Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный театр

Музыкальное оформление спектакля.
Школа Искусств №2 – Клуб ЮНЕСКО
Тришина Татьяна Петровна,
концертмейстер театрально – музыкального отделения

Музыкальное оформление спектакля.

В работе по музыкальному оформлению спектакля можно наметить следующие этапы: режиссерский замысел музыкального оформления, сочинение финальной музыки или подбор готовых музыкальных номеров, репетиционная работа по введению музыки в спектакль, руководство музыкой во время спектакля. Замысел постановки складывается у режиссера в результате тщательной и глубокой работы над пьесой. Каждый режиссер по-своему видит одну и ту же пьесу, по-своему трактует ее сверхзадачу. Музыка должна входить в действие как естественный и необходимый элемент, помогать раскрытию идеи пьесы, оттенять образы действующих лиц. Поэтому музыкальное решение режиссер начинает искать только после того, как продуманы основные ходы драматургии пьесы.
Существуют драматургические произведения, которые немыслимы на сцене без музыкального оформления. Это музыкальные комедии, сказки. Но известно достаточно большое количество драматургических произведений, силу и глубину которых может раскрыть только мастерство и дарование актера. Пьесы Островского, Чехова в большинстве своем не требуют специального музыкального оформления. И если режиссёр вводит в них музыку, то это объясняется личным вкусом постановщика, а не органической потребностью драматургии в дополнительном музыкальном оформлении.
Музыкальное решение спектакля во многом зависит от того, обладает ли режиссер музыкальным слухом, музыкальной памятью, чувствует ли ритм, умеет ли слушать и понимать музыку, может ли мыслить музыкальными образами. Музыкальную структуру спектакля режиссер может разработать широко или очень экономно, но музыка всегда должна точно подчиняться определенной мысли режиссерского замысла. На основании своего замысла режиссер составляет план музыкального оформления, который есть составная часть общего постановочного плана спектакля. В этом плане режиссер указывает те места в пьесе, где предполагает ввести музыку с указанием музыкальных тем, помогающих раскрыть характер персонажа или несущих ту или иную смысловую нагрузку, принцип реализации музыкального замысла.
Осуществить подбор музыки к спектаклю режиссеру помогает концертмейстер. Создавать оригинальную музыку, написанную только для данного спектакля, музыку органическую, составляющую его необъемлемую часть – дело очень нелегкое.
Такая музыка должна раскрывать идею произведения наравне с текстом пьесы, должна выражать чувства и психологию героев наравне с актерским исполнением ролей, должна составлять ритм спектакля, соответствующий
общему режиссерскому замыслу. Для этого концертмейстер должен хорошо понимать драматургическое искусство, знать и учитывать в своем творчестве специфику театральной музыки. Музыкант должен уметь подчинить свое творчество замыслу режиссера и вместе с тем не отказываться от своей творческой индивидуальности. Процесс работы концертмейстера над музыкой к спектаклю можно условно разделить на следующие моменты: знакомство с пьесой, беседы с режиссером об идее пьесы, сюжете, характере действующих лиц, работа над музыкальными этюдами, определение мелодии, ритма, нахождение лейтмотивов, включение музыки в текст пьесы при репетициях, творческое участие в этих репетициях, оркестровка музыки, создание музыкальной партитуры, включение музыки в действие во время репетиций на сцене.

В начале своей работы до обсуждения пьесы с режиссером, концертмейстер должен самостоятельно вчитаться в авторский текст, по-своему понять его. Составленный режиссером план музыкального оформления подвергается совместному анализу и уточнению, при необходимости в него вносятся изменения и дополнения.
После совместного детального обсуждения режиссерского замысла и предложений по музыкальному решению спектакля, концертмейстер и режиссер приступают к подбору музыки, составляют подробный перечень музыкальных отрывков и устанавливают их связь со сценическим действием. В плане оговаривается стилевое решение и жанр музыки. В отдельных случаях музыку можно заменить отдельными шумами: шум толпы, морским прибоем, и т.д. В процессе подбора музыки режиссер может принять предложенный музыкальный отрывок или просить концертмейстера другое музыкальное решение эпизода. Однако не всегда режиссер может точно объяснить музыканту, какого характера музыка нужна ему в данном сценическом отрывке. Что хочет режиссер в той или иной сцене, как с помощью музыки поддержать актера, чтобы ярче подчеркнуть роль, как помочь перейти от одного настроения к другому? Не каждый концертмейстер, подбирающий музыку для драматургического спектакля, может сразу найти единственно правильный ответ на все вопросы. К.С. Станиславский говорил в этом случае: “Я не знаю, как вы должны это делать, но я знаю, что вы должны сделать”.

Хороший подбор музыки – это не простое включение в спектакль отобранных номеров. Необходимо как бы “пересоздать” музыкальный материал в некое новое целое, отвечающее ритму, смыслу и характеру постановки.
Когда вся музыка подобрана, концертмейстер приступает к инструментовке (аранжировке) музыки. Именно здесь проявляется его фантазия, умение чувствовать сценический образ и воплощать его в музыке.
Приступая к аранжировке, музыкант должен знать не только характер необходимого музыкального произведения, но и ясно представлять себе, в каком именно исполнении оно должно прозвучать на сцене – в исполнении
симфонического, эстрадного, камерного или оркестра народных инструментов. Выбирая аранжировку вокальных произведений, будь то песня, романс, частушка, важно правильно выбрать не только жанр, но и определить подходит ли музыкальный аккомпанемент для данного сценического действия.

Нередко музыкальное оформление, блестяще задуманное и тщательно разработанное в постановочном плане, в спектакле не производят должного впечатления. Подобранные музыкальные произведения могут быть и неплохими сами по себе, но характер оркестра, ритм и темп их исполнения не соответствует жанру пьесы, стилю всей постановки, образам действующих лиц.
Нельзя забывать, что музыка, введенная в сценическое действие, воспринимается зрителем через отношение к ней действующих лиц. Умение слушать музыку, определять её соответствие характеру, форме и художественному замыслу данной сцены, умение отбирать музыкальные произведения по продолжительности и последовательности их включения в спектакль – искусство, вытекающее из мастерства режиссера и концертмейстера, работающих над музыкальным оформлением спектакля.

Автор: Тришина Татьяна Петровна,
концертмейстер театрально – музыкального отделения,
Школа Искусств №2 – Клуб ЮНЕСКО.

Источник: http://собственные разработки
Категория: Школьный театр | Добавил: Татьяна3025 (2014-01-11) | Автор: Тришина Татьяна Петровна E
Просмотров: 3395 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-07, 4:05 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru