Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия

Война слов: Мы за чистоту речи!
Учитель русского языка и литературы
РГУ "Республиканская специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва" в городе Риддер, ВКО
Халитова Светлана Евгеньевна

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
8 класс
Тема: Война слов: Мы за чистоту речи!
Цели занятия: рассмотреть состояние русского языка с точки зрения лексики, в том числе современное его состояние в речи молодежи, повторение сведений о заимствованиях; развитие связной монологической речи, языкового критического мышления, исследовательских, аналитических навыков, умения работать с литературой, аргументировано отстаивать свое мнение, навыки наблюдений за речевыми фактами, умение делать выводы; способствовать воспитанию любви и интереса к русскому языку, культуры речи через осмысленное отношение к языку.
Оборудование: доска, мел, интерактивная доска, презентация, видеоролик.
Подготовка к занятию: ребята выполняли опережающие задания теоретического и практического (поискового) характера.

Ход занятия.
1. Оргмомент (Слайд 1)
2. Актуализация знаний
Послушайте одну историю (Слайд 2), которую рассказал Константин Паустовский (Слайд 3):
«К одному поэту подошел маленький мальчик и, показывая на вывеску магазина под названием “Антилопа”, задал на первый взгляд наивный, простой, но совершенно современный вопрос: “Я знаю, что такое “анти”, но не знаю, что такое “лопа”.»
- Подумайте, почему у ребенка возник такой вопрос? Что навело его на мысль о том, что пришедшее к нам в язык французское слово антилопа, состоит из двух частей? (ответы детей о существовании в русском языке иноязычной приставки АНТИ-).
3. Тема занятия. Целеполагание
- Итак, о чем сегодня пойдет наш разговор? (о заимствованиях в русском языке)
- Действительно, тема звучит практически как девиз: «Война слов: Мы за чистоту речи!» (запись на доске)
Можете пояснить, как вы поняли тему и какие цели мы сегодня должны будем реализовать? (определение целей занятия)
Предлагаю сейчас, пока мы еще не начали наш серьезный разговор, проголосовать: как вы думаете, нуждается ли русский язык в заимствованиях? (Слайд 4)
По результатам голосования разделяем класс на группы. Задача представителей групп - обоснованно отстоять свою точку зрения или достойно принять "поражение".
4. Работа по теме
1) Сообщение теоретического характера о периодах заимствований (это может быть несколько сообщений, но не более, чем на 1-1,5 мин):
“Чудесные превращения иностранцев” – об освоении заимствованных слов.
Ранние заимствования из греческого; заимствования 11-14 вв из церковнославянского; в эпоху Петра I; заимствования ХХ века и заимствования XX-XXI вв.
- Как видите, заимствований в русском языке большое количество. Во все времена находились им защитники и противники. (Слайд 5) Так, например, министр просвещения России адмирал Александр Семенович Шишков (1754–1841г.г.) пытался заменить слово фортепиано на тихогром. Он же предлагал называть (Слайд 6) мокроступами калоши, а бильярд – шаротыком. Другие примеры приверженцев этой точки зрения: рожекорча – гримаса, самоподымальщик – лифт, сверкалец – бриллиант, телефон – дальноразговорник, любомудрие – философия, многоостровие – архипелаг. Конечно, подобные придумки, как мы уже с уверенностью можем говорить теперь, не прижились в русском языке.
В отличие от Шишкова, известнейший литературный критик 19 века (Слайд 7), Виссарион Григорьевич Белинский, отмечал следующее: «Какое бы ни было слово – свое или чужое – лишь бы выражало заключенную в нем мысль, и если чужое лучше выражает ее, чем свое, давайте чужое, а свое несите в кладовую старого хлама».
- И тем не менее, заимствования в языке есть. Давайте послушаем, по каким причинам они происходят
2) С сообщением теоретического характера выступает ученик.
Последние исследования лингвистов демонстрируют, что около 15% новейших англицизмов заимствуются в связи с отсутствием соответствующего наименования в языке-рецепторе. К ним он относит: инвестор, дайджест, спичрайтер, спонсор, спрей и др.
- Благодарим за интересную информацию. Если мы еще раз вспомним причины заимствований, то первые четыре понятны и оправданы (Слайд 8):
1. Потребность в наименовании новой вещи, нового явления и т. п.
2. Необходимость разграничить содержательно близкие, но все же различающиеся понятия.
3. Необходимость специализации понятий – в той или иной сфере, для тех или иных целей.
4. Тенденция, заключающаяся в том, что цельный, не расчлененный на отдельные составляющие объект и обозначаться должен "цельно", нерасчлененно, а не сочетанием слов.
5. Социально-психологические причины и факторы заимствования: восприятие всем коллективом говорящих или его частью – иноязычного слова как более престижного, "ученого", "красиво звучащего", а также коммуникативная актуальность обозначаемого понятия.
- Но как вы понимаете пятую причину «Социально-психологические причины и факторы заимствования: восприятие всем коллективом говорящих или его частью – иноязычного слова как более престижного, "ученого", "красиво звучащего", а также коммуникативная актуальность обозначаемого понятия»? (ответы)
- Знакомо ли вам понятие «модно» говорить? Объясните его. (ответы)
- Итак, это тоже причина заимствований.
3) Результаты наблюдений учащихся
- Скажите, а вы сами, ваши друзья используют в своей речи заимствования? (Ответы)
- По каким причинам?
- Хорошо. Я вас просила понаблюдать за своими товарищами и записать употребляемые ими заимствования. Что вам удалось сделать? (слушаем результаты наблюдений ребят)
- Можно ли разделить, например, на две большие группы все записанные вами заимствования на основании новых узнанных вами фактов о заимствованиях? (да: оправданные и модные, сленговые).
- Из какого языка пришли к нам в таком количестве как раз «модные» заимствования? (английский язык).
- И правда, мы очень часто в последнее время говорим респект, гламурный, шок. Попробуйте проанализировать эти слова: респект – от французского respect, от английского Respect – уважение. Гламурный – от английского glamour “волшебство, чары; шарм”. Шок – от английского choc – удар, толчок.
- А теперь давайте послушаем одного англичанина-волонтера, он очень хочет донести до всех нас, как со стороны выглядит употребление некоторых заимствований.
4) Просмотр видеоролика
5) Обсуждение увиденного
- Какие мысли вас посетили в процессе просмотра этого ролика?
- Что вам уже знакомо, а что узнали нового?
- Сравните со своими наблюдениями, всегда ли оправдано использование заимствований в современной речи молодежи? (Сравниваем. Обсуждаем оправданность употребляемых в речи заимствований.)
- Как вы считаете, можно ли вовсе обойтись без заимствований?
- Убедил ли вас главный герой в том, что неоправданное использование заимствований выглядит некрасиво, а порой и глупо?
- Что особенно впечатлило в процессе обсуждения этой темы?
- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие слова употребляете в своей речи? И как это может выглядеть со стороны?
5. Выводы
- Какие выводы вы сделали по итогам нашего сегодняшнего разговора? (ответы)
- Конечно, мы не можем сегодня быть изолированными от других обществ и языков. Наш Президент призывает изучать, владеть в совершенстве как минимум три языка. Какие? (Казахский, русский и английский). Но и заимствования должны быть оправданными. Мы должны любить и беречь наш язык, не засорять его понапрасну.
- Так что? Мы за чистоту речи?
- Давайте еще раз проголосуем: нужны ли русскому языку заимствования? Изменилось ли ваше личное отношение к заимствованиям? (сравниваем результаты). Ребята, мнение которых радикально изменилось, объясните свое решение, почему вы изменили свою точку зрения?
Слушаем ответы
- Какой вывод следует из нашего занятия? (мы будем беречь язык, будем следить за своей речью)
- Замечательно!
- Посмотрите, что говорил в свое время Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) (Слайд 9) – поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.»
- Утратили ли его слова актуальность сегодня?
6. Итоги занятия. Рефлексия (Слайд 10)
«Лист самооценки»
- Понравилось ли вам такое занятие?
- Что узнали важного и полезного для себя?
- Благодарю за занятие! (Слайд 11)

Источник: https://yadi.sk/d/MrDEz0-4evt8X
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: SEKhalitova (2015-02-27) | Автор: Халитова Светлана Евгеньевна E
Просмотров: 319 | Комментарии: 2 | Теги: внеклассное мероприятие, заимствования, Русский язык | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 1:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [472]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1155]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru