Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение

Развитие творческих способностей учащихся, средствами декоративно прикладного искусства
Тема: Развитие творческих способностей учащихся, средствами декоративно прикладного искусства
Педагог КГКП "ДШИ п.Топар" Соколова К.С.
Искусство папье-маше уходит своими корнями в японскую и китайскую культуру. Считается, что они первыми стали, делать разнообразные фигурки из отходов бумажного производства.
Позже эта технология появилась в Европе получив название метода папье-маше, в переводе с французского языка – «жеваная бумага».
У нас папье-маше стало массово использоваться для формовки декоративных предметов: ларцов, архитектурных деталей, масок, дешевых подражаний резьбе по дереву, игрушек и т.д.
Применение папье-маше для изготовления различных предметов обихода дает простор фантазии, нестандартному мышлению, то есть оказывает влияние на развитие и формирование творческих навыков учащихся. Наличие множества методов для изготовления массы папье-маше от очень простых, до сложных дает возможность обучать этому искусству детей в возрасте от 5 лет.
Папье-маше вид прикладного искусства которое развивает творческое воображение и мышление; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память, формирует умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата.
Очень важным является то, что на занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью воспроизведения и моделирования.
Папье-маше — очень ценный материал для изготовления различных учебных пособий, макетов, игрушек, масок, театральной бутафории и некоторых предметов домашнего обихода. Учащиеся приобретают разнообразные полезные умения и навыки, также эта техника проста в основных рабочих приемах, получаются высококачественные подделки, она общедоступна и экономна в используемых материалах и инструментах.

Цель: воспитать и развить у детей художественно-эстетические способности посредством обучения работы с папье-маше.

Задачи:
Обучающая: обучить учащихся работе в технике папье-маше по образцам, рисункам, используя собственное воображение, а также окраске изделий из папье-маше;
Развивающая: развить навыки конструирования и разработки моделей, после чего организовывать проблемно-творческую работу по дальнейшему применению предметов из папье-маше;
Воспитывающая: Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
Материалы и оборудование: салфетки и газетная бумага, зубочистки или спички, ножницы, клейстер, клей ПВА, мастер-клей, водоэмульсионная краска, кисточка, гуашь.

Технология выполнения изделий из папье – маше.
Всегда найдется дело
Для умелых рук.
Если хорошенько
Поглядеть вокруг.

Чтоб работа закипела
Приготовим все для дела:
Будем клеить, мастерить
Все должно в порядке быть.

Чтобы парту сохранить
Клеенку надо постелить.
Газету, бумагу, клей
Клади на место поскорей.

Для склеивания работы можно использовать 3 вида клея:
1-й – клейстер для изготовления основы (каркаса) фигуры: вскипятите 0,5 л воды, одну столовую ложку крахмала залейте небольшим количеством холодной воды и тщательно размешайте, а затем тонкой струйкой влейте в кипящую воду, непрерывно помешивая, чтобы не было комков.
2-й – клей ПВА для закрепления каркаса фигуры.
3-й – мастер - клей для соединения каких-либо деталей.

Существуют три технологии изготовления изделий из папье-маше.
По первой — изделие изготавливается послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.
По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в тёплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на её поверхности и выдерживают до полного высыхания.
По третьему методу — изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.
Полученное изделие грунтуется и раскрашивается.
Также термином «папье-маше» называется техника изготовления относительно тонкостенных, но жёстких слепков из небольших обрывков бумаги, во много слоёв, приклеиваемых на какую-либо форму. Бумагу часто используют газетную. Клей — ПВА или клейстер. Формы — гипсовые, хотя часто используются воздушные шарики для основы сферической поделки. Иногда среди слоёв бумаги добавляют слои ткани/марли, чтобы изделие стало более крепким на разрыв (то есть армируют).
В своей работе с детьми я использую свой метод изготовления фигурок из папье-маше с элементами первого варианта – так называемая сухая лепка.
Для начала определяемся какую фигуру мы делаем. Затем делим ее на детали и начинаем их собирать.
Мы берем туалетную бумагу и начинаем скручивать ее, придавая форму и нужный размер детали, лишь в некоторых местах закрепив клейстером. После этого, обклеиваем маленькими кусочками газеты в один или два слоя при помощи клея ПВА. И таким образом заготавливаем все детали нашей фигуры. Когда прошло немного времени и детали высохли, начинаем собирать нашу работу при помощи мастер-клея. Все стыки мы снова заклеиваем маленькими кусочками газеты с клеем ПВА. Грунтуем фигуру водоэмульсионной краской, после просушки раскрашиваем гуашевыми красками. В заключении закрепляем лаком.
Учащиеся первого класса с. Юбилейного делали птиц разного вида.
Учащиеся первого класса п. Топар изготавливали морских обитателей, а учащиеся второго класса сделали сказочных героев к сказке «Петух и краски».
Чтобы дети почувствовали себя настоящими мастерами – художниками, я решила театрализовать нашу работу с папье-маше в жанре «сказка». Для этой постановки были задействованы учащиеся второго класса.

Сказка петух и краски

Нарисовал Художник Петуха, а раскрасить-то его и забыл…
Пошёл Петух гулять, вышел на двор и вдруг все стали смеяться.
Почему они смеются надо мной? — спросил Петух Собаку.
– Ты же ходишь совсем нераскрашенный, посмотри-ка на себя!
Подбежал петух к луже, посмотрел в воду.
И верно — Собака правду говорит.
Совсем расстроился Петух.
– Не печалься, иди к Краскам, они тебе помогут.
А где же мне их искать? – спросил петух.
– Иди всё прямо, прямо, пройдёшь леса, пройдёшь горы, через реки и озёра, так ты придёшь в Сказку и там найдёшь Краски!
И пошел Петух темным дремучим лесом прямо, по тропинке, через горы и озера, вот и в сказку он пришел, разноцветный дом нашел.
Подошел к крылечку Петя, и тихонько постучал!!!
Кто-там: Это я – Петушок.
Кто прислал: Бобик.
Кого нужно: краски
Какие: из сказки
Зачем: для раскраски
– Здравствуй Петя Петушок!
Помогите мне добрые краски – говорит петух.

Я красная краска, меня любят все,
Стою перед вами во всей своей красе,
И сочная, и яркая, как огонь бываю жаркая,
Я тебе раскрашу гребешок, стой спокойно петушок.

Желтый свет зашел в окошко, это солнышка немножко,
Желтой краски перезвон, петушка раскрасил он.

Я синяя краска, оттенков не мало
найдешь ты в морях, облаках, океанах.
И даже в долинах казалось пустынных,
Немножко и в перьях найдешь петушиных.

Большое Вам ку-ка-ре-ку.
Возвратился Петушок, посмотрели все вокруг
Удивились, Вот Петух!!!
Вот теперь ты настоящий! – воскликнула собака.
Спасибо Краскам за раскраску,
А Бобику за доброту!
Всем, всем за прекрасную сказку,
КУ-КА-РЕ-КУ!!!
Категория: ИЗО и черчение | Добавил: искусство (2015-02-16) | Автор: Соколова Кристина Сергеевна
Просмотров: 385 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 1:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru