Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Мотивация школьников на уроках физкультуры
Алматинская область г.Талдыкорган средняя школа - лицей №5
им. М.В. Ломоносова
учитель физической культуры Цой Наталья Валерьевна

Мотивация школьников на уроках физкультуры

Физическое воспитание является единственным предметом в школе, по которому ученик может получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике. Реализация данного принципа потребовала разработки новых подходов к системе оценки физического здоровья ученика, чтобы он не только понимал, но и внутренне принимал стоящие перед ним задачи, переживал за свое физическое состояние. В связи с этим возникла специфичная цель для физического воспитания школьников- воспитание и формирование мотивации и потребности самовоспитания и самоорганиации
В государственном образовательном стандарте по физической культуре указаны принципы, которые позволят реализовать деятельностный и личностный подход в процессе обучения учащихся. Одним из условий выполнения содержательных целей Концепции является развитие мотивационной основы. Что такое мотивирование- это одно из сложных структур личности. Формирование мотивов рассматривается как основа самоорганизации личности. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически все ученые педагоги и психологи.
Некоторые уровни самоорганизации личности могут быть достигнуты благодаря использованию новых средств физического воспитания. К ним отнесены педагогические условия, способствующие переводу ценностного потенциала сознания учащихся на более высокий, цивилизованный уровень. Процесс этого перевода и определяется как процесс самоорганизации физической культуры сознания, осуществляемой при педагогической поддержке со стороны учителя. В связи с этим, проблема физического воспитания переходит в плоскость научного обоснования, развития и становления качественно новых, более тонких и гибких отношений общения между учителем и учеником.
Одним из средств оказания педагогической поддержки является вербализация проблемы: важно помочь ученику сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение проблемы? Не менее важным средством является совместная с учеником оценка проблемы с точки зрения ее значимости для школьника. Задача учителя на этом этапе: помочь школьнику сформулировать самому проблему, т.е. проговорить ее. Важность этой задачи основывается на данных психолого-педагогических исследований, которые установили, что самостоятельная вербализация (словесное оформление) постановки проблемы школьником обеспечивает более успешное ее разрешение по сравнению с теми случаями, когда педагог за школьника формулирует его проблему. Важно получить согласие ученика на помощь и поддержку в данной ситуации.
Имеются диагностические данные, свидетельствующие о том, что значительная часть учащихся испытывает потребность в педагогической поддержке.
Группа с низким уровнем развитости физической культуры сознания (около 40%): крайне радикальные значения по отношению к своим физическим способностям (недооценка, переоценка) и к спорту в целом; к способности преодолевать сомнения, рисковать, быть независимым; привлекательны жесткие виды спорта, требующие большой мускульной силы, сочетаемой с определенным изяществом (восточные единоборства, бокс, кик-боксинг), однако участие в них весьма сомнительно; проявляется в импульсивном поведении, отрывистой и грубой речи, агрессивности; определяется выборами экстернальных смысловых мотиваций, их низким ценностным уровнем, полным отсутствием настойчивости, способностей к сопереживанию, самообладанию и самоконтролю.
Низкий уровень волевой и ценностно-смысловой организации личности; проявляется в ориентациях на "сильные" в физическом отношении личности киногероев и героев местного фольклора, сочетаемых с недифференцируемой оценкой их поступков на нравственные безнравственные.
Группа с высоким уровнем физической культуры сознания (около 14%). Проявляется в осмысленном отношении к занятиям физкультурой как к средству сохранения собственного здоровья и самоактуализации, к возможности оказания помощи слабым и в желании это делать не по принуждению; данный уровень определяется в целом интернальными ориентациями в сферах спортивных и интеллектуальных достижений, стремлением в большей степени полагаться на свои силы, не уходить от сложностей; привлекательны те виды спорта, в которых есть возможность проявить свои физические возможности, но небезынтересны и многие другие, в особенности те, где необходимы быстро вводимые элементы творчества, как на уровне моментальной реакции на ситуацию (хоккей, футбол), так и на уровне стратегического планирования сил (большой теннис, шахматы).
В целом, уровень физической культуры сознания проявляется в ориентациях не на базовые образы имплицитных концепций воспитания, а на ценностно окрашенные поступки современников, как в спорте, так и в обыденной жизни. Высокая ценностно-смысловая и волевая организация личности. Готовность к риску на разумном уровне, способность к принятию взвешенных решений, целеустремленность, умение планировать жизнь, равномерно и настойчиво продвигаться к поставленным целям.
Для диагностики физических идеалов используется прием смыслопорождающего включенного примера: одновременно с объяснением порядка выполнения новых упражнений вводятся словесные иллюстрации, увязывающие то или другое движение с известным ученикам фильмом. При этом вводится только название боевика или триллера, обращение к ученикам с просьбой развернуть описываемый эпизод. Основное внимание при проговаривании ими содержания эпизода обращается на исключение жаргонизмов и особенно резких, грубых выражений. В дальнейшем этот прием усиливается в зависимости от сложности последующих этапов введением новых ценностно-смысловых и ценностно-эмоциональных структур.
Одна из самых острых проблем - уменьшение мотивации к занятиям физкультурой при переходе от класса к классу. Младшие школьники активно занимаются физкультурой, участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках. В подростковом возрасте у тех, кто не занимается спортом в секциях, интерес уменьшается, а в старших классах вообще угасает. Причем у девочек гораздо больше, чем у мальчиков. Выйти из положения можно, лишь используя новые формы занятий, укрепляя межпредметные связи физической культуры с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов. Сегодня учитель физкультуры, кажется, даже не подозревает, что можно обращаться к литературе, физике, химии, биологии, к компьютерным технологиям, которых нынче много и которые помогают получить обратную связь. Если этого не сделать, то ученики и дальше будут терять двигательную активность и, как результат, здоровье.
Физическая культура - совершенно особая образовательная область, не похожая ни на одну другую, потому что освоение материала зависит здесь не только от умственных и психологических особенностей ребенка, но и от его чисто анатомических, биологических, физиологических свойств, которые нельзя ни воспитать, ни изменить путем тренировки, ибо они врожденные. Проблема стандарта тесно смыкается с темой учебника по физической культуре. Но в педагогической среде идет процесс отторжения - на уроках физкультуры нужно бегать и прыгать, а не читать. Но где ребенок возьмет эти знания, как не в учебнике? Конечно, нельзя превращать урок физкультуры в такое же занятие, как по грамматике или арифметике. Но где-то ребенок должен узнать, как устроен его организм, как нужно вести себя на спортивной площадке, что такое история физкультуры, спорта, а не только олимпийского движения, что такое гигиена физических упражнений, как ее осуществлять, как надо вести себя зрителю на стадионе и так далее. Все это должно быть в учебнике. Концепция такого учебника должна быть основана на межпредметных связях, он должен отсылать ребенка к учебникам анатомии, биологии, химии, физики, он должен быть синтетическим учебником, объединяющим в себе все знания. Но и учителю в школе должны давать знания по возрастной физиологии, анатомии, антропологии, психологии спорта, биомеханике и так далее.
Интересны результаты опроса на предмет изучения мотивационных аспектов поведения школьников. Были выделены такие базовые вопросы как: интересно ли проходят уроки физической культуры, нравятся ли им эти уроки, нужны ли эти занятия вообще, если ли необходимость в увеличении количества данных занятий в течение учебной недели.
В результате опроса учащихся были получены следующие данные. На вопрос: "Считаешь ли ты уроки физической культуры полезными для себя?", большинство респондентов ответило утвердительно, что в процентном соотношении составило 80,8 %, 4а 15,8 % опрошенных учащихся сомневаются в полезности данных занятий и только 3,4 % вообще считают данные занятия для себя бесполезными.
Это можно объяснить тем, что большая часть учащихся осознают положительность влияния физических упражнений на организм в целом и в частности на уровень здоровья, уровень физической подготовленности, а также на уровень физического развития.
Группа без аргументированной позиции составила 36 человек (14,6 %), что, скорее всего, связано с недостаточными знаниями о положительном влиянии физической культуры на организм, а возможно им просто не нравиться, как проходят данные уроки или дети имеют некоторые функциональные недостатки в физическом развитии и подготовленности (излишняя полнота, невыполняемость нормативных тестов), что сказывается на общем рейтинге в классе.
Качественная сторона урока физической культуры была оценена высоко: более 80,3 % опрошенным учащимся очень нравится, как проводятся уроки физического воспитания. Это говорит о том, что уроки, проходят на достаточно высоком эмоциональном и методическим уровнях и поэтому способны вызвать стойкий интерес у учащихся, который положительно влияет на динамику посещаемости данных занятий .
Таких которые не посещали уроки физической культуры вообще, не оказалось, группа редко посещающих уроки физической культуры составила всего 13 человек (5,4 %), а группа посещающих все занятия физической культуры составила 94,6 %, что составляет значительную часть опрошенных.
Этот факт можно объяснить интересным проведением уроков, желанием имеет более высокий уровень двигательной активности в течение дня, так как в настоящее время для многих нет больше возможности для занятий физической культурой.
В процессе анкетирования более половины (54,2 wacko считают, что количество уроков в недели нужно увеличить до трех раз, 20,0 % склонны к двух разовым занятиям и 25,8 % учащихся хотели бы увеличить количество уроков физической культуры до четырех раз в неделю. Кроме того, на вопрос: "Как Вы считаете, надо ли увеличить или уменьшить количество уроков по физической культуре?" 82,1 % опрошенных дали утвердительный ответ, что свидетельствует о том, что два занятия в неделю для детей недостаточно, но практически ежедневное занятия по физической культуре (4 раза в неделю) тоже не всем "по душе", как было уже выше указано и поэтому в этом случае следует найти оптимальный вариант.
По имеющимся данным, можно сделать следующий вывод, что наиболее оптимальным вариантом будет являться увеличение уроков физической культуры до трех раз в неделю.
Таким образом, данные исследования показали, что большинство учащихся (79,8%;)считают занятия физической культурой и спортом полезным и нужным делом, им нравятся, как проходят уроки физической культуры, они заинтересованы в занятиях физической культурой и спортом.
Таким образом происходит переакцентуация смысла образования в сфере физического воспитания на более новый и качественный уровень, того , как физическая культура сознания является первичной и неотъемлимой частью общей культуры, которая определяется присутсвием в сознании ученика потребности использовать физическую силу, как для сохранения своей жизни , не во вред окружающим, так и во благо и защиты менее сильных людей.
Категория: Физическая культура | Добавил: Ната5188 (2015-04-14) | Автор: Цой Наталья Валерьевна
Просмотров: 489 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 7:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru