Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Профилактика гиподинамии на уроках физической культуры в 5-8 классах.
Сергиенко Кирилл Александрович,
учитель физической культуры
первой категории
высшее образование
школы-гимназии № 32 города Астаны

Профилактика гиподинамии на уроках физической культуры
в 5-8 классах.

Одной из основных проблем человечества XXIвека ученые называют гиподинамию, исследователи утверждают, что физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз, по сравнению с предыдущими столетиями. Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда, её ещё иногда называют «болезнью цивилизации».
Поэтому проблема борьбы с гиподинамией актуальна не только для ученых, врачей и психологов, но и для школьных учителей физической культуры. Так как для современного школьника характерно снижение интереса к урокам физической культуры.
Подтверждают исследования ученых наблюдения на уроках физической культуры за учащимися 5-8 классов. Большую половину дня учащиеся проводят за партой, сидя за компьютером, да и в школу их в большинстве случаев привозят родители на машине.
Негативные проявления малоподвижного образа жизни, состоит в задержке роста и функционального развития мальчиков и девочек, снижению адаптационных возможностей организма школьников повышению частоты и продолжительности заболеваний учащихся, не желание посещать уроки физической культуры, стремление на уроках как можно меньше двигаться.
Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
У учащихся 5 классов пока еще потребность в движении на достаточно высоком уровне. Но учебная перегрузка, увлечение компьютерными играми, просмотром телевизионных передач- все это сокращает возможности учащегося проявлять двигательную активность, а в дальнейшем формируется гиподинамический образ жизни.
И только на уроках физической культуры ученик имеет возможность двигаться во время всего урока. Поэтому на уроках физической культуры необходимо применять такие здоровьесберегающие технологии, которые будут направлены на физическое развитие и укрепление здоровья, а не на подготовку учащихся к сдаче норм, которые продемонстрируют оздоровительные возможности регулярных занятий и подвижного образа жизни, сформируют не только интерес к занятиям физической культурой и спортом, но и сформируют потребность в этих занятиях.
Для профилактики гиподинамии необходимо использовать различные формы работы с учащимися и с родителями.Известно, что оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью.
Внешкольная сторона решений этой проблемы связана как с позицией родителей школьника, ситуацией в его семье, образом жизни, который в ней принят, материальным возможностям родителей, так и с предоставлением школьникам возможностей посещать стадионы бассейны, катки, городские спортзалы и т.д.
Наличие школьных спортивных площадок, катков способствует привлечению родителей к активной физической деятельности совместно с детьми. В нашей школе регулярно проводятся семейные спортивные соревнования, которые дают возможность привлечь родителей к решению проблемы гиподинамии, сформировать потребность в физической активности не только у учащихся, но и у их родителей. Родители должны стать союзниками у школы в решение вопроса формирования основ здорового образа жизни.
Урок физической культуры, должен быть нацелен на решение основной задачи - сформировать культуру физического здоровья, привить интерес к занятиям физической культуры, дать школьникам почувствовать ощущение «телесной радости», мотивировать их заботу о физическом, нравственном и социальном здоровье.
На уроке необходимо использовать приемы, позволяющие ученикам компенсировать статическую нагрузку уроков.
Авторитарный стиль ведения урока, предполагающий строгую дисциплину, запрещение лишних движений не способствует компенсации статической нагрузки уроков, а наоборот приводит к большей эмоциональной и физической нагрузке, поэтому необходимо использовать эффективный и оптимальный демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с школьниками, проявление доверия и уважения к ним, стремление наладить эмоциональный контакт с ними, не подавление строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки, которые дают возможности учащимся не стесняться при выполнении физических упражнений и раскрывать свои физические возможности.
Для учащихся 5-8 классов в методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.
Главные достоинства игры – естественность, доступность, эмоциональность, привлекательность для учащихся с различным уровнем физической подготовки, низкий уровень травмоопасности, комплексное воздействие на все стороны развития личности, способствуют положительной мотивации учащихся к урокам физической культуры.
Различный спектр игр , с которыми ученики познакомятся на уроках физической культуры, могут перенести во двор, где сейчас дети разного возраста скучают, не зная чем заняться. Это даст возможность учащимся отвлечься от компьютера и телевизора, провести в движении время, свободное от занятий.
Над данной проблемой учителя физической культуры работают совместно с классными руководителями, учителями-предметниками, психологом и школьным медицинским персоналом. На классных часах необходимо рассматривать вопросы необходимости физической активности учащихся, проводить беседы совместно с психологом, врачем, учеными.
Тематика классных часов не может ограничиваться только изучением вопросов необходимости физической активности, но и направлена на изучение форм физической активности: физическая культура дома , спорт и спортивные игры, дыхательная гимнастика и др.
На уроках, требующих 45- минутного сидения за партой, проводить физкультурные минутки, дыхательную гимнастику и другие виды физической активности. Для учащихся 5-6 классов организовывать игры на переменах.
В решении проблемы гиподинамиибольшую роль играет личный пример педагогов. В нашей школе учителя физической культуры систематически принимают участие в спортивных соревнованиях, занимают призовые места, все учителя физической культуры школы не имеют такой вредной привычки, как курение. Кроме того, многие учителя, преподающие другие предметы, также принимают участие в спортивных соревнованиях, активно занимаются физической культурой.
Эти факторы также способствуют привлечению учащихся к занятиям физической культуры.
Еще одним необходимым условием профилактики гиподинамии можно назвать создание в школах адекватных условий для занятий физической культурой и спортом не только на уроках, но и во внеурочное время.
В большинстве школ нашего города такие условия есть. Наша школа не является исключением. В школе функционируют спортивные секции: футбол, волейбол.
Учащиеся 5-8 классов принимают активное участие в спортивных соревнованиях.
Список литературы:
1. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999.
2. Листов О.И. Спортивные игры на уроках физкультуры – М.: СпортАкадемПресс, 2001.
3. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
4. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. – СПб: дельта, 1998
5. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. — М., 1998.
6. Интернет и образование » Июнь, Том 2009, № 9 » Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе
Категория: Физическая культура | Добавил: вася0246 (2015-02-04)
Просмотров: 634 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 1:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru