Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан

бинарный урок химия и география "Нефтяная промышленность Казахстана"
КГУ «Риддерский многопрофильный колледж»

Методическая разработка открытого урока

Дисциплина: Бинарный урок химия и география

Тема урока: «Нефтяная промышленность Казахстана. Нефть. Переработка нефти»

Преподаватель: химия – Китаева В.А., география – Пермякова А.М.

Группа: 15 АК

Рассмотрено:
На заседании ПЦК
«Естественно – математического цикла»
Протокол № _____от ____________
Зав. ПЦК - Китаева В.А.

Планирование урока.
Группа: 15 АК
Предмет: География и химия
Дата проведения урок: 23.02.16г.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Вид урока: Бинарный урок

Оборудование: 1) Дидактический материал; 2) Компьютер с мультимедийным проектором,
3) Презентация «Нефтяная промышленность Казахстана. Нефть. Переработка нефти». 4) Физическая карта Казахстана.

Новые понятия, термины: Нефтегазовые месторождения, нефтегазоконденсатное месторождение, консорциум, перегонка нефти ректификацией, крекинг.

Межпредметные связи: связь с производственным обучением, история.

Тема урока: «Нефтяная промышленность Казахстана. Нефть. Переработка нефти».

Цели урока:
1. Обучающая: Формировать:
- естественнонаучную грамотность на основе межпредметных связей географии и химии;
- знания об экономическом развитии Казахстана, о развитии нефтяной промышленности в государстве, о крупнейших нефтяных месторождениях Казахстана;
- знания о физических свойствах нефти, способах ее переработки и применении.
2. Развивающая: Развивать умения и навыки:
- работы с физической картой;
- работы с различными источниками информации (учебник, научно- популярная литература, справочная литература, интернет – информация;
- развитие устной речи;
- совершенствовать навыки в составлении конспекта.
3. Воспитывающая:
- Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать;
- привитие интереса к предметам;
- привитие взаимоуважения.

Мотивация на активизацию познавательной деятельности студентов:
1. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы на уроке;
2. Развитие познавательного интереса студентов через: применение принципа наглядности, использование нестандартной формы урока, проблемных вопросов.
3. Формирование положительной учебной мотивации.
4. Индивидуальный подход в соответствии с психологическими особенностями каждого студента.

Методы обучения: Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая.


План урока:

1. Организационный этап. – 3 мин
2. Подготовка учащихся к активности и сознательности усвоения знаний – 2 мин
3. Усвоение новых знаний – 40 мин
4. Проверка понимания учениками новых знаний – 10 мин
5. Информация студентов о домашнем задании и рефлексия – 5 мин.

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие; выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, экран, проектор, компьютер.

1) Добрый день уважаемые гости. Добрый день ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вам предстоит рассмотреть новый учебный материал с точки зрения предмета географии и химии. Вы должны внимательно слушать, конспектировать и запоминать полученную информацию. В конце урока мы с вами проведём небольшую практическую работу по усвоению нового материала.

II. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению нового материала.
1) Перед тем как записать тему урока, я хочу загадать вам загадку:

Под землёй и под водой
И под вечной мерзлотой,
В золотых песках пустыни -
Спрятан ценный клад земной!
Этот углеводород
Добывают круглый год,
И потом трубопроводом
Отправляют на завод.

Отделяют керосин,
Битум, газ, мазут, бензин
Из мазута, между прочим,
Получают парафин
Знают все и стар и млад,
Чем так ценен этот клад,
Кто сокровищем владеет -
Просто сказочно богат!


И что же это? Правильно это нефть.
2) Откройте тетради и запишите тему урока: «Нефтяная промышленность Казахстана. Нефть. Переработка нефти».
Работать на уроке будем по следующему плану:
1. Физические свойства нефти;
2. История освоение нефтяной промышленности в Казахстане;
3. Крупнейшие месторождения нефти в Казахстане;
4. Переработка нефти;
5. Применение нефти.
Исходя из плана урока, каковы цели урока? Что мы должны сегодня изучить? Сегодня мы должны изучить:
1.Физические свойства нефти, ее переработку и применение;
2. Историю освоения нефтяной промышленности в РК и крупнейшие месторождения нефти.

III. Усвоение новых знаний.
2) Ваша будущая профессия – автокрановщик и она тесно связана с нефтью и нефтепродуктами. Скажите, какие физические свойства характерны для нефти? Что это за вещество?
Состав нефти разнообразен и зависит от месторождения.
1) Сейчас я хочу пригласить ребят Перфильева Н. и Харлова Е. Им было дано опережающее задание. Они нам расскажут об истории развития нефтяной промышленности в нашем государстве и подтвердят излагаемый материал презентацией.
1) Нефтяная промышленность сегодня - это крупный хозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям. Что значит нефть сегодня для хозяйства любой страны?
Нефтегазоносные бассейны Казахстана — согласно схемы, нефтегеологического районирования по
А. А. Бакирову на территории Казахстана располагаются пять выявленных и перспективных нефтегазоносных провинций. В выявленных провинциях к настоящему времени открыто более 200 нефтяных, газовых, нефтегазовых и конденсатных месторождений.

1. Прикаспийская НГП — находится в западной части страны, за горами Мугоджары.
2. Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция — находится в северной и северо-восточной части Казахстана выше Кокшетауских гор.
3. Северо-Кавказско-Мангышлакская НГП — находится в юго-западной части Казахстана, на полуострове Мангистау и протягивается по Кавказу и до Черного моря.
4. Туранская НГП — протягивается с севера на юг, от Российской границы до Узбекистанской границы, между Мугоджар и Казахским мелкосопочником.
5. Тянь-Шань-Памирская НГП — находится в восточной части Казахстана за Тургайским прогибом.

Немного подробно остановимся на 5 самых крупных нефтяных месторождениях Казахстана
1. Кашаган — гигантское шельфовое нефтегазовое месторождение Казахстана, расположено в 80 км от города Атырау (Гурьев), в северной части Каспийского моря. Глубина шельфа составляет 3—7 м. Разработка месторождения ведется с помощью искусственных островов. Геологические запасы Кашагана оцениваются в 6,4 млрд. тонн нефти.
2) Нефть данного месторождения высококачественная, но с высоким газовым фактором, содержанием сероводорода.
2. Тенгиз — гигантское нефтегазовое месторождение в Атырауской области Казахстана, в 160 км к юго-востоку от г. Атырау. Относится к Прикаспийской нефтегазоносной провинции. Открыто в 1979 году. Прогнозируемый объем геологических запасов составляет 3,1 млрд. тонн нефти.
2) Нефть сернистая, парафинистая, малосмолистая, содержит асфальтены.
3. Узень — нефтегазовое месторождение в Мангистауской области Казахстана, на полуострове Мангышлак. Относится к Южно-Мангыстауская нефтегазоносная область. Открыто в 1961 году. Запасы нефти 1,1 млрд. тонн. Центр добычи — город Жанаозен.
2) Нефть данного месторождения обладает аномальными свойствами, которые выражаются в следующем: высокое содержание в нефти растворенного парафина и асфальтеносмолистых компонентов.
4. Карашыганак, нефтегазоконденсатное месторождение Казахстана, расположено в Западно-Казахстанской области, вблизи города Аксай. Открыто в 1979 году. Начальные запасы месторождения составляют свыше 1 млрд. тонн нефти и газового конденсата.
2) Нефть с высоким газовым фактором, содержанием сероводорода. Добыча нефти на полуострове имеет определенные трудности, обусловленные своеобразным составом нефти. Она содержит чрезвычайно много твердого вещества — парафина — и благодаря этому очень легко застывает, давая твердый осадок в трубопроводах, скважинах и даже в пласте. Добывать такую нефть очень сложно, особенно зимой, так как трубы, по которым она идет на земле и под землей, забиваются твердым веществом, и движение нефти по ним замедляется, а зачастую прекращается совсем — происходит закупорка. 
5. Каламкас — газонефтяное месторождение в Мангистауской области Казахстана, на полуострове Бузачи. Открыто в 1976. Освоение началось в 1979 году. Геологические запасы нефти — 510 млн тонн в год.
2) Нефть данного месторождения относится к тяжелым, высокосмолистым (содержат до 33 % смол и 5 5 % асфальтенов) и малопарафинистым месторождениям. По классификации НИИ нефть относится к группе наиболее пригодных для производства дорожных вяжущих веществ.
Характерной особенностью нефти является наличие в ней ванадия и никеля.

1)Имея достаточные запасы нефти страна имеет возможность экспортировать свою нефть. Каким же образом происходит транспортировка нефти?
Транспортировка нефти Казахстана осуществляется в основном с помощью трубопроводного, а также железнодорожного транспорта. Морские перевозки рассматриваются в качестве одного из потенциальных способов сбыта казахстанской нефти по маршруту Актау - Баку (по Каспийскому морю). Чуть менее 2/3 суммарного объема экспорта казахстанской нефти осуществляется по трубопроводам, причем более 80% этого объема транспортируется через территорию России в основном по нефтепроводу Атырау-Саранск-Самара.
Важным событием в истории нефтяной промышленности Казахстана стал ввод в эксплуатацию в 2001 году нефтепровода Каспийский Трубопроводный Консорциум, который является одним из приоритетных направлений экспортных поставок казахстанской нефти. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) – крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км. В систему КТК поступает нефть в основном с обширных месторождений Западного Казахстана, а также сырье российских производителей. Нефть транспортируется до Морского терминала компании в поселке Южная Озереевка (г.Новороссийск), где загружается на танкеры для отправки на мировые рынки.

2) Сырую нефть из скважины практически не используют в чистом виде. Ее преобразуют в необходимые человеку продукты на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Именно сюда сырье доставляется по трубопроводам, железной дороге или морскими танкерами, чтобы после переработки получить нефтепродукты. Какие нефтепродукты вам известны? (Бензин, авиационный керосин, мазут, дизельное топливо, смазочные масла). Кроме того из нефти получают парафин, вазелин, гудрон, битум и сырье для нефтехимических производств.
Существует два способа переработки нефти: первичная - это перегонка нефти в ректификационной колонне и вторичная – крекинг (термический и каталитический).
Сначала из нефти удаляют механические примеси и растворенные газы, очищают от лишней соли и воды на электрообессоливающих установках.
Затем нефть делят на фракции в зависимости от температуры кипения и плотности. Этот процесс называется перегонкой. Этот интересный процесс происходит в ректификационной колонне – специальном аппарате для разделения нефти на фракции. Высота такой колонны может превышать 60 м.
Нефть, нагретую в змеевике до 320-390oС, подают в колонну в виде смеси горячей жидкости и пара. Там пары тяжелых, а потом легких фракций последовательно конденсируются и оседают на специальных тарелках – их может быть от 30 до 60. В результате получают бензин (температура кипения 30-160oС), лигроин (105-160oС), керосин (160-230oС), газойль (230-400oС) и мазут, остающийся после отделения остальных фракций.
Мазут до конца XIX века выбрасывали как отходы производства. Сейчас его применяют как жидкое котельное топливо или при дальнейшей его перегонки получают соляровое масло или его называют дизельным топливом; смазочные масла, парафин и тяжелый остаток – гудрон. Продувая гудрон, горячим воздухом, получают битум. Из остатков перегонки производят кокс.
Выход бензина из нефти можно значительно увеличить, путем расщепления углеводородов, с большой цепью содержащихся в мазуте, на более мелкие молекулы.
Крекинг – это процесс расщепления углеводородов, в результате которого образуются углеводороды с меньшим количеством углеродов в цепи.

Существует два вида крекинга – термический и каталитический.

Что вы понимаете под детонационной стойкостью? (в двигателях внутреннего сгорания детонацией часто называют взрывное горение в цилиндре. Двигатели внутреннего сгорания, рассчитаны на медленное горение горючей смеси без резких скачков давления. Быстрое сгорание смеси резко повышает давление в камере сгорания, что приводит к ударным нагрузкам на детали конструкции двигателя и быстрому выходу двигателя из строя. Топливо с более высоким октановым числом допускает большую степень сжатия и лучше противостоит детонации).
Бензин и керосин называют светлыми нефтепродуктами, а остальные темными нефтепродуктами.

А сейчас я предлагаю вам просмотреть слайды и прокомментировать применение нефтепродуктов.

IV. Проверка понимания студентами новых знаний.
2) I. Фронтальная беседа:
1. Перечислите физические свойства нефти.
2. Какой процесс называется перегонкой?
3. Даете определение крекинг процессу.
4. При каких условиях протекает термический крекинг? А при каких условиях, каталитический крекинг?
5. При каком виде крекинга получается бензин с более высокой детонационной стойкостью?

II. Найдете ошибки в таблице:
Бензин – светлый
нефтепродукт Лигроин – темный
нефтепродукт Керосин – светлый
нефтепродукт Мазут – темный нефтепродукт Гурон – светлый нефтепродукт
Газойль – темный нефтепродукт Дизельное топливо – светлый нефтепродукт Смазочные масла – темные нефтепродукты Битум – темный нефтепродукт Керосин – светлый
нефтепродукт

1) Практическое занятие
1. Ответить на вопрос
2. Выведение на слайде таблицы, которую необходимо заполнить самостоятельно в тетрадях. (сравнительная характеристика 5 самых крупных нефтяных месторождений)

V. Информация студентов о домашнем задании и рефлексия.
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с нефтяной промышленностью Казахстана, нефтью и ее переработкой.

1) Повторить составленный конспект по нефти и ее переработке.
2)Самостоятельно найдите и изучите оставшиеся 6 крупных нефтяных месторождений Казахстана.
Категория: Мой Казахстан | Добавил: Пионер (2016-03-02) | Автор: Пермякова Анастасия Михайловна E
Просмотров: 178 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 7:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru