Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА
ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА.

Видеть перед собой не школьника, а человека – вот суть педагогики В.А. Сухомлинского. Недаром сам термин «педагогика» трактуется как наука о воспитании и обучении.
Молодые преподаватели зачастую забывают это, считая своей основной задачей обучения школьников, подготовку их к выполнению учебных нормативов. Они устремлены лишь на учебный процесс, все их помыслы о том, как лучше научить ребят двигательным действиям учебной программы, как наиболее эффективно развивать их физические качества. Чтобы подчеркнуть механичность, если так можно - выразится, подобного подхода, когда ищут, что делать, и не задаются вопросом, как делать, когда в погоне за сиюминутным результатом упускается самое основное – воспитание человека.
Я не ставлю цель переориентировать учителей физической культуры с их специфических задач по обучению школьников двигательным действиям и развитию физических качеств на решение проблем исключительно нравственного воспитания. Да и саама постановка вопроса в таком изложении будет неверна: ведь речь идет об учебно-воспитательном процессе обучения и воспитания школьников. Невозможно учить ребенка и одновременно не воспитывать его. Также нельзя, наверное, заложить в ученика высокие нравственные качества, ничему при этом его не научив.
К сожалению, нередко приходится наблюдать прекрасно владеющих материалом учителей, которые, увы, не пользуются уважением и любовью учеников, что неблагоприятно отражается и на отношении детей к предмету физической культуры. Тем более что можно выделить типичные ошибки, упущения в работе молодых учителей, которые кажутся им незначительными, не заслуживающими внимания, а часто и вовсе не замечаются, но которые на деле ведут к серьезным последствиям, вплоть до потери контакта с учениками.
Конечно учителю, работающему в школе первый год, очень и очень трудно дойти до каждого ученика. Но ведь есть и такие, кто не пытается этого сделать. И наверное, уместно привести здесь высказывание одного из мудрецов древности: у того, кто решил бороться, есть риск проиграть; тот, кто не борется, уже проиграл.
Где он – путь к душе ребенка? Прежде чем проникнуть в душу, нужно хотя бы узнавать ученика, его среди одноклассников. Однако не являются исключением случаи – в этом приходилось не один раз убеждаться, - когда педагог, работая с детьми уже второй и третий год, не знает даже фамилий своих подопечных.
У неопытных учителей, все дети для них на одно лицо, они не различают отдельных учеников. Учащиеся моментально улавливают это и, не без основания надеясь на безнаказанность, перестают контролировать свои поступки, что влечет за собой нарушения и дисциплины и учебного процесса.
Ученик не почувствует контакта с педагогом, если он связан с ним лишь непосредственно, через команды, например: «Класс, бегом – марш!», «Класс, на первый-второй – рассчитайсь!» и т.п. Не возникает доверительного отношения и тогда, когда учитель делает безличные замечания типа: «Кто там выскочил из строя?», «Ты не поднимаешь бедро!», «Девочка, локоть не опускай». Не лучше и такая форма общения: «Как твоя фамилия? Так, Багатаев, тебе нужно повторить упражнения дома». А на следующем уроке опять: «Что-то у тебя нечего не получается. Попробуй позаниматься дома. Как твоя фамилия? А-а, Багатаев… Никак не запомню тебя – какой-то ты незаметный».
В каждой реплике учителя, вроде бы заинтересованного в освоение учебного материала, сквозит равнодушие к его личности. Ребенок чувствует, что учитиль видит в нем не Ерлана Багатаева, а просто одного из учащихся класса, о котором он тотчас забудет, едва прозвонит звонок. Отчасти и поэтому не стремится Ерлан добросовестно заниматься на уроке и дома.
Я советую молодым-коллегам, что, придя в новую школу, прежде всего надо запомнить детей: сначала по фамилиям, потом по именам. Как ускорить этот процесс учителю физической культуры? Учителя других предметов, например, с самого начала учебного года пользуются изготовленной схемой расположения парт с указанием, кто из учеников, за какой партой сидит. К подобному прибегают и учителя физической культуры, которые либо строят учащихся с учетом фамилий по алфавиту (как они записаны в классном журнале), либо на первом же уроке помечают в своей рабочей тетради порядок, в каком учащиеся стоят в строю. Такие приемы позволяют педагогу в любой момент урока без труда определить, что фамилия мальчика, который толкает вперед товарища, Кузнецов, что вместо многоскоков получается обычный бег у Ерлана Ахметова. Для этого учителю стоит лишь заглянуть в свою рабочую тетрадь, где указано, что третий в строю – Кузнецов, а одиннадцатый – Ахметов. Пользуясь таким способом, он буквально через несколько уроков запомнит фамилии своих учащихся.
Правда, пока это только формальное узнавание. Доверия между учителем и учениками не возникает, если учитель произносит их имена единственно для того, чтобы сделать им замечания. Намного труднее, чем запомнить фамилии, проследить, изучить и понять, что представляет собой каждый учащийся. Почему эта девочка неправильно выполняет упражнение: она не так поняла объяснение или не хочет его выполнять? Почему мальчик не выполнил домашние задания: забыл, не верит в свои способности или нет дома условий? В любом случае начинать нужно не с колких замечаний, а с выяснения причин. Изучить каждого учащегося – одна из важнейших задач педагога.
Иногда учитель, разделив класс на группы по какому-либо принципу (самые распространенные критерии – дисциплина или успеваемость), соответствующим образом относится к этим условным группам и полагает, что осуществляет дифференцированный подход. Если считать это дифференцированным подходом, то очень грубым и приблизительным. Разберемся, как это обычно происходит.
Например, учитель делит учащихся на группы по их дисциплинированности. Он не замечает «тихих», наблюдает за «середнячками» и «надзирает» за «активными». Это выражается в том, что, услышав за спиной шум, он, не оборачиваясь, грозно наугад называет кого-либо из группы «активных». Такие замечания, даже если педагог попал в точку – правильно угадал виновника, пагубно действует на детей. Здесь срабатывает обратная связь: считаете меня плохим – таким и буду. Мальчик, которого обвиняют в нарушении дисциплины, не потрудившись удостовериться, кто на самом деле совершил проступок, не будет стремиться к примерному поведению, скорее наоборот – он постарается оправдать приклеенный ему ярлык.
Психологи советуют здесь оценивать не личность учащегося, а его поступок. Разговаривающий на уроке еще не разгильдяй и тем более не конченный человек: Он просто разговаривал с другом и не заметил, что помешал этим учителю и товарищам. Поэтому любому взысканию должна предшествовать работа по осознанию провинившимся своей вины. Когда ученик понял, в чем его проступок, сам убедился в своей оплошности или виновности и согласен с тем, что его нужно наказать за это, только тогда можно применить к нему какие-то меры. Но не обобщая, не говоря ему, что он плохой человек. Он плохо поступил – да, но, конечно же исправится. И в этом надо выразить самую непоколебимую уверенность. Лучше некого не наказать, «не заметить» нарушения, если вы не уверены наверняка в том, что точно определен виновный. В противном случае вы допустите несправедливость.
В противоположность активным так называемые тихие дети очень часто вообще выпадают из поля зрения учителя. В суете уроков они не беспокоят его, незаметно выполняя команды или также не заметно не выполняя их. Учитель спохватывается и предпринимает энергичные действия в отношение их, как правило, лишь в конце четверти, когда наступает пора выставления оценок. Но сделать что-либо существенное бывает уже поздно. В конце концов вопрос об оценках кое-как улаживается, и о таких детях опять надолго забывают.
Так выглядят учителя, у которых на первом месте стоит вопрос его действий, которые не думают о завтрашнем дне. Сегодня они решают задачи только данного урока. И поскольку на этом уроке им мешают или привлекают их внимание по другим поводам «активные», то, значит, все силы на них. Ситуация не изменяется и на следующем уроке. В результате определенная часть класса полноценно не охватывается учебным процессом. А ведь «тихому» школьнику немного и надо: покажи, что следишь за его работой, хоть изредка подбодри его добрым словом, и у него другое отношение к учебе, к учителю, к изучаемому предмету.
Успешное обучение школьников на уроках физической культуры немыслимо без дифференцированного подхода к ним с учетом уровня их физической подготовленности. Но и здесь таятся подводные камни. Распределив детей на сильных и слабых, учитель в дальнейшем должен приложить не мало усилий, чтобы слабый поверил в себя. Делить класс на группы согласно физической подготовленности детей необходимо, но делать это надо очень осторожно, не обижая их. И тем более не следует на основе одного показателя давать общую оценку подготовленности занимающихся. Положим, в каждом классе, где вы работаете, отстают по всем учебным нормативам двое – трое. Они составляют исключение и требуют к себе особого подхода. Тех же ребят, которые не могут сразу выполнить отдельные нормативы, нельзя только на данном основании причислить к слабым. Лишь в весьма редких случаях это может привести к положительным результатам. К примеру самолюбивый мальчик, чтобы доказать несправедливость оценки его способностей, упорно занимаясь, добьется отличных показателей. Но гораздо чаще происходит обратное, так как обидеться, встать в позу и не прилагать никаких усилий для исправления своих недостатков намного проще. Значительно труднее принудить себя к занятиям физическими упражнениями, к ежедневным тренировкам, ведь подготовка к сдаче любого норматива – это всегда тяжелый труд.
Задача учителя – не зафиксировать слабую подготовленность того или иного ученика и на этом основании не отнести его к слабым, а, указав ему на пробелы в умениях и знаниях, вселить уверенность в его силах: «Не можешь подтянуться на перекладине, но ты неплохо бегаешь на лыжах, преодолеваешь усталость в кроссах, значит, сможешь победить свою несобранность, сможешь заставить себя регулярно заниматься, и успех к тебе придет». Словом, надо раскрыть в ученике потенциальные возможности, показать ему перспективы, убедить, что он не вообще к физической культуре неспособен, а просто ему пока не даются некоторые упражнения, но он обязательно сумеет их одолеть. И педагог в этом нисколько не сомневается.
Ни один успех школьника – самый маленький, самый незначительный, не замеченный, может, им самим – не должен ускользнуть от педагога. Успех окрыляет, вызывает желания развивать его. Ведь нам всегда интересно то, что у нас хорошо получается. Только после плодотворной работы остается чувство удовлетворения. Только после урока, на котором ученик научился чему-либо полезному, преодолел в чем-то себя и осознал это, у него прибудет желания заниматься в следующий раз.
И долг учителя – помочь школьнику увидеть свой успех, осознать его. Для этой цели обязательно подведение итогов урока. В это время вместе и педагог, и ученик должны порадоваться успехам. И совсем ни к чему перечислять неудачи или, еще хуже, учинять «под занавес» разносы нарушителям дисциплины, неуспевающим школьникам. К сожалению, совсем без назиданий, без нотаций на уроке порой обойтись очень трудно. Но никогда нельзя забывать: то, что было на уроке последним, запоминается лучше всего остального. Поэтому желательно расставаться с детьми на мажорной ноте. Тогда больше вероятность встретить на следующем уроке с их стороны радужный прием. А это, в конечном счете, способствует повышению эффективности учебного процесса.
Каково же резюме нашего короткого разговора? Итак, важно как можно скорее запомнить учеников по именам и фамилиям, стремиться понять каждого, узнать его характер, интересы и т.п. В общении со школьниками ни в коем случае не вешать на детей ярлыки, не делить их на способных и неспособных, а, наоборот, вселять в ребят уверенность в своих силах. Надо в каждом ученике увидеть человека. Вот те немногие напутствия молодым учителям, которые, я надеюсь, могут пригодиться им в работе.

Преподаватель ФК
ГУ СОШ №18 г. Семей
Ю.П. Бобко.

Источник: http://download.files.namba.kz/files/1758768

Категория: Физическая культура | Добавил: fizra2011 (2011-02-18) | Автор: Бобко Юрий Петрович E
Просмотров: 1650 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-06, 8:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru