Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный театр

учебные тренинги актерского мастерства
Учебные тренинги актерского мастерства
из опыта работы Кенжебаевой Ляйли Семейхановны-педагога
музыкально-драматического театра «Колокольчик»,
Дворца творчества детей и молодежи. г.Семей, ВКО.

Актерский тренинг выполняет две основные обязанности:
1. Совершенствует пластичность нервной системы и позволяет осознанно воспроизводить работу механизмов жизненного действия - механизма восприятия и реакции, механизма переключения и т.д.
2. Помогает отшлифовать, сделать гибким и ярким психофизический «инструмент» ученика, раскрыть все его природные возможности и подвергнуть их планомерной обработке, расширить имеющиеся возможности, ликвидировать ненужные, создать недостающие, насколько это возможно.
Обе эти цели тренинга сливаются воедино, потому что каждая из них выполняется на основе другой, т.е. совершенствование психофизического аппарата проводится на материале упражнений, анализирующих и осваивающих механизмы жизненного действия.
Всякое жизненное действие - это результат и процесс взаимодействия человека с окружающей средой. Все, что в жизни у нас получается непроизвольно, и все, что мы умеем в жизни делать, должно стать предметом сознательного изучения и освоения в тренинге для того, чтобы все делалось на сцене «каждый раз как в первый раз». Как физически мы воспринимаем явления окружающей среды, как физически мы воздействуем на эти явления? Как взаимодействуем с другими людьми при общении, как воспринимаем мысль партнера, как рождается наша ответная мысль? Как совершаем мы самое простейшее физическое действие? На все вопросы тренинг должен дать ответ. Он должен дать его не только нашему сознанию, а и всему нашему телу. Следовательно, актерский тренинг должен исходить из элементов, создающих жизненное самочувствие. Самые простые элементы его - ощущения и восприятия, которые мы получаем от органов чувств, связанных с окружающим миром. С этого и начнем.
Развитие органов чувств и совершенствование механизмов восприятия - первая задача тренинга, поскольку именно восприятие есть основной регулятор действия. Чистых восприятий - только зрительных или только слуховых - не бывает. Восприятия связаны в самых разных сочетаниях, и все они у человека прикреплены ко второй сигнальной системе, к слову, произнесенному или мысленному. Совершенствование образной памяти и освоение механизма мышления и речи - вторая задача тренинга.
Воспринимая окружающий мир, человек находится в постоянном взаимодействии с ним. Освоение механизма жизненного действия - это третья задача тренинга. На основе жизненного самочувствия ученика, в его работе по освоению жизненного действия и по совершенствованию своего физического аппарата (а он развивается и на уроках мастерства, и на уроках техники речи и движения) возникает общее сценическое самочувствие.
Тренинг физического аппарата.
1. Дыхательные упражнения для развития голоса.
Вдох «цветка» - расширяются легкие, носоглотка, глотка на зевочке и на этом ощущении, с закрытым ртом пропиваем музыкальную фразу, при этом постепенно, без толчков ведем до конца дыхание. Правильное ощущение - вибрация стенок носа, легкое головокружение. При вдохе плечи неподвижны, развернуты. Следующее упражнение - почувствовать натяжение дыхания на согласную «Р», при этом кончик языка должен быть напряжен, натянут. На всю музыкальную фразу «рычим» до конца дыхания. Правильное ощущение - низ живота становится упругим. Упражнение на «стаккато» - поем короткими, отрывистыми фразами на слоги - зи, ми, ри, ле. Они дают настроить голосовой аппарат, сделав его звонким, полетным.
2. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата:
- губы с сопротивлением раздвигаем в стороны до предела «подобие улыбки»;
- губы вытягиваем в трубочку на гласную «У» до конца дыхания;
- кончиком языка дотягиваемся до подбородка с натяжением;
- кончиком языка внутри глотки дотягиваемся до «маленького язычка», за
твердым небом, к мягкому небу;
- нижнюю челюсть опускаем с сопротивлением, при этом ощущение
«зевка»;
- язык лежит «лопаточкой» - делаем зевок, глотка открыта предельно -развивает голосовые связки, необходимые качества для актера;
- развитие мышц лица - перекатывание «шарика» внутри щек;
- кончиком языка водить по часовой стрелке внутри полости щек то в одну
сторону, то в другую.
3. Речевая гимнастика. Лучшим развитием является применение скороговорок:
- губные: Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, мышки зубики сломали.
- не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила. Мыло Мила уронила.
- Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
На развитие согласных звуков - «Р»
- Рыбу рысь в реке ловила, рака лапой зацепила. В раковине скрылся рак, не достать его никак.
- Ехал грека через реку, видит грека в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап.
- Старик Скороговоров купил скороварку, разбил сковородку, забыл скороговорку.
- Глухих - Цапля чахла, цапля сохла, цапля высохла и сдохла.
- Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
- Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Перевыколпаковать, переколпаковать.
- Когда бы кобры были добры, дружили бы бобры и кобры. Однако кобры не добры, их не берут в друзья бобры.
- Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить. И тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.
Развитие навыков рабочего самочувствия.
Начинать воспитание навыков рабочего самочувствия нужно с первых уроков. Надо расставить стулья в аудитории так, чтобы каждый ученик видел своих товарищей, а педагог их всех. Коллективные поиски ведут к верному решению: напротив педагога выстраиваются ровным полукругом стулья учеников. Каждый ученик убеждается: «я вижу всех. Меня – «все». А точно ли стоит полукруг? Везде ли равные расстояния между стульями?
- Исходное положение. «Собранность мышц тела».
- Встать! Для того, чтобы все встали одновременно, нужно, чтобы тело всегда было готово к движению. Плечи, корпус, ноги не напряжены, но и не расслаблены чрезмерно. Для этого нужно «держать осанку», найти такое положение корпуса и ног, при котором можно мгновенно встать, затратив минимум усилий. Быть внимательным, быть постоянно готовым к действию.
- Встать! Сесть!.. Нет, не нужно сидеть так, словно аршин проглотил. Не выпячивайте грудь, но и не горбитесь. Плечи развернуты. Свободные, спокойные руки - на коленях.. Выяснить, кто летает. Педагог спрашивает, дети без пауз отвечают. Если называют что-нибудь летающее - отвечают хором: «летает» и поднимают руки. Если назовут другое нелетающее -молчат и не поднимают рук. (орел, воробей, баран, паук, мышь, бабочка, муха, олень, корова, цапля, шмель, сорока, белка, лебедь, морж и др.)
Навыки рабочей собранности.
- Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа сидел ученик с самыми светлыми волосами, рядом с ним потемнее, а крайним слева самый темный. Никаких шумных обсуждений! Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами.
- Пересядьте по алфавиту фамилий!
- По алфавиту имен!
- По росту! Бесшумно! Четко! Легко! Без лишних движений! Только целесообразные!
Переходы со стульями.
Меняться местами, только теперь вместе со своими стульями. При переходе держать стул в условленном положении:
Перед собой; сбоку; над головой;
Сначала без ограничения времени. Потом по счету.
Считать до десяти. Распределить так свои движения, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. На счет РАЗ встаете и начинаете переход. На счет ДЕСЯТЬ садитесь на новое место.
- Стулья не должны сталкиваться! Ни одного звука, ни скрипа! Представить, что делаете перестановку декораций на сцене в короткой паузе между картинами. Зрители не должны слышать шума.
На сосредоточенность внимания.
а) Упражнение «Часы». Встать широким кольцом, рассчитаться по порядку номеров слева - направо, цифры хлопают в ладоши, а цифра 12 все время пропевает «Бам»;
б) Сидят в кольце, задается ритм и по кругу хлопают в ладоши один за другим. «Хоп!» (команда педагога) и на каком ученике останавливается, с того ученика в обратном направлении отбивается ритм. Главное не сбиться с ритма. Команда « Хоп!» должна застать ученика за мгновение до хлопка, что бы соседи и справа, и слева смогли сориентироваться кому делать следующий хлопок. Постепенно можно усложнить, задавая более быстрый ритм и силу ударов: тихо - громко, громко - тихо.
в) Упражнение с теннисным мячиком «Животный мир».
Педагог кидает мячик, при этом говорит: «Воздух», дети называют животное, которое летает. «Земля», дети называют животное, которое ходит и ползает. «Вода», называют водоплавающее животное.
Тренировка на развитие творческой, зрительной памяти.
Выходят мальчики и изображают какую-нибудь фигуру, девочки внимательно смотрят, запоминают и отворачиваются. В это время мальчики меняют фигуру и меняются местами. Девочки, повернувшись, выходят и ставят первоначальную фигуру.

Мимические упражнения.
Показать лицом - обжегся, трогая утюг. Радость - получая подарок или встретив близкого друга
Огорчение от двойки. Удивление. Восхищение.
Упражнения на действия с воображаемыми предметами.
- «основными гаммами для актеров, Станиславский называл упражнения на действия с воображаемыми предметами. Тот, кто выполняет маленькие физические действия - тот знает уже половину системы»:
а) чистить сапоги (щеткой);
б) расчесаться;
в) сделать удочку и ловить рыбу;
г) стирать белье.
Упражнение на способность держать общий ритм своим внутренним
слухом « Держи свою мелодию».
Навыки координации движений в упражнении, когда они поют какую-нибудь песню. Например:
а) быстро встать, медленно обойдя свой стул, остановиться у его спинки -три первые строчки песни;
б) остановившись - две следующие строчки;
в) перенести стул в другое место, остановиться на три строчки;
г) не двигаясь - пропеть строчку;
д) встать на стул и медленно выпрямиться - на одну строчку;
е) быстро спрыгнуть - в паузе между строчками;
е) стоя - пропеть две строчки;
ж) быстро перенести стул на прежнее место - на начале строчки;
з) медленно обойти стул кругом и сесть - на четыре строчки.
По сигналу начинается песня и не нарушая ритма, ученики проделывают заданные движения, сначала тренируя отдельно каждый пункт, потом сначала песни, не прерывая ее. Развитие творческих зрительных восприятий. Совершенствование зрительных восприятий и зрительной памяти. Наблюдательность, воображение и фантазия. Слово и внутреннее видение. Ассоциативное мышление, мысленная речь. Тренинг механизмов переключения. Тренинг непрерывности видения. Действие в условиях вымысла.
Упражнение «Наблюдательность».
- хорошо ли вам известен внешний облик ваших товарищей?
Присмотритесь к соседу справа. Найдите в нем то, чего не замечали до сих пор. Какие у него глаза, какой формы? Какого цвета? А волосы? Посмотрите на форму уха, подбородка, сравните с левым соседом. В чем различие? А какие у него руки? Длина пальцев, величина и форма ногтей?
- отвернитесь и вспоминая соседа, опишите его нам.
- каждый - выберите любого партнера в полукруге и понаблюдайте за ним. Теперь отвернитесь от него и подробно опишите его своему соседу так, чтобы он понял, за кем вы наблюдали.
Упражнение « Свои часики».
- кому хорошо знакомы свои ручные часы. Снимите их, пустите по полукругу, рассказывайте о них, вспоминая, а товарищи будут проверять вас. Возьмите их на минутку, рассмотрите и снова отдайте товарищу. Рассказывайте! Вспоминайте, какая форма шестерки на циферблате. А вспомните часовую стрелку, какой у него кончик? Что написано под шестеркой?
Упражнение, подводящее к тренировке непрерывности внутренних видений «Глаза товарищей».
- Ученики сидят в двух рядах, лицами к друг другу. Всем отвернуться! Хорошо ли вы помните товарищей, сидящих напротив вас? Вспомните, какие у них глаза - величина, форма, цвет. На счет ДЕСЯТЬ проверьте свою память, посмотрите последовательно на глаза сидящих напротив. Пока считается до ДЕСЯТИ, рассмотреть всех. Поверните голову! Девять! Десять! Не закрывайте глаза, только отвернитесь. Первый слева, рассказывайте, остальные - повторяйте описание, сопоставляя со своим внутренним видением. Мысленно пересадите всех сидящих напротив вас в таком порядке - слева должен сидеть самый светлоглазый, а справа - самый темноглазый. Сделать короткую проверку до счета ПЯТЬ. Отвернитесь. Рассказывайте, как пересадили товарищей.
Фантазия - видение. Рассказ «Кинолента», где они фантазируют о далеких местах, описывают кадр за кадром. Несколько фраз - стоп! Педагог дает слово другому ученику и т. д.
Когда окончился рассказ, дается несколько минут, чтобы восстановить в памяти последовательность кадров. После, любой ученик должен повторить свой рассказ. Упражнение правильно - если ученик слушал рассказ товарища. Кто слушал и видел. Не только слова запоминал, но и свои видения. Здесь, в этом упражнении тренируется непрерывность внутренних видений, переключения с помощью развитого рассредоточенного внимания, тренируется не механическое запоминание слов, а образное запоминание чередующихся картин и распределение их по полочкам.
Упражнение «На что похоже».
Еще Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развивать свою фантазию, рассматривая пятна на стенах. «Ты можешь там увидеть разные битвы,- утверждал он, - быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много вещей». Фантазия проявляется в работе воображения у человека с развитым ассоциативным мышлением, с тренированной зрительной памятью, основой образного мышления. Все, что нас окружает в комнате, может быть объектом фантазии - линии древесных слоев паркета, тени на потолке, складки занавесей, скатертей, одежды. Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут как попало.
- Всмотритесь, - что это вам напоминает?
- Бревна по реке плывут…
- Медведь пасть оскалил - вот глаза!
- Нет, у медведя не такие жесткие линии. Это- гриф. Расправил крылья, сейчас полетит…
Действия с воображаемыми вещами:
«Основными гаммами для актеров» на действия с воображаемыми предметами Станиславский называл упражнения: «Тот кто выполняет маленькие физические действия, тот знает уже половину системы».
Упражнения:
1) вышивать крестиком;
2) стирать белье;
3) чистить сапоги;
4) лепить из глины;
5) варить варенье;
6) делать прическу;
7) растопить печь;
8) одеться;
9) почистить ружье;
10) склеить коробку;
11) поиграть в куклы и.т.д.
Категория: Школьный театр | Добавил: Буря (2012-02-16) | Автор: Кенжебаева Ляйля Семейхановна E
Просмотров: 2263 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-30, 3:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru