Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Доклад: «Влияние занятий туристским многоборьем на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся»
Педагог дополнительного образования Колесникова Н. Б.
г. Семей
Доклад: «Влияние занятий туристским многоборьем на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся»
Актуальность доклада. В решении проблемы всестороннего физического развития, физической подготовленности, и воспитания школьников, туризму не всегда отводится достой-ное место. Причин этой недостойности много. Вероятно, одна из них состоит в слабой подготовленности учителей школы по туризму и слабым материальным обеспечением. Поэтому в данной работе сделана попытка поднять авторитет туризма, показать, что туризм является не только прекрасным средством физического воспитания, но и незаменимым средством под-готовки школьников к жизни, «морально-волевых качеств» необходимых в повседневной жизни, воспитание патриотизма, любви к природе, к родному краю.
В теории физической культуры туризм относят к ее фоновым видам, в частности к рекреативной физической культуре, представленной в режиме расширенного отдыха.
В спортивном туризме достаточно эффективно реализуется не только специфические функции физической культуры: образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные и оздоровительно-реабилитационные. Спортивный туризм имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения.
Экскурсионно-туристическая работа, как один из наиболее действенных и эффективных методов воспитания школьников, служит обязательной формой внеклассной работы с учащимися. Главный ее показатель - число проведенных походов и соревнований, качество краеведческой работы, подготовка значкистов «Юный турист», «Турист Казахстана», разрядников, инструкторов.
Возникновение предпосылок для организованных походов и путешест¬вий связано с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы. По свидетельству историков, племена и роды выделяли даже специальных разведчиков новых мест обитания.
В более поздний период развития общества умения и навыки людей совершать длительные и скоростные переходы по труднодоступным местам стали играть важную военную роль. В дальнейшем возникает общественная необходимость в специальных экспедициях для изучения шоры и фауны отдалённых районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, поиска полезных ископаемых, уточнения географических представлений о Земле.
Туристский поход – пеший (горный, лыжный водный велосипедный) переход группы школьников по определенному маршруту с воспитательными, спортивно-оздоровительными и познавательными целями продолжительностью в один, два, три дня.
Многодневные (свыше трех дней) путешествия с учащимися могут быть местными и дальними (за пределы своей области, края, республики), категорийными. Последние проходят по труднопроходимой мало населенной местности большой протяженности с естественными препятствиями.
Виды туризма, их особенности и перспективы развития
Виды туризма, включенные в Единую спортивную квалификацию:
Пешеходный туризм. Особенности вида. Районы походов. Препятствия: (перевалы, вершины, траверсы, болота, переправы, каньоны, удаленность от населенных мест, травянистые склоны, скалы, снежники, ледники, тайга, тундра, кустарник, отсутствие троп, тяжелые рюкзаки и т. д.).
Лыжный туризм . Особенности вида. Районы походов. Препятствия (перевалы, вершины, траверсы, каньоны, замерзшие водопады, наледи, трещины, снежные и ледовые склоны, фирны, карнизы, походы в Арктике, высокогорье, сложные природные условия, низкая температура, снегопады, метели, пурга, ограниченная, видимость, лавиноопасность, короткий световой день, глубокий не утоптанный снег, тяжелые рюкзаки).
Горный туризм . Особенности вида. Районы походов. Препятствия (перевалы, вершины, траверсы, травянистые склоны, осыпи скалы, ледопады, трещины, карнизы, переправы, высота и т. д.).
Водный туризм . Особенности вида. Районы походов, реки, препятствия (пороги, каскады порогов, каньоны, водопады, завалы, заломы, прижимы). Средства сплава (каяки, байдарки, катамараны, лодки, плоты, честеры, и т. д.).
Велосипедный туризм . Особенности вида (протяженные маршруты, движение группой, умение обслуживать и ремонтировать велосипеды, движение по тропам и бездорожью, включение в маршруты категорированных препятствий, переправ, специальное снаряжение для велосипедистов).
Авто–, мототуризм . Особенности автотуризма. Возможности широкого познания достопримечательностей. Особенности движения группой, реагирование на различные дорожные ситуации, технические знания, умение обслуживать технику. Специальное снаряжение для авто-, мототуризма. Особенности ориентирования, применение ДжиПиЭс.
Спелеотуризм. Особенности спелеотуризма. Карстовые явления. Этапы развития пещер. Районы походов. Препятствия – колодцы, отвесы, реки, озера, сифоны, завалы, лед, усложняющие факторы – темнота, сырость, температура, близкая к нулевой, сложности ориентирования.
Парусный туризм . Особенности парусного туризма. Характеристика водоемов для парусного туризма. Препятствия: волны, течение, мели, камни, природные явления: ветер, штиль, дождь, гроза. Виды парусных судов, особенности их вождения. Взаимодействие с ГИМС. Особенности ориентирования. Использование приборов ДжиПиЭс.
Конный туризм. Особенности вида. Препятствия: таежные и горные тропы, перевалы, засеки, канавы, рвы, заборы, кусты, мостики, лесные завалы, обрывистые берега рек и оврагов, болотца, кочковатые лужайки, ветви деревьев, одиночные упавшие деревья, скальные выходы, переправы отсутствие тропы. Типы лошадей, породы лошадей, масти лошадей. Специальное снаряжение и упряжь. Уход за лошадьми.
Особенности физической подготовленности туристов
Выносливость – одна из самых важных физических качеств туристов. Определяется она как возможность длительное время проявлять высокую работоспособность. В соревнованиях выносливость проявляется в способности туристов выдерживать большую по объему и интенсивную соревновательную нагрузку. Выносливость во многом определяется функциональным состоянием всех органов и систем организма. Однако решающим здесь являются сердечно – сосудистая, дыхательная и центральная нервная системы.
Развивать выносливость нужно с учетом основных физиологических показателей туриста: частотой сердечных сокращений (ЧСС) и максимальным потреблением кислорода (МПК).
При больших интенсивных нагрузках ЧСС повышается до 300 % и более по отношению к нормальной (60 уд./мин.), но при снятии нагрузки наблюдается восстановление нормальной ЧСС.
У достаточно тренированных туристов восстановление происходит в течение нескольких минут. В туризме принято выделять следующие уровни интенсивности нагрузки по ЧСС:
– низкий уровень – 90-130 уд./мин;
– средний уровень – 130-170 уд/мин;
– высокий уровень – 170-190 уд/мин
Развитие силы – это не только развитие мускулатуры всего тела туриста, сколько развитие приспособленности мышц к динамической работе определен¬ной мощности, типичной для туристов. Абсолютная сила мышц, развитая путем отягощений за счет простого увеличения физиологического поперечника мышц. Является только основной для развития динамической силы туриста.
В туристической практике наибольшее значение имеет динамическая сила мышц ног. Однако физическое совершенствование предусматривает гармоничное развитие всех групп мышц. Сила туриста характеризуется способностью его мышц выдерживать умеренные напряжения в течение длительное времени. А также способностью многих мышечных групп (ног, рук, спины и т. д) к предельным кратковременным напряжениям.
При любых физических упражнениях, особенно силовых, мышечная масса увеличивается, что приводит к усилению кровообращения и усилению запасов энергетических веществ.
Подвижность в суставах определяет гибкость тела, быстроту движений и ловкость. Все эти качества нужны в туристских походах и соревнованиях. Подвижность можно развить систематическими упражнениями, направленные на увеличение эластичности связок и мышц. Важную роль при этом играют упражнения на гибкость, которые позволяют выполнять движение в суставах с большой амплитудой, развивающие подвижность плечевого пояса, позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов.
Быстрота движений определяется эластичностью мышц и подвижностью в суставах, кроме того, зависит от силы, технической подготовленности и реакции спортсмена. Быстроту движений у туристов целесообразно развивать игровым и соревновательными методами, основное внимание уделяя при этом умению оперативно и правильно решать двигательные и специальные технические задачи.
Продолжительность одной тренировки по видам подготовки рекомендуется планировать следующим образом:
а) общая физическая подготовка – 2 ч;
б) общая туристская подготовка – 4 ч;
в) специальная туристская подготовка – 4 ч;
г) преодоление элементов рельефа – 6-8ч;
д) контрольная тренировка – до 10 ч.
Развитие и совершенствование специальных психических качеств туристов
В каждом виде спорта для спортсменов характерны свои специализированные психические процессы и качества, уровень развития которого влияет на спортивные результаты. К наиболее важным из них для туристов можно отнести: скорость реакции, чувство времени, ориентирование в пространстве, чувство положения тела, чувство свободы движений, внимание, технико-тактическое мышление.
Поход, как средство воспитания школьников
Существует несколько десятков определений туризма, этого уникального и многогранного социального явления, завоевавшего весь мир. Педагогу, воспитателю, который обращается со школьниками только в классе, трудно порой разобраться в характерах своих подопечных. На маршруте же почти все де¬ти «раскрепощаются», отходят от стереотипов поведения, педагог ви-дит их с других, подчас неожиданных для себя сторон. Впрочем, как и учащиеся – его самого. Взрослый может в походе завоевать безого¬ворочный авторитет, а может и потерять его совсем. Вот, допустим, есть в классе этакий середнячок – учится средне, ни¬чем особо не выделяется, инициативы не проявляет, И находится где-то на «задворках» коллектива. А в походе вдруг выясняется, что это прекрасный ребенок, готовым первым оказать помощь.
В путешествиях не раз приходится брать груз у более слабого или натёршего ногу товарища, отдавать свою последнюю сухую рубашку или свитер. Бывает, из-за чьей-то шалости или недисциплинированности вся группа вынуждена сойти с маршрута. Один, не выполнивший порученное ему дело (не проверил палатку, забыл дома крупу, не узнал расписания поездов...), способен поставить своих спутников в труд¬ную, подчас аварийную ситуацию. Ведь тут не игра, не придуманные трудности и опасности - вполне реальные, ощутимые. Дома подобные промахи как-то незаметны, в походе они сказываются на всю группу.
Закалке туриста позавидуют и многие спортсмены. Опытным любителям странствий не страшны ни ветер, ни холод, ни дождь Редкий путешественник получит хотя бы насморк после целого дня пу¬ти в мокрых носках и обуви.
Те же, кто не раз совершал длительные походы, не только физически здоровее, выносливее, но и способны делать многое, столь необходимое в жизни. И заботиться о других. Они приучены к самостоятельности. Поход – лишь средство воспитания. Плохо проведённое путешествие МОЖЕТ НАНЕСТИ И ВРЕД духовному облику юных туристов. Поскольку закрепит отрицательные черты характера и стиль взаимоотношений. Поэтому до тех пор, пока в группе не будет «здорового» психологического микроклимата, нельзя отправляться в длительное путешествие – коллектива. Чтобы создать его, ходите на первых порах в короткие походы по родному краю. И не надейтесь на скорый успех. Терпение непременная черта и обязанность воспитателя
Категория: Физическая культура | Добавил: nadezhdakolesnikova63 (2016-02-22) | Автор: Колесникова Н.Б. E
Просмотров: 165 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 2:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru