 7:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru