Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Иновационные методы подхода к учащимся на уроках физической культуры
Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно¬коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет.
В образовании стоит рассматривать инновацию педагогическую (нововведение)
1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;
2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.);
3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение вобразовательный процесс и их творческое переосмысление.
Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие».
Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Когда несколько лет назад я столкнулась с термином «инновация», мне было интересно узнать мнение других людей об этом «загадочном явлении». Веер суждений получился обширный - от по-детски нелепых до мудрено-научных. И в результате этого у меня сложилось свое, пусть несколько абстрактное видение процесса инновации в образовании. Во- первых - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей; во-вторых - это сильнейшая энергетика, запустившая, наконец, инновационную машину в действие. К инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы (стандартный базовый пакетпрограммного обеспечения - СБППО), интерактивные электронные доски, проекты модернизации ит.д.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, превращая обычное в необыкновенное. Они помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе и просто сделать мир вокруг себя ярче. Внедрение ИКТ и информационных технологий в образование Правительством Казахстана заявлено, как приоритетное направление.
Одной из инноваций для образования являются интерактивные электронные доски, кардинально преобразующие педагогические технологии с использованием компьютеров и новейших педагогических программных средств. Интерактивные доски как электронные экраны, подключенные к компьютеру, позволяют проводить не только презентации, доклады и семинары, но и групповое обучение в классе с использованием самых различных демонстраций. При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Дети в образовательных учреждениях разноплановые, с разным уровнем школьных знаний, разной самооценкой, разным мироощущением. Но это не важно. Важно то, что учащиеся приходят на занятия с горящими глазами, неутомимой жаждой действия и уходят, безгранично веря в свои возможности. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направлениереализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:
а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, чтоснимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективностьученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
2. Личностно - ориентированные технологии в преподаваниипредмета
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьнойобразовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью, а не средством достижения какой- либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса иуправление качеством образованияшкольников.
Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно - обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формированиясовременного ученика.
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развитияличности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.
Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения.
Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Где нет простора для проявления способностей,там нет способностей.
Людвиг Фейербах
Сегодня в физической культуре предлагается принцип оценки деятельности преподавателя по оздоровительной направленности занятий физической культурой и формированию здорового образа жизни будущихспециалистов. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании учащихся значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:
• уровень знаний, умений и навыков;
• отношение к здоровью и физической культуре личности.
Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и доповышения активности на уроках физической культуры в школе используется рейтинговая (балловая) система оценивания учащихся. Ее сущность сводитсяк следующему: студент за определенный период (за месяц, за семестр,учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в дооценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль,адекватно усваивать предъявляемые к учащимся требования. На основанииразработанных критериев учащиеся сами могут объективно оценивать своидостижения. Научить учащихся самооценке ивзаимооценке - важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется иполнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни школы.
К сожалению, все увеличивается число учащихся, освобожденных от занятий физической культурой. Таким учащимся итоговая оценкавыставляется на основании сведений о посещаемости занятий и текущихоценок за знание теоретических и методико-практических аспектов КЦдисциплины.
С целью определения личностных ценностей среди учащихся было проведено анкетирование, результаты которого показали, что здоровье ребятаставят на 6- 8 место. В результате проведенной работы по пропагандефизической культуры, спорта и здорового образа жизни, как показывает последнее анкетирование, у ребят изменилось мнение о личностныхпоследнее анкетирование, у ребятценностях, теперь они ставят здоровье на одно из первых мест.
Анализ анкетирования «Учитель глазами студентов» показывает высокий уровень удовлетворенности преподаванием дисциплины «Физическая культура». Так же учащиеся отмечают у преподавателя физической культуры творческий подход к своему делу, требовательность, умение вызвать интерес к своему предмету.
Главным фактором спортивной жизни школы является внеурочная работа, которая ведется в двух направлениях: повышение спортивного мастерства и спортивно-массовая работа. Привлечение ребят в спортивные секции - одно из приоритетных направлений работы преподавателя физической культуры. Через работу спортивных секций в школе культивированы следующие виды спорта: волейбол, баскетбол, мини-футбол, легкая атлетика, туризм, настольный теннис, атлетическая гимнастика. С целью пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, формирования команд для участия в соревнованиях городского и краевого уровня, в школе проводятся соревнования по различным видам спорта.
Число учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в спортивных соревнованиях, можно отобразить в виде диаграммы

2009 2010 2011
Таким образом, по сравнению с 2010 годом число учащихся, занятых в спортивных секциях, увеличилось на 9%.
Ребята нашей школы являются постоянными участниками городских и краевых Спартакиад, где постоянно повышают свое спортивное мастерство и занимают призовые места.
С целью популяризации физической культуры и спорта оформлены стенд «Наши спортивные достижения», выставка кубков и наград, полученных в соревнованиях различного уровня. 4 человека за период в обучения в нашей школе получили спортивные разряды.
Также очень значимым и интересным событием является подготовка и проведение спортивно- массовых праздников. Важной составной частью и отличительной особенностью технологии обучения и воспитания являетсяздоровьесберегающая программа «Маленький дом - большого здоровья». В рамках данной программы проводятся: Неделя здоровья, «А, ну-ка, парни!», «Мисс Здоровье». Количество учащихся, принимающих участие во внеурочных мероприятиях, с каждым годом увеличивается, чтосвидетельствует о возрастании интереса учащихся к физической культуре личности, появлению целевой установки на здоровый образ жизни.
Физкультура должна иметь национальные корни. В этом случае любая народная игра является эффективным средством педагогики. Поэтому, с целью возрождения народных игр уделяется внимание изучению «Русской лапты». Как результат изучения - групповые соревнования по Русской лапте. Эта игра не требует никаких особых условий, но очень эффективна.
Учащиеся с удовольствием проводят исследовательскую работу: социологические опросы среди сверстников о вредных и полезных привычках, выполняют и защищают проекты по проблемам Олимпийского движения, правильного рациона питания, популяризации различных видов спорта; выпускают стенгазеты различной тематики. Лучшие исследовательские работы учащиеся представляют на конференции «День Науки», проводимой ежегодно в нашей школе. Стараемся не отставать от новейших технологий, так в 2010-2011 учебном году проведен конкурс мультимедийных презентаций на тему «Спортивный Ералаш» и видеоклипов на тему «Я скажу вам по секрету, для меня здоровье это -...». Подготовленные материалы продемонстрированы на Неделе здоровья, из 12 работ были выбраны три лучшие. По результатам участия в спортивной жизни школы в течение года определяется «Самая спортивный класс».
В настоящее время исключительно большое внимание уделяется вопросам укрепления здоровья подрастающего поколения. Ведь по статистике к моменту окончания школы часть выпускников имеет серьезные отклонения в здоровье. Общеизвестен тот факт, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, которые включает в себя три компонента: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Мы, учителя, к сожалению, не можем повлиять на первый и второй компоненты, но сформировать определенный стиль жизни в наших силах. Быть здоровым - естественное стремление человека. А главный признак здорового образа жизни - регулярная физическая активность. Как увлечь ребят физической культурой, сформировать привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? В поиске ответа на этот вопрос и родилась педагогическая концепция.
Принципиальная особенность инновационной системы обучения состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития студентов в процессе обучения она рассматривает их учебную деятельность.
Категория: Физическая культура | Добавил: pol1974 (2013-01-11) | Автор: Ковтун Т. Н.
Просмотров: 2382 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-06, 12:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru