Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия

В ансамбле с радостью
Школа-комплекс эстетического воспитания № 8

Методический кабинет

В ансамбле с радостью

Котенёва И.М. преподаватель фортепиано
Кричиневская Е.М. преподаватель фортепиано
Попова Е.В. преподаватель скрипки

г. Петропавловск
2010 год

Тема: «В ансамбле с радостью»

Цель: Повышение мотивации к обучению путём совместного
музицирования.

Задачи:

Образовательная:
1. Ознакомление с произведениями различных стилей, эпох и жанров.

Воспитательная:
1.Воспитание чувства ответственности перед партнёром и творческого удовлетворения совместно выполненной работы.

Образовательная:
2.Развитие всех видов музыкального слуха, чувства ритма, навыка чтения с листа и образного мышления.

Тип урока: Внеклассное мероприятие.

1 Ведущий:

Добрый день!
Сегодня наша встреча посвящена ансамблевому музицированию и назвали мы её «В ансамбле с радостью». Игра в ансамбле – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена и на любом уровне владения инструментом. Ансамблевое исполнение приносит ни с чем не сравнимую радость совместного творчества.
Вместе с вами мы перелистаем страницы популярной музыки в ансамблевом исполнении и постараемся определить: что даёт игра в ансамбле и почему этот музыкальный предмет столь любим всеми учащимися.

2 Ведущий:

- Что же такое «ансамбль»?
- Ансамбль – камерное произведение, предназначенное для небольшого состава исполнителей. В переводе с французского ensemble, означает «вместе» (ответ учащегося).
В зависимости от числа участников различают: дуэт, трио, квартет и т.д. (иллюстрации разных составов ансамблей).
Что даёт игра в ансамбле?
- Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, формирует музыкальное мышление. Это - искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и во время уступать. Это требует быстроты реакции и стимулирует сообразительность. (1 мин. 15 сек.)

1 Ведущий:

А начнём мы нашу встречу с путешествия в Мир Сказки.
Нет человека на Земле, который бы не любил сказки в раннем детстве. В них всё необычно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, взмывает в небо ковёр-самолёт, лягушка превращается в прекрасную царевну. Сказка увлекает нас, заставляет переживать, волноваться за судьбу полюбившегося героя. Но есть люди, которые не расстаются со сказкой до самой старости – это режиссёры фильмов-сказок, мультипликаторы и, конечно же, композиторы, которые «озвучивают» сказку, дают ей новую жизнь.
Как это и произошло с популярной сказкой Ш. Перро «Золушка». Был создан одноимённый фильм-сказка, музыку к которому написал композитор Антонио Спадавеккиа.

Послушайте известную песню из этого фильма, которая называется
1.«Добрый жук». (Исп. Шветова Настя, Котенёва И.М.) (2 мин.)

Другую, не менее популярную сказку Дж. Родари «Чиполино», «озвучил» композитор Литовко. Чтобы передать насмешливый, ироничный, гротескный образ Синьора Помидора, он использует жанр марша.
- Что такое «марш»?
- Это пьеса в чётком ритме для сопровождения военных походов, различных шествий. Слово «марш» происходит от французского marche – ходьба. Музыка волевая, энергичная. Марши пишутся в размере 4/4. (ответ учащегося)

2. «Марш Синьора Помидора» (исп. Пархоменко Лолита, Рахимова Алина).
(1-2 мин.)

« …Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянулись одна за другой. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! …
Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было с точностью рассчитать, в какую минуту свет усилится и в какую ослабеет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Посреди озера стоял трон Снежной королевы…» (отрывок из сказки «Снежная королева»).

2 Ведущий:

Один из музыкальных номеров к этой сказке, композитор Баневич назвал «Северное сияние». В этой пьесе он использует интересный исполнительский приём глиссандо, позволяющий передать игру светового явления (иллюстрация).
- Глиссандо приём игры на музыкальных инструментах, дающий красочный «скользящий» переход от звука к звуку. Глиссандо достигается лёгким и быстрым скольжением пальца по клавишам (ответ учащегося). (1 мин.)

3. «Северное сияние» (Ложкина Лена, Котенёва И.М.) (2 мин.)

Все вы, конечно же, читали сказку «Золотой ключик или приключения Буратино». И если читали внимательно, то ответите на вопрос:
- На каком музыкальном инструменте играл Папа Карло?

1 Ведущий:

«Жил-был старый шарманщик Карло. Он жил в бедной каморке, где даже очаг был не настоящий, а нарисованный…»

2 Ведущий:

- Конечно, на шарманке.
- А как выглядит инструмент шарманка?

Шарманка (иллюстрация) – механический духовой инструмент, получивший распространение в среде бродячих музыкантов в начале 18 века. Представляет собой небольшой ящик, внутри которого помещён несложный механизм. При вращении рукоятки звучит какая-либо музыкальная пьеса. Пьеса повторяется бесчисленное количество раз. Слово «шарманка» происходит от начальных слов популярной старинной песенки «Charmante Catherina» (Прелестная Катарина) (ответ учащегося).

4. Д. Шостакович «Шарманка». (Пахомова Настя, Попова Е.В.) (1-2 мин.)

1 Ведущий:

Говоря о музыкальных инструментах, было бы несправедливо обойти вниманием скрипку, звучание которой вы только что слышали в составе инструментального ансамбля – фортепиано и скрипка.

Как известно, в Италии со второй половины XVI столетия, выдвинулась целая плеяда выдающихся, непревзойденных скрипичных мастеров (Гаспаро да Сало, семейства Амати и Страдивари, Джованни Гварнери). Не случайно именно скрипка, скрипичный стиль, если можно так сказать, возглавили тогда инструментальный ансамбль.
Постепенно определяются преобладающие типы ансамблей (камерное трио, квартет), где хорошо видна ведущая, в полной мере определяющая роль скрипки в инструментальном ансамбле. Богатейшие возможности звучания этого инструмента мы предлагаем вам послушать. (1 мин.)

5. З.Фибих «Поэма» (Медведева Полина. Попова Е.В.) (2 мин.)

2 Ведущий:

Но если мы опустимся по временной шкале ещё ниже, то вспомним одного гениального австрийского органиста и клавесиниста В.А. Моцарта. С ранних лет у него обнаружились удивительные музыкальные способности. Первым педагогом будущего композитора стал его отец. Леопольд Моцарт был великолепным скрипачом. Он обучал маленького Вольфганга игре на различных музыкальных инструментах. В 4 года Моцарт написал свой первый концерт для клавира. С 5 лет Вольфганг стал писать музыку регулярно, и эти произведения выглядели просто превосходно для такого юного возраста.
«Майская песня» - одно из ранних произведений гениального Моцарта.
(1 мин.)
6. «Майская песня». (Соло на скрипке – Медведева Полина, аккомпанирует Ложкина Лена).
(1 мин.)
1 Ведущий:

Ансамблевая игра открывает самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных стилей, авторов, переложения оперной, симфонической, а так же танцевальной музыки. Мы хотим предложить вашему вниманию в переложении для фортепианного ансамбля современный танец латиноамериканского происхождения – румба. Этот танец характерен синкопированным ритмом. Румба является одним из популярных номеров в репертуаре джазовых ансамблей.
(0,5 мин.)

7. Ю.Маевский. «Весёлая румба» (Асатуллина Юля, Казарина Лиза)
(1,5 мин.)
2 Ведущий:

В старших классах музыкальной школы учащиеся знакомятся с более сложным видом ансамблевого музицирования – аккомпанементом.

-Что такое аккомпанемент?
- Аккомпанемент – это музыкальное сопровождение (ответ учащегося).

Правильный краткий ответ. Но сколько задач предстоит решить юному аккомпаниатору, чтобы овладеть вершиной в искусстве ансамблевого исполнительства:
- умение грамотно донести идею произведения;
- правильно читать музыкальный текст и работать с ним;
- получить навыки владения звуковым балансом ансамблевого исполнения;
- умение работать с литературным текстом;
- научиться концертно-исполнительской выдержке.
Вот только несколько задач, которые стоят перед учеником и педагогом. Обычно знакомство с концертмейстерским искусством начинается с изучения вокального репертуара и специфики работы над вокальными аккомпанементами.

Выдающийся английский концертмейстер Джеральд Мур говорил:
«Рекомендую аккомпаниатору постоянно слышать голос певца «сквозь» звук фортепиано, в противном случае вам никогда не достичь вершины исполнения».
(1,5 мин.)

8. О.Хромушин. «Романс короля» (Исполняет Майсеитова А.Е. аккомпанирует Асатуллина Юля). (3 мин.)

Музыкальная викторина
1 Ведущий:

Нашим учащимся было дано на лето домашнее задание: самостоятельно разобрать или подобрать по слуху полюбившиеся популярные музыкальные произведения. Предлагаем вашему вниманию музыкальную викторину. Учащиеся будут исполнять без объявления свой номер. Слушателям предстоит, после окончания номера, назвать произведение. (1 мин.)

Самостоятельная работа.

1. Дашкевич. Увертюра из к/ф «Шерлок Холмс». (Асатуллина Ю., Казарина Л.) (0,5 мин.)

Увертюра – оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением и вводящая в круг идей и настроений предстоящего зрелища (от французского onverture – открытие).

2. Д. Леннон. П. Маккартни. «Вчера» (Асатуллина Ю., Казарина Л.)

- Какая известная зарубежная группа была создателем этой композиции?
- Битлз.
Прозвучавшая композиция является самым часто исполняемым произведением в мире. Существует более 2,5 тысяч исполнений этой композиции.
(2 мин.)

Подбор по слуху

2 Ведущий:

Очень ценным для учащихся является умение подбора на слух любимых мелодий: ведь не всегда ноты нужного произведения могут оказаться под рукой. Послушаем любимые мелодии наших учеников.

4. «Титаник». (Рахимова Алина) (1,5 мин.)

5. Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» (Ложкина Лена)
(1 мин.)

6. «Вечная любовь» из к/ф «Тегеран – 43» (Медведева Полина) (1 мин.)

7. «Новогодняя» (Князева Диана) (1 мин.)

8. «Лесной олень» (Князева Диана) (1 мин.)

9. Л.Бетховен «Ода к радости» (Князева Диана) (1 мин.)

Читка с листа

На уроках ансамбля и аккомпанемента юные музыканты учатся читать с листа. Так же как для любого человека является естественным открыть и начать читать незнакомую книгу, так и для музыканта ценно умение прочитывать с листа новый музыкальный текст. Чтение с листа ансамблевых пьес очень увлекательное занятие, способствующее полной мобилизации внимания музыканта. Желательно, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит второго исполнителя быстро ориентироваться и включаться в игру.

3. Легран «Французская тема» из к/ф «Шербурские зонтики» (Асатуллина Ю., Казарина Л.) (1,5 мин.)

Кроссворд

1. Пьеса-шествие энергичного характера (марш).
2. Старинный механический музыкальный инструмент (шарманка).
3. Струнно-смычковый музыкальный инструмент (скрипка).
4. В этой сказке звучит песня «Добрый жук» (Золушка).
5. Латиноамериканский бальный танец (румба).
6. Автор музыкального произведения (композитор).
7. Вокальный жанр (романс).
8. Совместная игра 2-х или более исполнителей (ансамбль).
9. Композитор, написавший музыку к сказке «Снежная королева» (Баневич).
10. Великий австрийский композитор (Моцарт).
11. Оркестровая пьеса-вступление (увертюра).
12. Скользящий исполнительский приём (глиссандо).
13. Популярная рок-группа ХХ века (Битлз).

1 Ведущий:

В заключение нашего внеклассного мероприятия мы хотим показать вам ещё одну, самую ценную грань ансамблевого музицирования. Это - радость совместного творчества, где можно проявить свою фантазию, свои эмоции. Игра в ансамбле предполагает глубокую работу над образом, изобразительностью. Здесь можно себе позволить то, чего нельзя позволить в сольном классическом исполнении. Можно и пошутить, и побалагурить. Можно разыграть театрализованный спектакль.

Послушайте и посмотрите два произведения.

О.Хромушин «Пишущая машинка» (Асатуллина Юля, Казарина Лиза)
(2 мин.)

Ж.Оффенбах «Кан-кан» (Рахимова Алина, Пархоменко Лолита). (1 мин.)

Представление учащихся: (2 мин.)

1. Шветова Настя
1. Рахимова Алина
2. Пархоменко Лолита
3. Князева Диана
4. Ложкина Лена
5. Медведева Полина
6. Дипломант III степени областного конкурса «Юный пианист» 2010г.
Пахомова Настя
8. Дипломант I степени областного конкурса инструментальных ансамблей 2009г., а так же дипломант I степени конкурса инструментальных ансамблей 2010г. Казарина Лиза
9. Дипломант I степени областного конкурса инструментальных ансамблей 2009г., дипломант I степени конкурса инструментальных ансамблей 2010г., дипломант III степени областного конкурса «Юный пианист» 2010г. Асатуллина Юля.
2. Майсеитова А.Е. – преподаватель по классу вокала.
3. Попова Е.В. – преподаватель по классу скрипка.
4. Котенёва И.М. – преподаватель по классу фортепиано.
5. Кричиневская Е.М. – преподаватель по классу фортепиано.

Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: КИМ (2011-02-06)
Просмотров: 2630 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-10, 5:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru