Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Немецкий язык

«Духовно-нравственное воспитание студентов 3-го курса на уроках немецкого языка»
Материал к конкурсу по воспитательной работе 31.01.2014 г.
Тема:
«Духовно-нравственное воспитание студентов 3-го курса
на уроках немецкого языка»
* * * * * *
Воспитание, согласно давнему толкованию значения слова –
это ЗАБОТА О ДЕТЯХ!!!

Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.
Педагогический процесс - это процесс, в котором воедино соединены "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание"
Это раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

Обучение может рассматриваться изолированно от воспитания, но лишь условно (для удобства раскрытия его сущности).
Ведь при обучении наряду со знаниями и умениями, неотъемлемы и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, и творческая деятельность и т.д.

Что касается деления или классификации всей воспитательной деятельности на виды, то это также относительно у с л о в н о.

Например, невозможно рассматривать физическое воспитание без сочетания с воспитанием

  • чувства воли, целеустремленности;
  • а также и чувства товарищества, взаимного уважения, сочувствия, сопереживания;
  • а главное - желания и стремления помочь при необходимости товарищу;
  • поступиться своими интересами в связи с ситуацией и др.

И, наоборот, прививая духовно-нравственные нормы, нельзя не учитывать физические возможности (длительное принужденное просиживание за партами и пр.), когда, несмотря на желание внимать, физические возможности на данный момент ослаблены. А также, как само собой разумеющееся, сосуществуют при этом аспекты эстетики, этики, гражданской позиции.

В тоже время имеются специфические отличительные особенности преподавания и воспитательной работы.
Воспитательная деятельность в отличие от обучения – процесс, не ограниченный временными рамками для решения той или иной поставленной задачи!!!
Воспитание – системное воздействие на воспитуемого в специально созданной воспитательной среде с целью решения задач гармоничного развития личности.
Под определением гармонично развитой личности понимается духовно-нравственное и физическое развитие человека.

* * * * *
Современная педагогика уделяет особое внимание формированию мотивации (побуждение) к учебной деятельности, а также к самовоспитанию.

Мотивация - залог эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, интереса к познавательной деятельности, равно как и к изучаемому предмету – в данном случае к немецкому языку.

Мотивация является результатом духовно-нравственного воспитания!!!

В этой связи неоценимую помощь педагогу оказывает страноведческий материал, расширяющий кругозор, формирующий соответствующее нравственным нормам отношение к окружающему миру, к познавательной деятельности.

Подбор и использование страноведческого материала не должны быть спонтанными. Желательны логика, связь с изучаемой темой, как дополнение к ней.
Для полноты впечатления, параллельно, в связи с темой, расширять рамки горизонта, например, знакомить с именами знаменитых людей, сообщать дополнительно (дозированные) сведения о них, результатах их деятельности (картины, музыка и пр.).
Не менее важным является «фактор актуальности». То есть, наряду с информацией исторической («статичной») живой отклик и интерес представляет информация, связанная с реальными современными событиями (или относительно «неустаревшими»). Это дает обучающимся возможность так называемого «соучастия» - ощущать себя отнюдь не сторонними наблюдателями современной жизни, а в ее русле - современниками.
Немало забот представляет так называемая «подача». Кроме внешнего эффекта (зрелищность, качество наглядности, форма – презентация или др.) важно не злоупотреблять объемом информации, не изобиловать сложными или типичными оборотами, а адаптировать к уровню знания, но с некоторым дополнением незнакомого, «полезного». Для полноты впечатления и понимания сказанного приходится дополнять переводом.
Интерес к теме и как фактор закрепления знания поддержат так называемые «развлекательные задания». Например, работа в парах - составить ребус, рифмы, а также рукотворчество.
При этом обеспечивается также связь с задачами физического воспитания, а именно – создание «здоровьесберегающей» среды (воспитанники в результате смены задания активизируются, поворачиваются друг к другу, привстают и пр.)



На 3-ем курсе в связи с календарным планом был использован страноведческий материал, который удачно дополнил и продолжил тему в конце 2-го курса “Die deutschsprachigen Länder” («Страны немецкого языка»), которые на пространстве Евросоюза образуют свой мини-альянс, с названием, заключенном в аббревиатуре D-A-CH-(L), что в буквальном переводе означает «Крыша», (объединенные под одной «крышей»).
Языковой материал о странах немецкого языка логично связывает и дополняет информация
по страноведению - о культурной жизни этих стран. В частности, акция «Парад коров из Швейцарии», аналогичная акция «Хоровод медведей в Берлине» с расширением границ акции – визитом в столицу Казахстана Астану – с конкретным лозунгом-призывом «Давай подружимся!»
Учитывался и «фактор актуальности» - взаимоотношения европейских стран и их дружественные контакты со странами Азии, в частности с Казахстаном.
Для полноты впечатления, параллельно, в связи с темой акций, были сведения о знаменитых художниках, их творчеству были посвящены сюжеты оформления образов:
Густав Климт (Австрия), его картина «Поцелуй»
Сальвадор Дали, Пабло Пикассо (Испания).
Попутно со знакомством со знаменитостями прошла тема об отношении человека к «любимому» домашнему животному (текст и тест). Сюжет рассказа поучителен: такса по кличке Лумп на протяжении многих лет была любимым домашним животным Пабло Пикассо – автора всемирно известного символа мира–Белого Голубя. Но когда собака занемогла, она была хладнокровно «вычеркнута» своим знаменитым хозяином из жизни…
композитор Ричард Вагнер (Германия) также стал известен на уроке в связи со знакомством с достопримечательностью Германии - замком Нойшванштайн в Альпийском предгорье.
Он построен в унисон с идейным направлением творчества композитора, как декорация к его произведениям, так волновавшим автора 8 Чуда Света (согласно спискам ЮНЕСКО) Баварского короля Людвига II.
* * * * *
Как форма «подачи» была выбрана «Презентация», как не только доступное, но и максимально соответствующее задачам и возможностям (элементы анимации и пр.) средство наглядности.
Также был подготовлен раздаточный материал в цвете (тексты для самостоятельного прочтения и пересказа).

В качестве вспомогательного материала и для закрепления были подготовлены «развлекательные задания». А именно:
творческое задание – эскиз для раскрашивания заготовки-формы (для «Парада Коров» в Швейцарии и Хоровода Берлинского медведя Buddy-Bär) - как фактор не только активизации, но и «соучастия» в культурном мероприятии «Давай подружимся!»
вырезывание и склеивание модели замка – достопримечательности;
Категория: Немецкий язык | Добавил: nataliakarpun (2014-11-27) | Автор: Наталья Юрьевна Карпун E
Просмотров: 782 | Теги: Немецкий язык, воспитание, колледж | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 7:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru