Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Лечебно-оздоровительная физкультура для детей с отклонениями в состоянии здоровья (урок: "Тропинка к здоровью")
Лечебно-оздоровительная физкультура для детей с отклонениями в состоянии здоровья (урок: "Тропинка к здоровью")

С 1998 г. взяла под наблюдение учащихся начальной школы, поступивших в первые классы. Патологию имели 31% учащихся из числа обследованных.
На основе данных медицинских осмотров была сформирована группа с нарушениями осанки, со слабовыраженным плоскостопием, повышенной утомляемостью, слабо выраженной близорукостью, хроническими заболеваниями органов дыхания (5-6 раз в год).
С целью устранения патологических изменений в связи с резким ухудшением здоровья детей, снижением иммунно-биологической реакции была разработана авторская программа с внедрением лечебного и коррекционного компонента.
Цель программы – разработать эффективную методику, способствующую коррекции патологических изменений в здоровье детей.
Задачи:
• создать условия для освоения основных двигательных умений и навыков, предусмотренных базовой программой по физическому воспитанию;
• обучить рациональному дыханию, методике использования упражнений, снимающих зрительное утомление и предупреждения близорукости;
• обучить профилактике простудных заболеваний и патологических изменений в опорно-двигательном аппарате.
Используемые методики:
• Авторские разработки комплексов, направленных на воспитание правильной осанки, ее коррекции.
• Релаксация с текстами и музыкальным сопровождением.
• Система дыхательных упражнений.
• Методика профилактики зрительного утомления. Использование методики профилактики близорукости В. А. Ковалева.
• Точечный массаж при простудных заболеваниях, зрительного утомления, снятия стрессовых ситуаций.
Для решения поставленных перед учителем целей и задач разработаны уроки с лечебно-оздоровительной направленностью с использованием изученных методик.
Один из уроков приводится далее.
Урок: “Тропинка к здоровью”
проводился для учащихся 4 класса лицея № 2 с лечебно-оздоровительной направленностью
Цель: оказание общеукрепляющего воздействия на организм посредством физических упражнений, нетрадиционных методов оздоровления.
Задачи:
• Образовательные:
o освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой, самостоятельные навыки, формирование правильной осанки.
• Оздоровительные:
o укрепление здоровья, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обучение правильному дыханию, профилактика зрительного утомления, снятие нервного возбуждения.
• Воспитательные:
o воспитывать сознательное овладение системой физических упражнений, способствовать устранению или компенсации патологических нарушений.
Требования к учащимся: уметь выполнять и показывать упражнения на осанку, уметь согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Оборудование и наглядность: гимнастические палки, скакалки, магнит, гибкие маты, магнитофон, плакаты, выставка рисунков, фотографии.
Техника безопасности: напомнить о технике безопасности и дисциплине на уроке.
Межпредметные связи: понятие правильной осанки, зрительное утомление (биология).
Перед занятием готовится дорожка здоровья с красочным оформлением.
ХОД УРОКА
Содержание учебного материала Методические указания
Построение
Поздороваться с гостями.
Учитель: У нас сегодня урок “Тропинка к здоровью”. Чтобы быть здоровым и бодрым, необходимо, чтобы дыхание было легким, сердце всегда спокойным и добрым, побольше растянешься – подольше проживешь.
На уроке принимают участие две команды: “Воздух” – девочки, “Вода” – мальчики.
Девиз нашего урока “Здоровье – всему голова!” Проверить обувь учащихся, форму, напомнить правила поведения в спортивном зале при выполнении физических упражнений, дисциплине, о взаимоуважении к действиям товарищей.
Выбегают болезни в костюмах, грязь, лень, сигареты, микробы. Они шумят: “не здоровье всему голова, мы - самые главные” Театрализованное представление.
Учитель:
– Что, они главные? Ученики:
– Нет.
Вы компания на славу,
Только скучно с вами стало,
Не найдете среди нас
Вы друзей себе сейчас
Начинаем с разминки.
Ходьба по залу:
• обычная
o “Воздух” – руки за головами, на носках;
o “Вода” – руки на поясе, на носках;
• на осанку:
o “Воздух” – перехват через плечо;
o “Вода” – перехват через шею;
• танцевальные шаги:
o “Воздух” – шаг с подскоком;
o “Вода” – шаг с галопа;
• бег змейкой через середину:
o “Воздух” – по два;
o “Вода” – по одному; Осанка, выправка.
По сигналу смена с правильной осанкой.



Эти шаги будут нужны в игре, обратить внимание.
Сохранять правильное движение, дистанцию, равнение.
Упражнение на дыхание. Губы трубочкой и выдыхаем все.
ОРУ со скакалками в колонну по 4.
По ходу движения разбирают скакалки. Указания даются по ходу выполнения упражнений
Подвижная игра “Кто быстрее”. Начинается по сигналу “Поехали на прогулку”.
• “Воздух” – лошадки – по сигналу шагом галопа вперед;
• “Вода” – кучера – у них скакалки, шаг с подскоком.
Команда “Прогулка окончена”. Лошадки положили скакалки. (Под музыку)
Кучера накидывают на плечи “лошадок” скакалки, продевают концы их под руки и выезжают на середину.
Кучера снимают скакалки с плеч лошадок и бегом возвращаются на свои места.
Переходим к основной работе “Тропинка к здоровью”
• “Ах, осанка – загляденье” – ходьба по гимнастической скамейке, руки на поясе, скрестным шагом, боком, приставным шагом. Проверить осанку у стенки
• Лазание по гимнастической стенке с грузом на голове Уложить гимнастические маты
• “Сила мускулов” – отжимание на гимнастической скамейке “Воздух” – 7–10 раз
“Вода” – 10–15 раз
спина прямая
• “Переправа” – ходьба по гимнастическому канату
• “Зоркий глаз” – работа по таблице
• “Щит от простуды” Точечный массаж
• “Преграда” – проползание под веревкой с колокольчиком Задетый колокольчик – ошибка
• “Грация – осанка” – упражнения с гимнастической палкой: перебирая руками, прогнуться. Задержать положение лодочки: голову – вверх, взгляд – вперед.
Подвижная игра с использованием упражнения на дыхание. Команды по сигналу дуют на шар и должны пригнать его на середину зала. Больше делать выдохов.
Кто быстрее.
У: После серии упражнения для здоровья мы немного отдохнем. Каждая команда участвует в конкурсе: “Марья-искусница”. Задание – соткать ковер.
Комплекс Хатха-йога № 3.
• “Кошка”
• сидя на пятках - “поза ребенка”
• поза “головоколенная” – сидя, взяться за носки
• поза “Лотос”, “полулотос”


Полный сед
Ноги в коленях не сгибать
Плавный переход
Релаксация: на поляну прилетела бабочка.
У: Текст: “реснички опускаются, глазки закрываются, мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем, дышим легко,… ровно… глубоко”.
Выход с релаксации: подтянуться, улыбнуться, открыть глаза. Музыкальное сопровождение
Построение, переход на скамейку.
Гимнастика для глаз с флажком, с ракетками для глаз. Капитаны раздают ракетки для глаз.
А в это время Вирус напал на гостей. Мы занимались, выполняли щит от простуды, а гости – нет. Их защитит доктор Градусник.
Домашнее задание показывает Гантелькин:
• из положения сидя, ноги скрестно, руки за головой, встать и сделать повороты, принять исходное положение. С прямой спинкой (на осанку).
Подведение итогов урока, анализ работы команд. Ребята сами оценивают себя, раздавая сердечки здоровья:
красное – 5;
зеленое – 4;
желтое – 3.
Категория: Физическая культура | Добавил: igor_denisov_1964 (2016-02-02) E
Просмотров: 647 | Комментарии: 1 | Теги: лечебная физкультура | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 10:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru