Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности

Бактериологическое (биологическое) оружие, его поражающее действие
ГУ «Пресновская средняя школа-гимназия имени И.П. Шухова»

Открытый урок

Тема: Бактериологическое (биологическое) оружие, его поражающее действие, признаки применения, краткая характеристика бактериальных средств, их поражающие действия и средства защиты от них,очаг бактериологического поражения, его характеристика, мероприятия проводимые в очаге бактериологического поражения, карантин и обсервация.



Преподаватель-организатор НВП:
Косинов Ю.В.

Класс: 11

Контактный телефон: 2-11-38,
87776598118

Электронный адрес:
shuhovsc@mail.kz





«УТВЕРЖДАЮ» Директор ПСШГ им.И.П.Шухова
___________________
«__» _________ 2014г.

ПЛАН – КОНСПЕКТ
проведения занятия по начальной военной подготовке
(11 класс)
РАЗДЕЛ: ОБЖ

ЗАНЯТИЕ: 10 Бактериологическое (биологическое) оружие, его поражающее действие, признаки применения, краткая характеристика бактериальных средств, их поражающие действия и средства защиты от них,очаг бактериологического поражения, его характеристика, мероприятия проводимые в очаге бактериологического поражения, карантин и обсервация.

Учебная цель: Ознакомить учащихся с поражающим действием бактериологического (биологического) оружия, характеристикой очага бактериологического поражения

Воспитательная цель: Формировать функциональную грамотность в соответствии с Национальным планом действий, воспитывать уверенность в эффективности существующих средств защиты.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Историческая справка;
2) Характеристика поражающего действия биологического оружия;
3) Виды и основные свойства биологических средств;
4) Способы применения (распространения) биологических средств;
5) Защита от бактериологического оружия.

ВРЕМЯ: 45 минут.

МЕСТО: Кабинет НВП.

МЕТОД: Показ, рассказ, с использованием наглядных пособий и учебного имущества ГО,ТСО.

РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП; видеофильм, презентация.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Таблица «Биологическое оружие», видеофильм «Биологическое оружие», противогазы, аптечки индивидуальные, ВПХР, ДП-5в.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учебные вопросы, время на их отработку
Действие руководителя
Действия обучаемых
1 2 3
Вводная часть
5 минут Принимает рапорт командира взвода, поверяет наличие обучаемых и их внешний вид, их материальное имущество, приготовленное к уроку. Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы. Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу. Отвечают на поставленные учебные контрольные вопросы, записывают тему и учебную цель занятия
1-й учебный вопрос

Опрос по пройденному материалу, переход к новой теме:
-Виды оружия массового поражения
-Защита от ядерного оружия
-Защита от химического оружия

Историческая справка Просмотр видеофильма.
(Биологическое оружие 5м 31с )
Идея использования патогенных микробов в качестве средства поражения возникала очень давно вследствие того, что вызываемые ими массовые инфекционные болезни (эпидемии) приносили человечеству на протяжении всей его истории неисчислимые потери. Особенно часто они развивались как последствия различных стихийных бедствий, а также войн. Нередко именно эпидемии, а не военные неудачи решали исход отдельных сражений или даже целых кампании. Так, в 1741 г. из 27 тыс. английских солдат, участвовавших в захватнических кампаниях в Мексике и Перу, 20 тыс. погибли от желтой лихорадки; в 1802 г. от этой же болезни почти полностью погибла 30-тысячная армия генерала Леклерка, направ¬ленная Наполеоном на о. Гаити для подавления восстания. История войн прошлого знает и другие подобные примеры. Вплоть до конца девятнадцатого столетия потери от эпидемий в ходе войн значительно превышали потери, понесенные войсками непосредственно от боевых действий. Известно, что с 1733 по 1865 г. в войнах в Европе погибло 8 млн. человек, из них боевые потери составили только 1,5 млн., а 6,5 млн. человек погибли от инфекционных болезней. Даже в наше время, несмотря на существенные достижения в области профилактики и лечения, инфек¬ционные болезни способны оказывать заметное влияние на ход боевых действий. Так, у американцев в ходе войны во Вьетнаме от инфекционных заболеваний пострадало военнослужащих в 3 раза больше, чем они потеряли убитыми и раненными. *Значительный ущерб экономике стран всех континентов до сих пор продолжают наносить также массовые заболе¬вания сельскохозяйственных животных (эпизоотии) и сельскохозяйственных растений (эпифитотии). Например, эпизоотия лихорадки долины Рифт в Южной Африке в 1950—1951 гг. привела к гибели более чем 100 тыс. голов овец и крупного рогатого скота и возникновению среди людей крупномасштабной эпидемии, а эпифитотии различных видов ржавчины, корневой гнили и другие массовые болезни зерновых культур и картофеля только в США являются причиной ежегодной потери такой части урожая, которой вполне хватило бы, чтобы прокормить 20 млн. человек. *Впервые целенаправленную и систематическую раз¬работку биологического оружия империалистические государства начали на рубеже XX в., используя для этого достижения в области биологических наук, более высокий уровень знаний о природе и путях распространения патогенных микроорганизмов. В годы Первой мировой войны кайзеровская Германия предприняла ряд попыток диверсионного использования биологических средств (возбудителей сибирской язвы, сапа) против сельско¬хозяйственного скота, закупавшегося странами Антанты в Южной Америке, а также против конных
подразделений кавалерийских и артиллерийских частей противника в 1916 г. на Юго-Западном (Румынском) фронте ив 1917 г. — на Западном фронте против французской армии. *Из-за примитивности использовавшихся тогда способов распространения биологических средств поражения ущерб от их применения был не столь значительным, как от химического оружия. Однако использование биологического оружия вызвало во всем мире широкую волну протестов, что привело, как уже упоминалось, к подписанию 17 июня 1925 г. в Женеве "Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств". *В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, наиболее интенсивные разработки по созданию и исполь¬зованию биологического оружия вели японские мили¬таристы. В начале 30-х годов на оккупированной терри¬тории Маньчжурии они образовали специальное формирование Квантунской армии — "Отряд-731", в котором наряду с исследовательскими и производственными отделами имелся опытный полигон, где испытания биологических средств проводились не только на лабора-торных животных, но и на живых людях, в том числе военнопленных — гражданах Китая, США, СССР и других стран, что вызвало гибель почти 3000 человек. С 1940 по 1944 г. японская армия более чем 11 раз применяла различные виды биологических средств против китайских войск и мирного населения, в результате чего в ряде городов и районов Китая вспыхнули эпидемии, тысячи людей были госпитализированы, а около 700 человек стали жертвами боевого применения только одного возбудителя чумы.
*С 1941 г. США включились в исследовательские работы по разработке и возможному использованию в военных целях биологических средств. Эти работы особенно активизировались после создания головного военного научно-исследовательского центра в штате Мэриленд, арсенала и завода по производству биологических средств в штате Арканзас, испытательного полигона в штате Юта и ряда других объектов. Все проводившиеся там работы выполнялись закрыто, со строжайшим режимом секрет¬ности. Но наиболее крупномасштабные исследовательские работы по совершенствованию средств и способов при¬менения БО были осуществлены США и их союзниками по агрессивному блоку в 50-х—60-х годах, что привело к реальной угрозе использования ими в своих агрессивных целях оружия, способного нанести человечеству невос¬полнимый урон.

Большой победой миролюбивой обществен¬ности всего мира явилось принятие в 1972 г. Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и их уничтожении.

Однако стремление прогрессивных сил к всеобщему и полному запрещению всех видов ОМП наталкивается на упорное сопротивление империалисти¬ческих кругов во главе с США, которые под различными фальшивыми предлогами продолжают вести в своих многочисленных научно-исследовательских центрах работы по совершенствованию имеющихся видов биологического оружия, а также по созданию и испытанию новых видов и способов их применения
Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь
Слайд № 1

Слайд № 2
Просмотр
видео
5м 31с

Слайд № 2

2-й учебный вопрос
(Троянский конь Поэма Гомера «Одиссея»)
Примерно так же действует и биологическое оружие - подлое и нечистоплотное оружие.
Характеристика поражающего действия биологического оружия
Биологическое оружие (БО) — это специальные бое-припасы и боевые приборы со средствами доставки снаряженные биологическими веществами. Оно предназначено для массового поражения живой силы против-ника, сельскохозяйственных животных, посевов сельско-хозяйственных культур, а в некоторых случаях — для порчи вооружения, военной техники и снаряжения.
Ведение боевых действий с применением биологического оружия принято называть биологической войной.
Поражающее действие БО основано на использовании, в первую очередь, болезнетворных свойств патогенных микробов и токсичных продуктов их жизнедеятельности. Попав в организм человека (животных) в ничтожно малых количествах, болезнетворные микробы и их токсичные продукты вызывают крайне тяжелые инфекционные заболевания (интоксикации), заканчивающиеся при отсутствии своевременного лечения смертельным исходом либо выводящие пораженного на длительный срок из боеспособного состояния.
Поражающее действие БО проявляется не сразу, а спустя определенное время (инкубационный период), которое зависит как от вида и количества попавших в организм болезнетворных микробов или их токсинов, так и от физического состояния организма. Наиболее часто инкубационный период длится от 2 до 5 суток (редко 1 сут. и меньше). В течение почти всего этого периода пораженный сохраняет боеспособность, иногда даже не подозревая о своем заражении. Некоторые из возникающих в результате заражения заболеваний, называемые контагиозными (чума, натуральная оспа и др.), могут затем передаваться от пораженных к окружающим здоровым людям через воздух, укусы кровососущих насекомых и другими путями. Заболевания, называемые неконтагиозными (сибирская язва, туляремия и др.), от больных людей к здоровым прак¬тически не передаются. Особо следует подчеркнуть сильное психологическое воздействие, оказываемое БО на человека. Наличие реальной угрозы внезапного применения против¬ником БО, как и появление в войсках и среди гражданского населения крупных вспышек, и эпидемий опасных инфек¬ционных заболеваний, способно повсеместно вызвать страх, панические настроения, снизить боеспособность войск, дезорганизовать работу тыла. Слайд № 3

Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.
Слайд № 4

Слайд № 5
3-й учебный вопрос
Виды и основные свойства биологических средств.
Основу поражающего действия биологического оружия составляют биологические средства (БС) — специально отобранные для боевого применения биологические агенты, способные в случае проникновения в организм людей или животных (растений) вызывать тяжелые инфекционные заболевания (интоксикации). К ним относят: отдельные виды болезнетворных микробов и вирусов — возбудителей наиболее опасных инфекционных заболеваний, а также токсичные продукты их жизнедеятельности; генетический материал — молекулы инфекционных нуклеиновых кислот, полученный из микробов (вирусов). Для уничтожения посевов зерновых, технических и других сельскохозяй-ственных культур можно ожидать помимо использования микробов-возбудителей болезней культурных растений также преднамеренного применения насекомых — наиболее опасных вредителей сельскохозяйственных культур. *Патогенные микроорганизмы — возбудители инфек-ционных болезней — чрезвычайно малы по размерам, не имеют цвета, запаха, вкуса и поэтому не определяются органами чувств человека. В зависимости от размеров, строения и биологических свойств они подразделяются на классы, из которых помимо вирусов наибольшее значение имеют бактерии, риккетсии и грибки. *Бактерии представляют собой разнообразные по форме и размерам одноклеточные микроорганизмы (рис. 118). Размеры их колеблются от 0,5 до 8—10 мкм. *Размножаются бактерии простым поперечным делением, образуя через каждые 28—30 мин. две самостоятельные клетки. Под воздействием прямых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и высокой температуры (свыше +60° С) они быстро погибают; к низким температурам малочувствительны и свободно переносят замораживание до - 2 5 °С и более. Некоторые виды бактерий для выживания в неблагоприятных условиях способны покрываться защитной капсулой или превращаться в спору, обладающую высокой устойчивостью к воздействию внешней среды. Патогенные бактерии являются причиной многих тяжелых инфекционных заболеваний человека (животных), таких, как чума, сибирская язва, легионеллез, сап и др. Некоторые бактерии, находясь во внешней среде в благоприятных для своего развития условиях, активно образуют продукты жизнедеятельности, обладающие по отношению к организму человека (животных) крайне высокой ядовитостью и вызывающие тяжелые, часто со смертельным исходом, поражения. Эти ядовитые продукты жизнедеятельности получили название микробных токсинов. Наибольшее внимание зарубежных специалистов привлекают ботулинический токсин и стафилококковый энтеротоксин. *Своеобразной группой бактериоподобных микро-организмов являются риккетсии. Это небольшие, размером от 0,4 до 1 мкм, клетки-палочки, размножающиеся поперечным бинарным делением только внутри клеток живых тканей. Они не образуют спор, но достаточно устойчивы к высушиванию, замораживанию, действию относительно высоких (до + 56° С) температур. Риккетсии являются причиной таких тяжелых заболеваний человека, как сыпной тиф, пятнистая лихорадка Скалистых гор, Ку-лихорадка и др.
*Грибки — одно-или многоклеточные микроорганизмы растительного происхождения, отличающиеся от бактерий более сложным строением и способом размножения. Споры грибков очень устойчивы к высушиванию, воздействию солнечных лучей и дезинфицирующих веществ. Заболевания, вызываемые патогенными грибками, характеризуются поражением внутренних органов человека и сопро-вождаются тяжелым и длительным течением. Среди них такие тяжелые инфекционные заболевания, как кок-цидиоидомикоз, гистоплазмоз и другие глубокие микозы. *Вирусы — обширная группа биологических агентов, не имеющих клеточной структуры, способных развиваться и размножаться только в живых клетках, используя для этого их биосинтетический аппарат. Размеры внеклеточных форм вирусов колеблются от 0,02 до 0,4 мкм. Большинство из них недостаточно устойчивы к различным факторам внешней среды: плохо переносят высушивание, солнечный свет (особенно ультрафиолетовые лучи), а также температуру выше + 60° С и действие дезинфицирующих средств (формалина, хлорамина и др.). Патогенные вирусы являются причиной многих тяжелых и опасных заболеваний человека (животных, растений), таких, как натуральная оспа, тропические геморрагические лихорадки, ящур, лихорадка долины Рифт и др. *К насекомым—вредителям сельскохозяйственных культур, представляющим интерес для использования их в целях преднамеренного уничтожения посевов зерновых и технических культур, зарубежные специалисты относят колорадского картофельного жука, саранчу и др. В последние десятилетия в зарубежной специальной литературе наиболее часто и подробно обсуждались возможности боевого использования биологических агентов. *В табл. 16 (стр. 272) приведены сводные данные по инфекционным заболеваниям человека, возбудители которых рассмат¬ривались зарубежными специалистами как возможные биологические средства поражения. *Для поражения людей планируемыми видами агентов, отобранными в группу БС, считаются пригодными возбудители следующих тяжелых инфекционных заболева¬ний: из вирусов — возбудители натуральной оспы, желтой лихорадки, многих видов энцефалитов (энцефаломиелиты), геморрагических лихорадок и др.; из класса бактерий — возбудители сибирской язвы, туляремии, чумы, бруцеллеза, сапа, мелиоидоза и др.; из риккетсий — возбудители Ку-лихорадки, сыпного тифа, лихорадки Цуцугамуши и др.; из класса грибков — возбудители кокцидиоидомикоза, гистоплазмоза и других глубоких микозов; среди бак¬териальных токсинов — ботулинический токсин и стафило¬кокковый энтеротоксин. *Перечень биологических агентов, планируемых зарубеж¬ными специалистами в группы потенциальных БС, периодически пересматривается. Так, в последние годы в группу БС для поражения людей включены вновь выделенные и всесторонне изученные возбудители тропи¬ческих вирусных геморрагических лихорадок: Ласса, Аргентинская, Эбола, Конго-Крымская и другие и исключены возбудители болезней, против которых к настоящему времени удалось создать достаточно эффек¬тивные и общедоступные средства специфической профилак¬тики и лечения. Особо обращает на себя внимание тот факт, что если приблизительно 20 лет назад большинство в этой группе БС составляли возбудители болезней, относящиеся к бактериям и грибкам, то теперь подавляющее большинство здесь составляют вирусы.
Бурное развитие в последнее десятилетие такой области биотехнологии, как генная инженерия, открыло широкие перспективы в исследовательских работах по модификации свойств существующих микроорганизмов и даже возмож¬ному созданию совершенно новых видов. Появилась реальная возможность получить, используя методы обмена генетической информации, штаммы микроорганизмов (в том числе и входящих в группу БС), имеющие измененную антигенную структуру и отличительные свойства: повышенную вирулентность, устойчивость к действию внешних факторов и лекарственным препаратам. Кроме того, разработанные за рубежом методы микроинкап-сулирования биоагентов позволяют значительно увеличить аэробиологическую стабильность наиболее мелких частиц биологического аэрозоля и обеспечить более глубокое проникновение их в органы дыхания, а отсюда — и более высокую степень поражения. Это открывает возможность к использованию в качестве БС инкапсулированного генетического материала — вирусных инфекционных нуклеиновых кислот, которые, попадая в клетки тканей человека (животных), заставляют их синтезировать вирусные частицы и тем самым вызывают инфекционные заболевания.
Для поражения животных в качестве БС могут использоваться возбудители заболеваний, опасные в равной степени как для животных, так и для человека (сибирской язвы, ящура, лихорадки долины Рифт и др.) или пора-жающие только животных (чумы крупного рогатого скота, африканской чумы свиней и других эпизоотических заболеваний).
Для поражения сельскохозяйственных культур могут применяться возбудители линейной стеблевой ржавчины пшеницы, пирикуляриоза риса, фитофтороза картофеля и других бактериальных, вирусных и грибковых болезней культурных растений.
Для порчи запасов продовольствия, нефтепродуктов, некоторых видов военного имущества, снаряжения, оптических приборов, электронного и другого оборудования возможно, в определенных условиях, преднамеренное использование бактерий и грибков, вызывающих, например, быстрое разложение нефтепродуктов, изоляционных Материалов, резко ускоряющих коррозию металлических изделий, окисление мест спайки контактов электрических схем, что приводит к различным нарушениям и преж-девременному выходу из строя сложного электронного и оптического оборудования вооружения и военной техники.
Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

4-й учебный вопрос
Способы применения (распространения) биологических средств:
• Артилерия
• Авиация
• Заражение воздуха;
• Заражение воды
• Заражение пищи;
• Заражение предметов домашнего обихода;
• Рассеивание переносчиков (блохи, мухи, клещи , комары, грызуны, птицы и т.д.)
Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь
Слайд № 9,10,11
.
5-й учебный вопрос
Как выявить болезнь?

Для того чтобы определить радиационное заражение-
ДП-5В, счетчик Гейгера.
Для того чтобы определить химическое заражение-
ВПХР.
При биозаражении приборами обнаружить невозможно-
проявляется только после того как человек заболевает, за этот период он сам является разносчиком инфекции и может переместиться от места заражения на большое расстояние.
Можно ли отловить зараженного комара? Для этого нужна большая логическая информационная цепочка – восстановить, которую, практически невозможно.
Чума, малярия, оспа и др. с различными скрытыми (инкубационными) периодами.
Признаки применения БО при которых наиболее благоприятно обнаружение и уничтожение БО :
-при падении глухой удар(нет взрыва)
-большое скопление насекомых
-появление капель жидкости и т.д.
В этом случае необходимо срочно сообщить специалистам для принятия соответствующих мер.

При выявлении эпицентра определяется карантин на определённой территории и производится обсервация (наблюдение за больным в специально созданных условиях) в карантинных условиях.

БО применяется комплексно, т.е. использует несколько видов оружия для поражения и людей, и животных, и растения. В этом случае при обнаружении БО невозможно будет полностью защититься от поражения (разный инкубационный период, разные средства борьбы и т.д.)
Палочка сибирской язвы очень живуча в неблагоприятных условиях может оставаться жизнеспособной в течении длительного времени.

Военная машина не стоит на месте - продолжают появляться всё новые штаммы (разновидности болезни), вирусы. В последнее время каждый день мы слышим об ужасном вирусе Эбола, который уносит жизни тысяч людей. Впервые вирус Эбола был открыт в 1976 году в районе одноименной реки в Африке. Лихорадка насчитывает несколько штаммов, и у некоторых из них смертность достигает 90%. Однако заболевание никогда не принимает характер пандемии – главным образом из-за того, что зараженные очень быстро умирают. И если они успевают передать вирус кому-то в рамках своей деревни или города, то за пределы страны он вырывается крайне редко. До сих пор не существует ни вакцины от этой лихорадки, ни эффективного лечения

Слайд №
12,

13,

14,

15,

16,

17,

18,

19,

20,

21,

22,
23,

24,

Способы защиты:
-К средствам защиты населения от бактериологического оружия относятся:
• Укрытие населения в защитных сооружениях;
• Использование населением средств индивидуальной защиты;
• Эвакуация населения из зон заражения.

-К медицинским средствам защиты населения от бактериологического оружия относятся:
• Вакцино – сывороточные препараты;
• Антибиотики;
• Сульфаниламидные и др. лекарственные вещества, используемые для специальной и экстренной профилактики инфекционных болезней;
• специальные химические вещества. 25,

26,

27.
Заключи - тельная часть.
5 минут Подводит итоги занятия, указывает, как выполнена учебная цель, оценивает степень усвоения материала обучаемыми, сообщает тему следующих занятий. Записывают домашнее задание

Руководитель занятия: _______________ Косинов Ю.В.
Вопросы и задания:
1. Дайте определение Биологическому оружию.
2. Расскажите о видах и основных свойства биологических средств.
3. Какие существуют средства и способы защиты от бактериальных средств?
Категория: Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности | Добавил: Юрий1518 (2015-01-09) | Автор: Косинов Юрий Викторович
Просмотров: 2414 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 3:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru