Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Развитие учащихся средствами физической культуры
Развитие учащихся средствами физической культуры

Артёмова И.Ф., учитель физической культуры

с. Ульяновское,
2015 г.

Введение
В процессе физических занятий активно развиваются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение и другие, которые служат основанием для формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Развитие у учащихся умственной активности, вовлечение их в самостоятельную, познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности.
Процесс физического воспитания в опоре на активную работу мысли на занятиях способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания и навыки становятся более прочными и стойкими.
Опираясь на умственную активность школьников на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях, я максимально использую средства физической культуры, как отличный инструмент для развития памяти, логического мышления, воображения, усвоения учащимися речевого материала, внимания.
Подготовка учащихся к самостоятельной жизни в социуме предполагает хорошее физическое развитие, знания и навыки по ведению здорового образа жизни, приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физической культуре.
Основа успешного решения этих задач - умственная активность учащихся в процессе физического воспитания.
Упражнения общеразвивающего характера, которые присутствуют в каждом уроке и оказывают комплексное воздействие на организм школьников, увеличивают активность сенсорных систем, совершенствуют вегетативную регуляцию ( нормализуют работу внутренних органов), повышают эмоциональный тонус организма.
Умственная деятельность в данных упражнениях активизируется за счёт осознания учащимися цели и задачи. Время, потраченное мною на создание мотивации, окупается активностью и старанием учащихся.
В данных упражнениях большие возможности для развития воображения, есть возможность обратиться к образам - растениям или животным. Важно также поддерживать бодрый и быстрый темп, исключая монотонность и однообразие.
Данные упражнения проводятся с помощью показа, это развивает произвольное внимание , а сравнение движений с образами активизирует мысль.
Изменяя темп и ритм в общеразвивающих упражнениях, я формирую у детей умение дифференцировать движения во времени ( быстро – медленно) и пространстве ( высоко-низко, справа-слева).
Общеразвивающие упражнения с предметами, различными по цвету, форме, размеру, фактуре развивают не только крупную и мелкую моторику, а также сенсорику , умение приспособиться к удержанию предмета в зависимости от его формы и размера.
Комплексы ОРУ, не только инструмент для общего физического развития учащихся 1-5, 5-9 классов, но и отличный материал для развития учебных компетенций учащихся – памяти, речи, внимания. Я применяю методы: поисковый, частично-поисковый, проблемный. Мыслительные операции - обобщение, сравнение, анализ, синтез во время выполнения ОРУ проходят в виде:
-анализа выполненного упражнения, либо комплекса, а также самоанализа
-выполнения по словесной инструкции, либо по наглядной опоре
-запоминания учащимися названий движений и исходных положений
-повторения новых слов и расширения понятий в области физической культуры и запоминание комплексов и отдельных упражнений.
Комплексы упражнений
-с мешочком с песком
-с короткой скакалкой
-с обручем
-с гимнастической палкой
-с флажками
(см . Приложение № 1-5)

Важно чтобы занятия по физической культуре сопровождали радостные эмоции. Они позволяют сделать движения более точными и правильными. Радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют требованиям растущего организма. Решать эти задачи мне помогает уличная разметка площадки для ходьбы, бега и прыжков размером 12х20 м. Уличная разметка, выполненная яркими красками, способствует развитию межпредметных связей, пространственно-временной дифференцировки и точности движений.




С самого начала учащимся необходимо запомнить порядок прохождения и способ выполнения упражнений, затем задача усложняется изменением условий - скорости или способа. « Затруднение функции это стимул к её повышению»- это высказывание педагога - новатора Выготского. Когда задача усложняется учащиеся легко справляются с усложнёнными вариантами на эмоциональном подъёме, который обеспечивает красочная уличная разметка линий и фигур для ходьбы, бега и прыжков. (см . Приложение №6)
Основная форма воздействия на двигательную сферу учащихся это урок физической культуры. Урок с развитием мыслительной деятельности и опорой на умственную деятельность, это мощная профилактика травматизма, воспитание самостоятельности и сознательности, подготовка к будущей профессиональной деятельности.
Фактор будущей трудовой деятельности присутствует при формировании мотивации к урокам физической культуры в среднем и старшем звене.
Профессионально-прикладные физические упражнения и специально подобранные сюжетно-ролевые подвижные игры воспитывают инициативу, чувство коллективизма, выявляют организаторские способности школьников, а также улучшают их психо-физические качества, способствуют снятию тревожности, агрессивности.
Особое положительное воздействие для воспитания и формирования навыков коммуникативного поведения даёт использование пирамидковой гимнастики в парах, тройках, группах с другим количеством участников, часто со всем классом .
Работая с данным материалом, я отмечаю положительное воздействие пирамидковых упражнений для формирования детского коллектива, они хороши для сплочения, воспитания ответственности, дети не хотят подвести друг друга!
При добавлении музыки развивается также чувство музыкального ритма.
Учащиеся с интересом выполняют эти упражнения, а выступления с показом этих номеров является хорошим стимулом для тренировки гибкости, чувства равновесия, силы, координации движений.
Навыки взаимодействия, партнёрские отношения воспитываю в среде доброжелательности и успешности, которую я стараюсь создать на уроках.
Во взаимодействии учащихся друг с другом учу помогать слабому, учиться у сильного, уважать равного.
На фото представлены фрагменты уроков в 5-9 классах с использованием упражнений пирамидковой гимнастики.



Фрагмент урока в 9 классе



Фрагмент урока в 5 классе


Фрагмент урока в 6 классе



Фрагмент урока в 8 классе



Фрагмент урока в 7 классе

Заключение
Средства физической культуры, которые я использую в работе отвечают запросам современного общества- воспитание гармонически развитой личности.
Уроки физической культуры, спортивные мероприятия и физкультурные праздники отличная площадка для умственного развития, нравственного воспитания социально адаптированной здоровой и счастливой личности.
Категория: Физическая культура | Добавил: iartemova (2015-11-02) E
Просмотров: 166 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 5:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru