Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Лечебно-оздоровительная физкультура для детей с отклонениями в состоянии здоровья (урок: "Тропинка к здоровью")
Лечебно-оздоровительная физкультура для детей с отклонениями в состоянии здоровья (урок: "Тропинка к здоровью")

С 1998 г. взяла под наблюдение учащихся начальной школы, поступивших в первые классы. Патологию имели 31% учащихся из числа обследованных.
На основе данных медицинских осмотров была сформирована группа с нарушениями осанки, со слабовыраженным плоскостопием, повышенной утомляемостью, слабо выраженной близорукостью, хроническими заболеваниями органов дыхания (5-6 раз в год).
С целью устранения патологических изменений в связи с резким ухудшением здоровья детей, снижением иммунно-биологической реакции была разработана авторская программа с внедрением лечебного и коррекционного компонента.
Цель программы – разработать эффективную методику, способствующую коррекции патологических изменений в здоровье детей.
Задачи:
• создать условия для освоения основных двигательных умений и навыков, предусмотренных базовой программой по физическому воспитанию;
• обучить рациональному дыханию, методике использования упражнений, снимающих зрительное утомление и предупреждения близорукости;
• обучить профилактике простудных заболеваний и патологических изменений в опорно-двигательном аппарате.
Используемые методики:
• Авторские разработки комплексов, направленных на воспитание правильной осанки, ее коррекции.
• Релаксация с текстами и музыкальным сопровождением.
• Система дыхательных упражнений.
• Методика профилактики зрительного утомления. Использование методики профилактики близорукости В. А. Ковалева.
• Точечный массаж при простудных заболеваниях, зрительного утомления, снятия стрессовых ситуаций.
Для решения поставленных перед учителем целей и задач разработаны уроки с лечебно-оздоровительной направленностью с использованием изученных методик.
Один из уроков приводится далее.
Урок: “Тропинка к здоровью”
проводился для учащихся 4 класса лицея № 2 с лечебно-оздоровительной направленностью
Цель: оказание общеукрепляющего воздействия на организм посредством физических упражнений, нетрадиционных методов оздоровления.
Задачи:
• Образовательные:
o освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой, самостоятельные навыки, формирование правильной осанки.
• Оздоровительные:
o укрепление здоровья, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обучение правильному дыханию, профилактика зрительного утомления, снятие нервного возбуждения.
• Воспитательные:
o воспитывать сознательное овладение системой физических упражнений, способствовать устранению или компенсации патологических нарушений.
Требования к учащимся: уметь выполнять и показывать упражнения на осанку, уметь согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Оборудование и наглядность: гимнастические палки, скакалки, магнит, гибкие маты, магнитофон, плакаты, выставка рисунков, фотографии.
Техника безопасности: напомнить о технике безопасности и дисциплине на уроке.
Межпредметные связи: понятие правильной осанки, зрительное утомление (биология).
Перед занятием готовится дорожка здоровья с красочным оформлением.
ХОД УРОКА
Содержание учебного материала Методические указания
Построение
Поздороваться с гостями.
Учитель: У нас сегодня урок “Тропинка к здоровью”. Чтобы быть здоровым и бодрым, необходимо, чтобы дыхание было легким, сердце всегда спокойным и добрым, побольше растянешься – подольше проживешь.
На уроке принимают участие две команды: “Воздух” – девочки, “Вода” – мальчики.
Девиз нашего урока “Здоровье – всему голова!” Проверить обувь учащихся, форму, напомнить правила поведения в спортивном зале при выполнении физических упражнений, дисциплине, о взаимоуважении к действиям товарищей.
Выбегают болезни в костюмах, грязь, лень, сигареты, микробы. Они шумят: “не здоровье всему голова, мы - самые главные” Театрализованное представление.
Учитель:
– Что, они главные? Ученики:
– Нет.
Вы компания на славу,
Только скучно с вами стало,
Не найдете среди нас
Вы друзей себе сейчас
Начинаем с разминки.
Ходьба по залу:
• обычная
o “Воздух” – руки за головами, на носках;
o “Вода” – руки на поясе, на носках;
• на осанку:
o “Воздух” – перехват через плечо;
o “Вода” – перехват через шею;
• танцевальные шаги:
o “Воздух” – шаг с подскоком;
o “Вода” – шаг с галопа;
• бег змейкой через середину:
o “Воздух” – по два;
o “Вода” – по одному; Осанка, выправка.
По сигналу смена с правильной осанкой.



Эти шаги будут нужны в игре, обратить внимание.
Сохранять правильное движение, дистанцию, равнение.
Упражнение на дыхание. Губы трубочкой и выдыхаем все.
ОРУ со скакалками в колонну по 4.
По ходу движения разбирают скакалки. Указания даются по ходу выполнения упражнений
Подвижная игра “Кто быстрее”. Начинается по сигналу “Поехали на прогулку”.
• “Воздух” – лошадки – по сигналу шагом галопа вперед;
• “Вода” – кучера – у них скакалки, шаг с подскоком.
Команда “Прогулка окончена”. Лошадки положили скакалки. (Под музыку)
Кучера накидывают на плечи “лошадок” скакалки, продевают концы их под руки и выезжают на середину.
Кучера снимают скакалки с плеч лошадок и бегом возвращаются на свои места.
Переходим к основной работе “Тропинка к здоровью”
• “Ах, осанка – загляденье” – ходьба по гимнастической скамейке, руки на поясе, скрестным шагом, боком, приставным шагом. Проверить осанку у стенки
• Лазание по гимнастической стенке с грузом на голове Уложить гимнастические маты
• “Сила мускулов” – отжимание на гимнастической скамейке “Воздух” – 7–10 раз
“Вода” – 10–15 раз
спина прямая
• “Переправа” – ходьба по гимнастическому канату
• “Зоркий глаз” – работа по таблице
• “Щит от простуды” Точечный массаж
• “Преграда” – проползание под веревкой с колокольчиком Задетый колокольчик – ошибка
• “Грация – осанка” – упражнения с гимнастической палкой: перебирая руками, прогнуться. Задержать положение лодочки: голову – вверх, взгляд – вперед.
Подвижная игра с использованием упражнения на дыхание. Команды по сигналу дуют на шар и должны пригнать его на середину зала. Больше делать выдохов.
Кто быстрее.
У: После серии упражнения для здоровья мы немного отдохнем. Каждая команда участвует в конкурсе: “Марья-искусница”. Задание – соткать ковер.
Комплекс Хатха-йога № 3.
• “Кошка”
• сидя на пятках - “поза ребенка”
• поза “головоколенная” – сидя, взяться за носки
• поза “Лотос”, “полулотос”


Полный сед
Ноги в коленях не сгибать
Плавный переход
Релаксация: на поляну прилетела бабочка.
У: Текст: “реснички опускаются, глазки закрываются, мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем, дышим легко,… ровно… глубоко”.
Выход с релаксации: подтянуться, улыбнуться, открыть глаза. Музыкальное сопровождение
Построение, переход на скамейку.
Гимнастика для глаз с флажком, с ракетками для глаз. Капитаны раздают ракетки для глаз.
А в это время Вирус напал на гостей. Мы занимались, выполняли щит от простуды, а гости – нет. Их защитит доктор Градусник.
Домашнее задание показывает Гантелькин:
• из положения сидя, ноги скрестно, руки за головой, встать и сделать повороты, принять исходное положение. С прямой спинкой (на осанку).
Подведение итогов урока, анализ работы команд. Ребята сами оценивают себя, раздавая сердечки здоровья:
красное – 5;
зеленое – 4;
желтое – 3.
Категория: Физическая культура | Добавил: igor_denisov_1964 (2016-02-02) E
Просмотров: 157 | Комментарии: 1 | Теги: лечебная физкультура | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 5:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru