Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Профилактика гиподинамии на уроках физической культуры в 5-8 классах.
Сергиенко Кирилл Александрович,
учитель физической культуры
первой категории
высшее образование
школы-гимназии № 32 города Астаны

Профилактика гиподинамии на уроках физической культуры
в 5-8 классах.

Одной из основных проблем человечества XXIвека ученые называют гиподинамию, исследователи утверждают, что физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз, по сравнению с предыдущими столетиями. Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда, её ещё иногда называют «болезнью цивилизации».
Поэтому проблема борьбы с гиподинамией актуальна не только для ученых, врачей и психологов, но и для школьных учителей физической культуры. Так как для современного школьника характерно снижение интереса к урокам физической культуры.
Подтверждают исследования ученых наблюдения на уроках физической культуры за учащимися 5-8 классов. Большую половину дня учащиеся проводят за партой, сидя за компьютером, да и в школу их в большинстве случаев привозят родители на машине.
Негативные проявления малоподвижного образа жизни, состоит в задержке роста и функционального развития мальчиков и девочек, снижению адаптационных возможностей организма школьников повышению частоты и продолжительности заболеваний учащихся, не желание посещать уроки физической культуры, стремление на уроках как можно меньше двигаться.
Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
У учащихся 5 классов пока еще потребность в движении на достаточно высоком уровне. Но учебная перегрузка, увлечение компьютерными играми, просмотром телевизионных передач- все это сокращает возможности учащегося проявлять двигательную активность, а в дальнейшем формируется гиподинамический образ жизни.
И только на уроках физической культуры ученик имеет возможность двигаться во время всего урока. Поэтому на уроках физической культуры необходимо применять такие здоровьесберегающие технологии, которые будут направлены на физическое развитие и укрепление здоровья, а не на подготовку учащихся к сдаче норм, которые продемонстрируют оздоровительные возможности регулярных занятий и подвижного образа жизни, сформируют не только интерес к занятиям физической культурой и спортом, но и сформируют потребность в этих занятиях.
Для профилактики гиподинамии необходимо использовать различные формы работы с учащимися и с родителями.Известно, что оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью.
Внешкольная сторона решений этой проблемы связана как с позицией родителей школьника, ситуацией в его семье, образом жизни, который в ней принят, материальным возможностям родителей, так и с предоставлением школьникам возможностей посещать стадионы бассейны, катки, городские спортзалы и т.д.
Наличие школьных спортивных площадок, катков способствует привлечению родителей к активной физической деятельности совместно с детьми. В нашей школе регулярно проводятся семейные спортивные соревнования, которые дают возможность привлечь родителей к решению проблемы гиподинамии, сформировать потребность в физической активности не только у учащихся, но и у их родителей. Родители должны стать союзниками у школы в решение вопроса формирования основ здорового образа жизни.
Урок физической культуры, должен быть нацелен на решение основной задачи - сформировать культуру физического здоровья, привить интерес к занятиям физической культуры, дать школьникам почувствовать ощущение «телесной радости», мотивировать их заботу о физическом, нравственном и социальном здоровье.
На уроке необходимо использовать приемы, позволяющие ученикам компенсировать статическую нагрузку уроков.
Авторитарный стиль ведения урока, предполагающий строгую дисциплину, запрещение лишних движений не способствует компенсации статической нагрузки уроков, а наоборот приводит к большей эмоциональной и физической нагрузке, поэтому необходимо использовать эффективный и оптимальный демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с школьниками, проявление доверия и уважения к ним, стремление наладить эмоциональный контакт с ними, не подавление строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки, которые дают возможности учащимся не стесняться при выполнении физических упражнений и раскрывать свои физические возможности.
Для учащихся 5-8 классов в методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.
Главные достоинства игры – естественность, доступность, эмоциональность, привлекательность для учащихся с различным уровнем физической подготовки, низкий уровень травмоопасности, комплексное воздействие на все стороны развития личности, способствуют положительной мотивации учащихся к урокам физической культуры.
Различный спектр игр , с которыми ученики познакомятся на уроках физической культуры, могут перенести во двор, где сейчас дети разного возраста скучают, не зная чем заняться. Это даст возможность учащимся отвлечься от компьютера и телевизора, провести в движении время, свободное от занятий.
Над данной проблемой учителя физической культуры работают совместно с классными руководителями, учителями-предметниками, психологом и школьным медицинским персоналом. На классных часах необходимо рассматривать вопросы необходимости физической активности учащихся, проводить беседы совместно с психологом, врачем, учеными.
Тематика классных часов не может ограничиваться только изучением вопросов необходимости физической активности, но и направлена на изучение форм физической активности: физическая культура дома , спорт и спортивные игры, дыхательная гимнастика и др.
На уроках, требующих 45- минутного сидения за партой, проводить физкультурные минутки, дыхательную гимнастику и другие виды физической активности. Для учащихся 5-6 классов организовывать игры на переменах.
В решении проблемы гиподинамиибольшую роль играет личный пример педагогов. В нашей школе учителя физической культуры систематически принимают участие в спортивных соревнованиях, занимают призовые места, все учителя физической культуры школы не имеют такой вредной привычки, как курение. Кроме того, многие учителя, преподающие другие предметы, также принимают участие в спортивных соревнованиях, активно занимаются физической культурой.
Эти факторы также способствуют привлечению учащихся к занятиям физической культуры.
Еще одним необходимым условием профилактики гиподинамии можно назвать создание в школах адекватных условий для занятий физической культурой и спортом не только на уроках, но и во внеурочное время.
В большинстве школ нашего города такие условия есть. Наша школа не является исключением. В школе функционируют спортивные секции: футбол, волейбол.
Учащиеся 5-8 классов принимают активное участие в спортивных соревнованиях.
Список литературы:
1. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999.
2. Листов О.И. Спортивные игры на уроках физкультуры – М.: СпортАкадемПресс, 2001.
3. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
4. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. – СПб: дельта, 1998
5. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. — М., 1998.
6. Интернет и образование » Июнь, Том 2009, № 9 » Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе
Категория: Физическая культура | Добавил: вася0246 (2015-02-04)
Просмотров: 327 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-05-27, 5:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1521]
Школьный психолог [523]
История [736]
Опыт [504]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [809]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1192]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [593]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1808]
Краеведение [93]
Начальная школа [4015]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [378]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1576]
Особые дети [284]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1196]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [538]
Немецкий язык [52]
Технология [300]
Самопознание [405]
Профессиональное образование [108]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru