Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Круговая тренировка на уроках
Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразова-тельных школ. В этих целях учителя физической культуры могут успешно использовать метод круговой тренировки, которая с каждым годом приобретает все большую популяр-ность, особенно у учащихся старших классов. Значительному числу старшеклассников она позволяет упражняться одновременно и самостоятельно, добиваясь высокой моторной плотности. На таких занятиях появляется реальная возможность использования макси-мального количества разнообразного инвентаря и оборудования. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, способствуя не только общему физическому развитию старших школьников, но и ус-пешному освоению ими всех разделов учебной программы.
И сегодня уже нет нужды усиленно агитировать за круговую тренировку на уроках физической культуры в IX – XI классах, поскольку результаты применения ее в учебном процессе, как говорится, налицо. С включением ее растет охват старшеклассников разно-образной и целенаправленной работой с учетом индивидуально подхода к каждому уче-нику в зависимости от достигнутого им уровня физического развития.
Словом, вопрос сегодня стоит не об эпизодическом применении круговой трени-ровки, а о повсеместном включении ее в уроки, на которых идет освоение разделов гим-настики, легкой атлетики, спортивных игр. При наличии необходимых условий круговую тренировку можно применять и во время лыжной подготовки. Комплексы ее вполне дос-тупны и как форма домашних заданий, с последующей выборочной или фронтальной про-веркой этих заданий на уроках физической культуры.
Мониторинг подтвердил эффективность круговой тренировки даже при использо-вании ее в 50% уроков. Там, где она внедрена, у старшеклассников значительно повыша-ется уровень развития силы как у юношей, так и у девушек, увеличивается становая сила. Анализ изменений физической подготовленности позволяет также отметить эффективное влияние круговой тренировки на улучшение статической силовой выносливости и быст-роты движений.
Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке - эффектив-ное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программно-го материала. Поэтому в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной про-граммы. В результате выполнение данных комплексов будет способствовать совершенст-вованию умений и навыков, входящих в учебный материал. Обязательное условие - пред-варительное изучение этих упражнений всеми учащимися. Использование же их в ком-плексах круговой тренировки способствует выполнению изученных упражнений в раз-личных условиях, приближенных к жизненным, что имеет важное значение.
Круговая тренировка в условиях урока представляет большую ценность, как мы уже говорили, и при самостоятельном развитии двигательных качеств в ходе выполнения станционных заданий, индивидуально определенных для каждого учащегося в отдельно-сти.
Круговая тренировка как форма физической подготовки приучает учащихся к са-мостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений. В комплексы круговой тренировки включают и упражне-ния, способствующие профессионально-прикладной физической подготовке. Существен-ным является также и то, что круговая тренировка, обеспечивая и индивидуальный подход к каждому учащемуся, позволяет предельно эффективно использовать время, планируе-мое на физическую подготовку.
При разработке комплексов физической подготовки, выполняемых методом круговой тренировки, педагогу необходимо:
1. Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.
2. Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной програм-мой, ее конкретным учебным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе.
3. Ознакомить учащихся с методикой организации и проведения круговой трениров-ки. Вначале без учета количества выполняемых упражнений. Затем с определенной индивидуальной нагрузкой. Весь комплекс выполняют за строго обусловленное время, каждое упражнение повторяют в индивидуальной нагрузке (установленное число раз). По мере приспособления к дозируемой нагрузке число повторений уве-личивают. При длительном выполнении комплексов увеличивают и количество кругов прохождения всех станций.
4. Комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную часть урока и в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма ор-ганизации физической подготовки. Используя ее, учителя физической культуры добиваются большей степени физического воздействия на занимающихся, что свя-зано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся. Однако не на ка-ждом уроке эта цель является основной. Так как обучение новым упражнениям должно проходить в оптимальных условиях, когда организм учащихся подготовлен к предстоящей работе, то применять перед этим круговую тренировку нецелесооб-разно, поскольку это противоречит образовательным задачам. Другое дело, когда обучение новым двигательным действиям невозможно из-за низкого уровня физи-ческой подготовленности учащихся. Тогда развитие специфических двигательных качеств методом круговой тренировки выдвигается на первый план, а обучение временно отходит на второй, чтобы затем можно было вернуться к обучению на качественно более высоком уровне физической подготовленности занимающихся. Такие уроки носят характер общефизической и специальной подготовки. Они мо-гут предшествовать обучению тому или иному программному материалу. Нецеле-сообразно применять круговую тренировку и во вводной части урока, так как зада-чи ее - функционально подготовить организм к предстоящей работе и таким обра-зом создать оптимальные условия всем системам организма для более сложной и интенсивной работы, предстоящей в основной части урока.
5. Определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых особенностей учащихся.
6. Строго соблюдать определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а также интервал между кругами при по-вторном прохождении комплекса. Строгое соблюдение последовательности с од-ной станции на другую определяется заданной моделью. Если эту последователь-ность нарушить, то может оказаться, что в отдельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной на какие-то мышцы, или органы, не бу-дет чередования нагрузки. А это не приемлемо для круговой тренировки.
7. Создать станционные плакаты, запрограммировав их текстовую и графическую информацию, определить способ ее размещения и хранения. Обычно в школе стан-ционное задание записывают на плотной бумаге. В верхней части плаката пишут слово «станция» и ее порядковый номер.
Процесс внедрения круговой тренировки начинается, как правило, с определения педагогом конкретной программы действий, осуществления контроля за ее внедре-нием, исправления ошибочных действий или уточнения отдельных упражнений. Ученики, в свою очередь, получив задание, осмысливают его, выполняют пробные подходы и попытки. Качество их работы педагог комментирует и уточняет.
Для индивидуального дифференцирования нагрузки предлагаем следующую мо-дель станционного задания, принципиальное построение которой заключается в сле-дующем:
во-первых, в подборе оптимального соотношения зрительной и текстовой инфор-мации об упражнениях и методике их выполнения;
во-вторых, в станционное задание включают 1-3 схожих упражнения, объединен-ных в блок трехступенчатого задания;
в-третьих, степень трудности упражнений в станционном задании должна возрас-тать от I к III варианту; по мере освоения этих упражнений учащиеся переходят от простого варианта к более сложному, не увеличивая количества повторений;
в-четвертых, основанием для повышения нагрузки в таком станционном задании буду подбор более сложного способа выполнения данного упражнения, использова-ние, увеличение амплитуды, расстояния и скорости движения.
В предложенной модели станционного задания нагрузка увеличивается. По мере освоения программы первого варианта упражнений круговой тренировки, по согласо-ванию с учителем, учащиеся могут переходить к более сложному варианту выполне-ния упражнений на станции. Такой принципиальный подход дает возможность идти по пути как увеличения объема, так и повышения нагрузки за счет перехода от одной сту-пеньки к другой, более сложной по степени трудоемкости выполнения упражнения в комплексе круговой тренировки. Таким образом, при удачно подобранном комплексе нет необходимости на уроках физической культуры каждый раз перестраиваться в ор-ганизационном плане при смене различных классов по возрасту или полу, что эконо-мит в конечном счете рабочее время.
Для этого предлагаем модель станционного здания, в состав которого входит не одно, а несколько упражнений, близких по содержанию, но отличающихся по сложно-сти за счет различных вариантов выполнения. В качестве примера приводим карточки станционных заданий с упражнениями для развития силы, быстроты движений, скоро-стно-силовой подготовки, ловкости, гибкости и выносливости.
Для развития силы. 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки внизу, удерживают диск от штанги (масса 10-15 кг). Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.
2. То же, но с грифом штанги (масса 20-25 кг).
3. То же, но со штангой (масса 30-35 кг).
Для развития быстроты движения. 1. И.п. – высокий старт. Челночный бег с ус-корением на отрезке 10 м. 3 – 4 раза.
2. То же, но повторить 4 – 5 раз на отрезке 15 м.
3. То же, но повторить 5 – 6 раз на отрезке 20 м.
Для скоростно-силовой подготовки. 1. И.п. – стоя на расстоянии 15-20 м. перед препятствием из автопокрышки. С разбега наскок в упор присев на автопокрышку. Со-скок прогнувшись.
2. То же, но опорный прыжок ноги врозь.
3. То же, но опорный прыжок, согнув ноги.
Для развития координации, ловкости. 1. И.п. - стойка ноги врозь, в руках бас-кетбольный мяч. Вращение мяча вокруг туловища в правую и левую стороны.
2. То же, но продвигаясь вперед и назад.
3. То же, но вращая мяч вокруг туловища и под поднятой ногой на месте и продви-гаясь вперед и назад.
Для развития гибкости. 1. И.п. – вис стоя спиной к гимнастической стенке, взяв-шись за рейку над головой. Отведение туловища вперед с прогибанием в грудном от-деле позвоночника. Вдох – перед началом прогибания, выдох – при возвращении в ис-ходное положение.
2. То же, но из полуприседа.
3. То же, но из виса присев.
Для развития выносливости. 1. И.п. – лежа на спине, хват сверху руками за низко висящую пристенную перекладину. Сгибание и разгибание рук в висе лежа, касаясь подбородком перекладины.
2. То же, но из виса стоя.
3. То же, но из виса.
Итак круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры, пред-ставляет собой целостную организационно-методическую форму физической подго-товки. Она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений. Кру-говая тренировка включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным и общим воздействием на организм учащихся. Она должна органически вписываться в конкретную серию учебных занятий, помогать учителю, выполнять учебную программу.
Необходимо также отметить эффективность комплексного развития двигательных качеств на уроках физической культуры в тесной связи с формированием двигатель-ных умений и навыков, предусмотренных учебной программой.
Планомерное использование в основной части урока круговой тренировки, органи-зованной таким образом, чтобы создать выгодный режим для повышения аэробных возможностей организма, дает наибольший эффект, который проявляется в боле каче-ственной физической подготовке. Выгодный режим для повышения аэробных возмож-ностей создается благодаря тому, что воздействие комплекса круговой тренировки го-раздо выше воздействия отдельно взятых упражнений, в него включенных. Сам ком-плекс круговой тренировки является результатом интеграции воздействия как на опорно-двигательный аппарат, так и на жизненно важные системы обеспечения орга-низма учащихся. Такой подход позволяет неразрывно, т.е комплексно, решать задачу общей, специальной и профессионально-прикладной физической подготовки, что в итоге дает более качественный результат в физическом воспитании учащихся старших классов.
В заключение приведем примерный комплекс упражнений для круговой тре-нировки с 10 станционными заданиями.
Комплекс упражнений, используемый при прохождении учебного материала по волейболу:
1. Прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с последующим поворотом на 180º и повторением упражнения.
2. Верхняя передача волейбольного мяча в стену на высоту 2,5 – 3,0 м.
3. В низком приседе прыжки с продвижением вперед.
4. Стоя в 1 м от стены, переход в упор на пальцах о стену с последующим отталки-ванием и возвращением в и.п.
5. Стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч, прогибание в грудном отделе позвоночника с отведением рук вверх - назад за счет поочередного выпада вперед.
6. Подбрасывание волейбольного мяча одной рукой над головой, затем верхняя по-дача в стену другой рукой с последующей ловлей мяча и повторением упражнений.
7. Стоя, руки за головой, сед, перекат назад на спину с последующим возвращени-ем в и. п.
8. Нижняя передача волейбольного мяча в стену.
9. Из о.с., не отрывая ног от пола и не сгибая коленей, упор стоя, переход в упор лежа с последующим возвращением в и.п.
10. Верхняя передача волейбольного мяча над головой стоя на месте и во время пе-редвижения по площадке.

Источник: http://download.files.namba.kz/files/1700142
Категория: Физическая культура | Добавил: sergey (2011-02-01) | Автор: Кудинов Сергей Анатольевич E
Просмотров: 5723 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-07, 1:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru