Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Формирование познавательных интересов и профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.
Формирование познавательных интересов и профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.

Козлов С.Н.
СШ им. В.И.Пацаева Каргалинский район

В настоящее время перед современной педагогикой стоит проблема, как повысить интерес учащихся к школьным дисциплинам. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изученного материала. Сведения истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников учителю в большей степени помогут различные внеклассные мероприятия и современные нестандартные уроки.
Арсенал форм уроков современного учителя технологии не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала. Перед современным учителем технологии стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: формирование у школьников политехнических знаний, технологической и экономической культуры, ознакомление учащихся с основами современного производства, сферой услуг, воспитание трудолюбия, предприимчивости, культуры общения и поведения, использование в качестве объектов труда различных потребительских изделий и изготовление их с учетом конкурентоспособности при реализации. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения учащимися опыта рационально использовать ресурсы (находить, планировать, организовывать, распределять), использовать в практической деятельности различные технологии, проявлять предприимчивость, расчетливость, решительность и другие качества личности, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном мире. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуации приобретают все большее значение в нашей жизни. Вся работа школы в итоге направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Компетентность, профессионализм, конкурентоспособность – те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток. Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединять теорию с практикой, соотносить возможности учащихся с требованиями различных профессий.
В образовательной области «Технология» имеется особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися. Эта работа эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, содержит сведения о значении той или иной профессии, её распространённости, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. В зависимости от обстоятельств и условий проведения занятия профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части. Учитель, в ряду основных целей, которые ему предстоит реализовать на каждом уроке, должен обязательно сформулировать и конкретные задачи профориентации учащихся. Что мы и делаем. Исходить при этом надо из их возраста и уровня технико-технологических знаний, умений и навыков. В 5-9 классах раскрывается содержание труда по профессиям изучаемых видов обработки материалов, о предметах, деталях, инструментах, о выпускаемой продукции, о значении конкретных профессий в общественном производстве. Используются сведения по истории профессий, перспективах их развития, о гениях-самоучках изобретателях, новаторах производства. Сведения о профессиях целесообразно сообщать в виде небольших информационных комментариев. При этом можно рассказать, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном уроке, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в производственных условиях.
Содержание предмета «Технический труд» дает возможность учителю ознакомить учащихся с многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных изделий, они приобретают специальные умения и навыки, овладевают практической деятельностью, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека, а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того , что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.
Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения для меня служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания я пытаюсь решать следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.
В своей работе я использую формы и методы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми (практическими) умениями. Знакомлю учащихся не только с профессиями, но и с экономикой, организацией, техникой и технологией производства, путями освоения профессий. Обучающиеся должны уметь трудиться, изготавливать полезные вещи своими руками. Этот практический опыт пригодиться им в дальнейшей жизни, поможет им социализироваться в человеческом обществе. Основной целью в деятельности учителя по предмету «Технология» является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Основная проблема формирования профессиональных навыков обучающихся решается в условиях трудового обучения и воспитания, в том числе и коллективной. Отсюда важно планировать уроки производственного обучения в составе групп обучающихся, в которых они будут выполнять разные элементы изделий, которые позже станут единым целым. Все это сформирует у обучающихся положительное отношение к общественно-полезному труду, чувство общественного долга. Занятия на уроках технологии прививают обучающимся трудолюбие, дисциплину, знания и умения по основам науки, техники, технологии, организации и экономики производства.
Категория: Технология | Добавил: elvirakozlova (2015-01-25) | Автор: Козлов Сергей Николаевич
Просмотров: 2245 | Комментарии: 1 | Теги: профориентациия, технология | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 10:02 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru