Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия

Война слов: Мы за чистоту речи!
Учитель русского языка и литературы
РГУ "Республиканская специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва" в городе Риддер, ВКО
Халитова Светлана Евгеньевна

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
8 класс
Тема: Война слов: Мы за чистоту речи!
Цели занятия: рассмотреть состояние русского языка с точки зрения лексики, в том числе современное его состояние в речи молодежи, повторение сведений о заимствованиях; развитие связной монологической речи, языкового критического мышления, исследовательских, аналитических навыков, умения работать с литературой, аргументировано отстаивать свое мнение, навыки наблюдений за речевыми фактами, умение делать выводы; способствовать воспитанию любви и интереса к русскому языку, культуры речи через осмысленное отношение к языку.
Оборудование: доска, мел, интерактивная доска, презентация, видеоролик.
Подготовка к занятию: ребята выполняли опережающие задания теоретического и практического (поискового) характера.

Ход занятия.
1. Оргмомент (Слайд 1)
2. Актуализация знаний
Послушайте одну историю (Слайд 2), которую рассказал Константин Паустовский (Слайд 3):
«К одному поэту подошел маленький мальчик и, показывая на вывеску магазина под названием “Антилопа”, задал на первый взгляд наивный, простой, но совершенно современный вопрос: “Я знаю, что такое “анти”, но не знаю, что такое “лопа”.»
- Подумайте, почему у ребенка возник такой вопрос? Что навело его на мысль о том, что пришедшее к нам в язык французское слово антилопа, состоит из двух частей? (ответы детей о существовании в русском языке иноязычной приставки АНТИ-).
3. Тема занятия. Целеполагание
- Итак, о чем сегодня пойдет наш разговор? (о заимствованиях в русском языке)
- Действительно, тема звучит практически как девиз: «Война слов: Мы за чистоту речи!» (запись на доске)
Можете пояснить, как вы поняли тему и какие цели мы сегодня должны будем реализовать? (определение целей занятия)
Предлагаю сейчас, пока мы еще не начали наш серьезный разговор, проголосовать: как вы думаете, нуждается ли русский язык в заимствованиях? (Слайд 4)
По результатам голосования разделяем класс на группы. Задача представителей групп - обоснованно отстоять свою точку зрения или достойно принять "поражение".
4. Работа по теме
1) Сообщение теоретического характера о периодах заимствований (это может быть несколько сообщений, но не более, чем на 1-1,5 мин):
“Чудесные превращения иностранцев” – об освоении заимствованных слов.
Ранние заимствования из греческого; заимствования 11-14 вв из церковнославянского; в эпоху Петра I; заимствования ХХ века и заимствования XX-XXI вв.
- Как видите, заимствований в русском языке большое количество. Во все времена находились им защитники и противники. (Слайд 5) Так, например, министр просвещения России адмирал Александр Семенович Шишков (1754–1841г.г.) пытался заменить слово фортепиано на тихогром. Он же предлагал называть (Слайд 6) мокроступами калоши, а бильярд – шаротыком. Другие примеры приверженцев этой точки зрения: рожекорча – гримаса, самоподымальщик – лифт, сверкалец – бриллиант, телефон – дальноразговорник, любомудрие – философия, многоостровие – архипелаг. Конечно, подобные придумки, как мы уже с уверенностью можем говорить теперь, не прижились в русском языке.
В отличие от Шишкова, известнейший литературный критик 19 века (Слайд 7), Виссарион Григорьевич Белинский, отмечал следующее: «Какое бы ни было слово – свое или чужое – лишь бы выражало заключенную в нем мысль, и если чужое лучше выражает ее, чем свое, давайте чужое, а свое несите в кладовую старого хлама».
- И тем не менее, заимствования в языке есть. Давайте послушаем, по каким причинам они происходят
2) С сообщением теоретического характера выступает ученик.
Последние исследования лингвистов демонстрируют, что около 15% новейших англицизмов заимствуются в связи с отсутствием соответствующего наименования в языке-рецепторе. К ним он относит: инвестор, дайджест, спичрайтер, спонсор, спрей и др.
- Благодарим за интересную информацию. Если мы еще раз вспомним причины заимствований, то первые четыре понятны и оправданы (Слайд 8):
1. Потребность в наименовании новой вещи, нового явления и т. п.
2. Необходимость разграничить содержательно близкие, но все же различающиеся понятия.
3. Необходимость специализации понятий – в той или иной сфере, для тех или иных целей.
4. Тенденция, заключающаяся в том, что цельный, не расчлененный на отдельные составляющие объект и обозначаться должен "цельно", нерасчлененно, а не сочетанием слов.
5. Социально-психологические причины и факторы заимствования: восприятие всем коллективом говорящих или его частью – иноязычного слова как более престижного, "ученого", "красиво звучащего", а также коммуникативная актуальность обозначаемого понятия.
- Но как вы понимаете пятую причину «Социально-психологические причины и факторы заимствования: восприятие всем коллективом говорящих или его частью – иноязычного слова как более престижного, "ученого", "красиво звучащего", а также коммуникативная актуальность обозначаемого понятия»? (ответы)
- Знакомо ли вам понятие «модно» говорить? Объясните его. (ответы)
- Итак, это тоже причина заимствований.
3) Результаты наблюдений учащихся
- Скажите, а вы сами, ваши друзья используют в своей речи заимствования? (Ответы)
- По каким причинам?
- Хорошо. Я вас просила понаблюдать за своими товарищами и записать употребляемые ими заимствования. Что вам удалось сделать? (слушаем результаты наблюдений ребят)
- Можно ли разделить, например, на две большие группы все записанные вами заимствования на основании новых узнанных вами фактов о заимствованиях? (да: оправданные и модные, сленговые).
- Из какого языка пришли к нам в таком количестве как раз «модные» заимствования? (английский язык).
- И правда, мы очень часто в последнее время говорим респект, гламурный, шок. Попробуйте проанализировать эти слова: респект – от французского respect, от английского Respect – уважение. Гламурный – от английского glamour “волшебство, чары; шарм”. Шок – от английского choc – удар, толчок.
- А теперь давайте послушаем одного англичанина-волонтера, он очень хочет донести до всех нас, как со стороны выглядит употребление некоторых заимствований.
4) Просмотр видеоролика
5) Обсуждение увиденного
- Какие мысли вас посетили в процессе просмотра этого ролика?
- Что вам уже знакомо, а что узнали нового?
- Сравните со своими наблюдениями, всегда ли оправдано использование заимствований в современной речи молодежи? (Сравниваем. Обсуждаем оправданность употребляемых в речи заимствований.)
- Как вы считаете, можно ли вовсе обойтись без заимствований?
- Убедил ли вас главный герой в том, что неоправданное использование заимствований выглядит некрасиво, а порой и глупо?
- Что особенно впечатлило в процессе обсуждения этой темы?
- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие слова употребляете в своей речи? И как это может выглядеть со стороны?
5. Выводы
- Какие выводы вы сделали по итогам нашего сегодняшнего разговора? (ответы)
- Конечно, мы не можем сегодня быть изолированными от других обществ и языков. Наш Президент призывает изучать, владеть в совершенстве как минимум три языка. Какие? (Казахский, русский и английский). Но и заимствования должны быть оправданными. Мы должны любить и беречь наш язык, не засорять его понапрасну.
- Так что? Мы за чистоту речи?
- Давайте еще раз проголосуем: нужны ли русскому языку заимствования? Изменилось ли ваше личное отношение к заимствованиям? (сравниваем результаты). Ребята, мнение которых радикально изменилось, объясните свое решение, почему вы изменили свою точку зрения?
Слушаем ответы
- Какой вывод следует из нашего занятия? (мы будем беречь язык, будем следить за своей речью)
- Замечательно!
- Посмотрите, что говорил в свое время Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) (Слайд 9) – поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.»
- Утратили ли его слова актуальность сегодня?
6. Итоги занятия. Рефлексия (Слайд 10)
«Лист самооценки»
- Понравилось ли вам такое занятие?
- Что узнали важного и полезного для себя?
- Благодарю за занятие! (Слайд 11)

Источник: https://yadi.sk/d/MrDEz0-4evt8X
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: SEKhalitova (2015-02-27) | Автор: Халитова Светлана Евгеньевна E
Просмотров: 1183 | Комментарии: 2 | Теги: внеклассное мероприятие, заимствования, Русский язык | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 5:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru