Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Дифференцированный подход к развитию физических качеств, укрепления здоровья , коррекции недостатков телосложения, повышение функциональных
Дифференцированный подход к развитию физических качеств, укрепления здоровья , коррекции недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма для учащихся начальной школы.
Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в начальной школе. Определение физической подготовленности ребенка на основе выполнения учебных требований школьной программы является одной из важных задач учителей физической культуры.
Выполнение отдельных движений зависит от особенностей телосложения и функциональной подготовленности детей. Поэтому при подготовке к выполнению двигательного задания необходимо учитывать морфофункциональное и биомеханическое соответствие ребенка виду физической нагрузки или конкретному упражнению.
В центре нашего внимания оказались вопросы, связанные с приемом учебных нормативов у учащихся 1-4 классов нашей школы.
Недостаточная физическая подготовленность отдельных детей младшего школьного возраста к сдаче учебных нормативов, а так же существенная разница в результатах, показываемых даже одногодками, зависит от индивидуальных особенностей. Однако при избирательном подходе к обучению, соблюдении определенных условий, учете данных физического развития результаты улучшаются. При занятиях следует учитывать, что обычно низкорослые дети лучше выполняют движения с более сложной координацией, а высокорослые - скоростные линейные движения.
Уровень развития двигательных качеств связан с определенными физиологическими возможностями. Например , выносливость требует аэробного энергообеспечения, быстрота движений – анаэробного. Есть и другие закономерности, связанные с конституцией детей: отношение мышечной и жировой масс к массе тела и отношение длин конечностей к длине тела. Ученики с хорошо выраженной мышечной массой способны при одинаковой подготовленности выполнять упражнения с преобладанием силового компонента, школьники с умеренно развитой мышечной массой, как правило, не показывают высоких результатов при выполнении упражнений силового характера и на выносливость.
Дети со слабовыраженной мышечной массой обычно лучше выполняют упражнения на выносливость. Наглядно эти закономерности можно проследить в беге, ходьбе и передвижении на лыжах.
Следует также обращать внимание на выраженность жирового компонента. В школе встречаются ученики, имеющие избыточный вес. Такие дети не выполняют некоторые нормативы, но это не значит, что они бесперспективны в физическом развитии. Им следует заниматься в группах О.Ф.П., больше внимания уделять самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Такие дети требуют особого врачебно-педагогического контроля. Все это создает предпосылки для успешного овладения необходимыми навыками и умениями, способствует подготовке и сдаче учебных нормативов.
В своей практике применяем контроль за состоянием сердечно – сосудистой, дыхательной системы, массоростовыми показателями , физической подготовленности.
1) Для оценки состояния тренированности сердечно – сосудистой системы используем функциональную пробу. Для этого необходимо измерять пульс в состоянии покоя, а затем выполнить 20 приседаний за 30 сек. Время восстановления пульса к исходному уровню является показателем состояния сердечно – сосудистой системы и тренированности занимающегося.Восстановление пульса по времени:
а) менее 3 мин – хороший результат;
б) от 3 до 4 мин. – средний результат,
в) более 4 мин. – ниже среднего.
2) Для оценки состояния дыхательной системы применяем функциональные пробы Тенчи-Штанге.
Проба Тенчи – испытуемый задерживает дыхание на выдохе, зажав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 12-15 сек.
Проба Штанге – испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 30-40 сек.
3)Массо-ростовой индекс (Кетле) – это отношение массы тела в граммах к его длине в сантиметрах. В норме на один сантиметр длины тела приходится 200-300 грамм массы тела.
Масса тела (г)
М.Р.П.---------------------
Рост тела (см).
Если частное от деления выше 300 грамм, то это указывает на избыточный вес испытуемого. Если частное от деления ниже 250 грамм – на недостаточный вес испытуемого.
4) Существуют стимулирующие индексы, определяющие динамику физической подготовленности занимающегося через определенный период времени.
№ Вид упражнений Формула расчета индексов
1 Бег на скорость длин а дист.(см)
Скоростной индекс----------------------
рост(см) х время бега
2 Прыжок в длину с места длина прыжка(см)
Индекс прыгучести--------------------------
рост школьника(см)
3 Поднимание груза от пола вес груза (кг)
Силовой индекс--------------------------
вес тела(кг)
4 Метание на дальность дальность броска (см)
Метательный инд----------------------------
рост(см)
Уровень развития двигательных качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых качеств, можно определить проведением тестов школьной учебной программы по физической культуре и «Президентскими тестами»

Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
1. Прежде, чем начать самостоятельные занятия физическими упражнениями, выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите уровень физической подготовленности.
2. Тренировку обязательно начните с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).
3. Помните, что эффективность тренировки будет наиболее высокой, если вы будете использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим и правильное питание.
4. Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузки.
5. Помните, что результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4-5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих занятий.
6. Не стремитесь к достижению высоких результатов в кратчайшие сроки. Спешка может привести к перегрузке и переутомлению.
7. Физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.
8. Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств ( быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств). Это позволит вам достичь успехов в избранном виде спорта.
9. Если вы почувствовали усталость, то на следующих тренировках нагрузка надо снизить.
10. Если вы почувствовали недомогание или какие-то отклонения в состоянии здоровья, переутомление, прекратите тренировки, посоветуйтесь с учителем физической культуры или врачом.
11. Старайтесь проводить тренировки на свежем воздухе, привлекайте к тренировкам своих товарищей, членов семьи, родственников, братьев и сестер.
Результаты наблюдений позволили сделать вывод, что дети с различным физическим развитием требуют тонкого индивидуального подхода при подборе общеразвивающих упражнений, более вдумчивого отношения к их физическому совершенствованию.
Подготовила статью
Учитель физической культуры о.с.ш.№48
Ильина Людмила Стефановна.
2011 год. Г.Караганда.
Категория: Физическая культура | Добавил: lyudmila63 (2011-11-20) | Автор: Ильина Людмила Стефановна E
Просмотров: 1280 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-30, 3:10 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru