Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Полоса препятствий на уроках физической культуры
Учащиеся младших классов любят преодолевать различные препятствия, что вызывает у них интерес к урокам физической культуры. Поэтому на протяжении нескольких лет, проводя уроки по разделу «Гимнастика» в 5 – 7 классах, я практикую включение в них преодоление полосы препятствий. Время для этого выкраиваю по-разному. Если урок посвящен совершенствованию ранее полученных навыков и умений, то упражнения на полосе препятствий выполняются в основной части урока. Надо лишь заблаговременно предусмотреть эту работу, подготовить инвентарь, и тогда на установление в спортивном зале полосы препятствий будет затрачено минимальное время – от 1 до 2 минут. Выполнение упражнений на полосе препятствий способствует развитию двигательных качеств учащихся, совершенствованию и закреплению полученных ими навыков, повышению эмоционального уровня урока гимнастики. Элементы полосы препятствий в 5 – 7 классах одни и те же. Это позволяет сократить время для приготовления мест занятий от урока к уроку в спортивном зале размером 9x18 с учетом возраста занимающихся. На старте слежу за интервалом 10сек. и располагаю учеников не по росту, а по физической подготовленности: впереди учащиеся с высокой, затем со средней и, наконец, с низкой подготовленностью.
Даю примерную схему размещения препятствий с указанием способов их преодоления и высоты снарядов.
1. «Опорный прыжок».
В 5 классе - это «вскок в упор, присев на козла» (высота 90-100 см)
Для безопасности и облегчения страховки предлагаю совершать прыжок через коня (высотой 90 см), делать «соскок выпрямившись», «соскок прогнувшись» не требую, т.к далее следует «бег к очередному препятствию».
В 6 классе ученики на этом этапе делают «прыжок через козла (высота 100 см) ноги врозь».
В 7 классе «прыжок через козла» - мальчики (высота снаряда110 см), «прыжок, согнув ноги», - девочки. Эта же высота – «прыжок - ноги врозь».
Опорные прыжки через коня и козла предлагаю выполнять учащимся лишь после того, как они хорошо разучены и усвоены. Удобнее всего располагать учеников пред собой на скамейке, т.к. учителю физической культуры необходимо, находясь на страховке опорного прыжка, видеть всех занимающихся, давать старт и следить за финишем.
2. «Прыжок по «кочкам» - преодоление условного болота.
На этом этапе полосы препятствий я располагаю 5 – 6 «кочек»: размечаю на полу круги диаметром 30-35 см на расстоянии 60-80 см друг от друга. «Кочки» располагаются не по прямой, а зигзагом для усложнения преодоления препятствий.
3. «Упражнения на гимнастической скамейке».
В 5 классе – «Лежа на животе, подтягиваясь двумя руками».
В 6 классе – «Прыжки: ноги врозь, с опорой руками о скамейку (как через козла).
Здесь я даю задание преодолеть препятствие за 2 – 3 прыжка, стараясь ставить прямые руки на скамейку дальше (подготовительное упражнение для постановки рук и отталкивания в «опорных прыжках через козла: ноги врозь»).
В 7 классе – «Прыжки через скамейку на обеих ногах с продвижением вперед» (5 прыжков) или «Преодоление ее за 3 прыжка» (подготовительное упражнение для опорного прыжка, согнув ноги) с постановкой рук на скамейку.
4. «Прыжок в высоту с небольшого прямого разбега».
В 5 классе – высота 60 – 70 см.
В 6 классе – высота 70 – 80 см. Располагаю препятствие – натянутую между стойками под углом 45 гр. к направлению движения веревочку или резинку с флажками на ней.
В 7 классе – высота 75 – 85 см.
Высота препятствий зависит от степени подготовленности учащихся. Вместо одного прыжка в высоту иногда предлагаю ученикам преодолеть три препятствия, которые установлены на небольшой высоте и расположены в 70 – 90 см друг от друга. В этом случае высота препятствий снижается на 10 см в каждом классе.
В 7 классе учащиеся выполняют прыжки, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги.
5. «Кувырок вперед» следует после преодоления высоты. Поэтому расстояние от предыдущего препятствия до мата, на котором совершается «кувырок вперед» пятиклассниками, не более 1 метра (для того чтобы учащиеся не выполняли прыжок с разбега со скорости, во избежание травм).
В 6 классе занимающиеся выполняют подряд два «кувырка вперед».
В 7 классе расстояние до матов увеличивается до 1,5 – 2 м, и первый кувырок выполняется прыжком.
6. «Ходьба по наклонной плоскости (скамейке)», закрепленной на высоте 130 – 150 см.
В 5 классе – «Передвижение на коленях, держась руками за края скамейки»
В 6 – 7 классах – «Передвижение в упоре» (присев, достать верхнюю рейку и спуститься по гимнастической стенке вниз).
7. «Ходьба или бег по бревну» (высота 30 – 50 см).
В зале есть облегченное бревно, которое легко переносится и устанавливается двумя учащимися.
В 5 классе предлагаю ходьбу приставным шагом.
В 6 – 7 - с переноской набивного мяча (3 кг).
8. «Лазание по канату»
С бревна учащиеся прыгают на маты, расположенные в 50 – 80см под канатом.
В 5 классе - лазание в три приема до отметки: мальчики – 3 метра, девочки – 2.
В 6 классе - лазание на ту же высоту, но в два приема.
В 7 классе – лазание в два приема: мальчики – 3 метра, девочки - 2 метра.
В каждом классе есть обычно слабо подготовленные ученики, чрезмерно полные. Для того чтобы они не пропустили это препятствие, предлагаю пятиклассникам 3 раза, а ученикам 6 – 7 классов пять раз, - забраться и опуститься по гимнастической стенке.
9. «Проползание по-пластунски через «мышеловку» - под навешенными на стойки веревками с флажками» (4-5 ворот, высота 30-60 см).
10. «Прыжок в длину с места или с шага через условный ручей, «ров».
Размеченные две линии, которые расположены одна от другой на расстоянии: для учащихся 5 классов – 120-140 см, 6 классе - 130-160 см, 7 классе - 140-180 см. Расстояние от «мышеловки» до «рва» - 80-100 см.
11. На последнем этапе – «Метание 3 теннисных мячей в цель – квадрат 1x1м, нарисованный на стене на расстоянии 6 метров от линии метания».
При попадании в цель с первого броска полоса считается законченной. Если первый и второй броски были неудачны, ученик использует третью попытку. Независимо от результатов ее он завершает преодоление полосы препятствий.
http://images.gw.kz/image/04a8478ed66c0be7/ (ссылка на схему полосы препятствий)
Опыт показал, что при преодолении таких препятствий, как условное болото (кочки), бревно, «мышеловка», «ров», учащиеся допускают ошибки. Они неправильно преодолевают их, прыгают мимо «кочек», сходят с бревна, задевают навешанные флажки на воротах «мышеловки», не перепрыгивают ров. Допустившим ошибки предлагается повторить преодоление препятствия до 3 раз. На этих «трудных» этапах я ставлю судей из числа освобожденных учеников или учеников, успешно закончивших преодоление полосы. Девочки судят мальчиков и наоборот.
Также на уроках ученики преодолевают полосу препятствий командами. Они составляются методом подбора: из наиболее подготовленных учеников назначаются капитаны, которые по очереди вызывают учащихся. Команды составляются смешанные от 5 до 8 человек. На старте команды выстраиваются в шеренгу, капитан команды по своему усмотрению расставляет команду, устанавливает очередность преодоления препятствий.
В 7 классе, где одна из задач двух последних уроков – развитие общей выносливости: учащиеся с перерывами для отдыха преодолевают полосу препятствий 3-4 раза.
Чтобы поддерживать интерес соревнующихся, предлагается следующая схема прохождения полосы препятствий:
1. Пробная попытка (разминка).
2. Преодоление полосы с раздельным стартом на время (личные соревнования)
3. Преодоление полосы командой (командные соревнования).
4. Финальные соревнования (отдельно среди мальчиков и девочек), в которых участвуют 5 – 6 лучших учеников, остальные отдыхают и выполняют роль судей.
Исходя из условий оборудования спортивного зала и размещения гимнастического инвентаря, меняю и расположение этапов. Изменение высоты снарядов и препятствий, усложнение условий выполнения упражнений, преодоление полосы препятствий развивают у учащихся 8 – 11 классов силу и общую выносливость.
Весной на уроках по разделу «Легкая атлетика» во время дождливой погоды на занятиях в спортивном зале также включаю в уроки прохождения полосы препятствий, но уже больше направленных на легкоатлетические и прикладные виды.
Во всех случаях подчеркиваю важность правильного выполнения упражнений для успешного преодоления полосы препятствий. Обучаю учащихся самостраховке, осуществляю страховку сам и дополнительно пользуюсь помощью освобожденных учеников.
Категория: Физическая культура | Добавил: superzema1974 (2016-02-19) | Автор: Сопко Сергей Николаевич E
Просмотров: 546 | Теги: 7 класс, 6 класс, 5 класс, гимнастика | Рейтинг: 3.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 1:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru