Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Формирование познавательных интересов и профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии. Козлов С.Н. СШ им. В.И.Пацаева Каргалинский район В настоящее время перед современной педагогикой стоит проблема, как повысить интерес учащихся к школьным дисциплинам. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изученного материала. Сведения истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников учителю в большей степени помогут различные внеклассные мероприятия и современные нестандартные уроки. Арсенал форм уроков современного учителя технологии не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала. Перед современным учителем технологии стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: формирование у школьников политехнических знаний, технологической и экономической культуры, ознакомление учащихся с основами современного производства, сферой услуг, воспитание трудолюбия, предприимчивости, культуры общения и поведения, использование в качестве объектов труда различных потребительских изделий и изготовление их с учетом конкурентоспособности при реализации. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения учащимися опыта рационально использовать ресурсы (находить, планировать, организовывать, распределять), использовать в практической деятельности различные технологии, проявлять предприимчивость, расчетливость, решительность и другие качества личности, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном мире. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуации приобретают все большее значение в нашей жизни. Вся работа школы в итоге направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Компетентность, профессионализм, конкурентоспособность – те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток. Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединять теорию с практикой, соотносить возможности учащихся с требованиями различных профессий. В образовательной области «Технология» имеется особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися. Эта работа эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, содержит сведения о значении той или иной профессии, её распространённости, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. В зависимости от обстоятельств и условий проведения занятия профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части. Учитель, в ряду основных целей, которые ему предстоит реализовать на каждом уроке, должен обязательно сформулировать и конкретные задачи профориентации учащихся. Что мы и делаем. Исходить при этом надо из их возраста и уровня технико-технологических знаний, умений и навыков. В 5-9 классах раскрывается содержание труда по профессиям изучаемых видов обработки материалов, о предметах, деталях, инструментах, о выпускаемой продукции, о значении конкретных профессий в общественном производстве. Используются сведения по истории профессий, перспективах их развития, о гениях-самоучках изобретателях, новаторах производства. Сведения о профессиях целесообразно сообщать в виде небольших информационных комментариев. При этом можно рассказать, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном уроке, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в производственных условиях. Содержание предмета «Технический труд» дает возможность учителю ознакомить учащихся с многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных изделий, они приобретают специальные умения и навыки, овладевают практической деятельностью, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека, а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того , что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии. Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения для меня служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания я пытаюсь решать следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности. В своей работе я использую формы и методы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми (практическими) умениями. Знакомлю учащихся не только с профессиями, но и с экономикой, организацией, техникой и технологией производства, путями освоения профессий. Обучающиеся должны уметь трудиться, изготавливать полезные вещи своими руками. Этот практический опыт пригодиться им в дальнейшей жизни, поможет им социализироваться в человеческом обществе. Основной целью в деятельности учителя по предмету «Технология» является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Основная проблема формирования профессиональных навыков обучающихся решается в условиях трудового обучения и воспитания, в том числе и коллективной. Отсюда важно планировать уроки производственного обучения в составе групп обучающихся, в которых они будут выполнять разные элементы изделий, которые позже станут единым целым. Все это сформирует у обучающихся положительное отношение к общественно-полезному труду, чувство общественного долга. Занятия на уроках технологии прививают обучающимся трудолюбие, дисциплину, знания и умения по основам науки, техники, технологии, организации и экономики производства. | |
Просмотров: 2245 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|