Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный театр

Роль музыки в раскрытии внутреннего мира героев пьесы.
Тришина Татьяна Петровна.
Концертмейстер театрально – музыкального отделения
Школа искусств №2 – Клуб ЮНЕСКО.

Роль музыки в раскрытии внутреннего мира героев пьесы (на примере постановки литературно – музыкальной композиции «Не покидай меня, любовь»).

Музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения может нести самые разнообразные функции:
1. Характеризовать действующих лиц.
2. Указывать на место и время действия.
3. Создавать атмосферу, настроение сценического действия.
4. Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.
5. Эмоционально усиливать монолог и диалог.
6. Подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля.
7. Обострять конфликт.
8. Рассказывать о действии за сценой.
9. Подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.
Перечисленные функции, естественно, не исчерпывают все многообразие приемов использования музыки в драматических спектаклях. Любая музыка и музыкальные акценты и спецэффекты, включенные в спектакль, выражают авторский замысел, отношение и решение драматурга, режиссера, концертмейстера к отдельному персонажу, группе персонажей, к сценическому действию, с которым эта музыка связана. Все функции музыки в спектакле могут наслаиваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую, и в каждом конкретном случае это происходит по законам драматургического развития данного спектакля.
Более подробно хочу остановиться на первой из перечисленных функций, т.е. на характеристике действующих лиц в спектакле посредством музыкального оформления. Музыка воздействует на творческое состояние актера, помогает ему сосредоточиться, войти в роль, влияет на его творческое воображение.
Наиболее наглядно роль музыки — характеристики персонажа — проявляется тогда, когда музыкальная пьеса исполняется самим героем. Через музыку герой может выразить не только свое настроение, но и черты характера, склонности, темперамент, уровень культуры. Прием этот в театре распространен весьма широко: любая песня, инструментальная пьеса и даже короткий наигрыш, исполняемый действующим лицом, в той или иной степени неизбежно становится его характеристикой. Музыкальная характеристика, как правило, многозначна. Музыка может характеризовать не только героя, но и ситуацию, а также и отношения, возникающие между героями, т.е. раскрывает их внутренний мир. Например, в постановке отрывка из спектакля «Маскарад» в сцене отравления Нины использовалось мало света, откуда-то издалека лились мелодические звуки вальса, эти звуки то приближались и нарастали, заливая собой сцену, перекатывались в зрительный зал, то зловеще затихали, создавая тем самым атмосферу глубокого трагизма внутреннего мира героев. Так учащиеся 11 класса, режиссер и концертмейстер старались передать замысел М. Ю. Лермонтова, раскрыв образы Нины и Арбенина.
В эпизодах с текстом музыка может проявлять себя и более активно и «направленно», чем, если бы она создавала только общий эмоциональный фон. Когда идет взволнованная сцена, построенная на диалоге, реплики передают только часть того, о чем думают герои. Музыка же обнажает глубину их переживаний, усиливает внутреннее действие. Музыка может раскрыть внутренний монолог героя. Драматургически внутренний монолог возникает обычно после каких то событий, когда герой, оставшись наедине с собой, оценивает их, размышляет, нередко переживает эмоциональный взрыв.( Фрагмент пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта», где используется музыка Н. Рота) Это и позволяет музыке «высказаться» здесь во весь голос, она помогает нам понять то, что трудно, а порой и бестактно было бы выразить словами. В подобных случаях она взаимодействует с соответствующей мизансценой.
Во фрагменте пьесы «Укрощение строптивой» (У. Шекспир) музыка играет весьма значительную роль в характеристике места и времени действия. В этом случае музыка становится как бы принадлежностью, атрибутом события, исторической обстановки, она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи, характеризовать отдельные группы людей. Сущность таких музыкальных номеров в том, что все они становятся составной, а иногда и неотъемлемой частью того или иного события или ситуации. В данном случае была использована музыка средневековая, турнирная, раскрывающая характер комических столкновений Катарины и Петруччо, готовым к серьезным жизненным испытаниям.
С женщиной Петруччо никогда еще не воевал, ему еще никогда не приходилось вести поединка любви. Сейчас он впервые в нем участвует. Сила столкнулась с силой. Идет острая словесная борьба. Каждая реплика — удар и контрудар шпаги. И больше, чем меткими остротами Петруччо, Катарина поражена его неожиданным спокойствием, выдержкой, самообладанием. А Петруччо уже очарован красотой Катарины. Он наслаждается ее великолепными дерзостями, поражен ее темпераментом, задором, стремительностью ее атаки. Он всячески стремится показать, что наступает, а не обороняется. И как бы для того, чтобы опровергнуть эту претензию, Катарина, задетая его дерзостью, дает ему пощечину.Первое намерение Петруччо — ответить ударом на удар. Но «укротителя» подавляет в нем «укрощенный». Его голос становится ласковым, нежным, его рука опускается. Он понимает, что нет больше «строптивой». Борьба решена. Она уступила место любви, радости, покорности. Маски сняты. Начинается подлинная жизнь.
Таким образом, на примере отдельных фрагментов из классической драматургии, был создан спектакль «Не покидай меня, любовь», где основным лейтмотивом стали проявления любви в разных жанрах: в лирике, в комедии, в драме, в трагедии и т.д. Внутренний мир героев пьесы был органично выражен средствами музыкального оформления, их музыкальный образ сочетал в себе вместе взятые характер, жизненные переживания, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания. Лирический образ (Письмо Татьяны из «Евгения Онегина», «Ромео и Джульетта» У. Шекспира) раскрыл индивидуальный духовный мир персонажа. Здесь присутствовала только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений. Главным предметом драматического образа стали человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях.(«Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Гроза», «Бесприданница» А. Островского).
Главные свойства драмы:
- Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной
- Он ищет выход из этой ситуации
- Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией
Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает – чаще всего.
В драме на первом плане – не чувства, а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки.
Казахская эпическая поэма «Козы Корпеш и Баян Сулу» повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах. Основные свойства поэмы:
- героизм
- единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги
- историчность.
В заключение следует сказать, что для создания музыкальной характеристики героя, для раскрытия его внутреннего мира через музыку существует целая система элементов: в первую очередь нужно детально знать литературное произведение, эпоху, в которую оно было написано, роль героя в развитии сюжета, его характер, мысли, внешний и внутренний конфликт героев пьесы. Только в результате объединения всех этих элементов в единое композиционное целое можно наблюдать рождение спектакля.

Автор: Тришина Татьяна Петровна.
Концертмейстер театрально – музыкального отделения
Школа искусств №2 – Клуб ЮНЕСКО.

Источник: http://собственный опыт работы
Категория: Школьный театр | Добавил: Татьяна3025 (2014-12-01) | Автор: Тришина Татьяна Петровна E
Просмотров: 2444 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 7:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru