Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
«Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов на уроках технологии» Во все времена мастерство передавалось от поколения к поколению методом «делай как я». Но мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. “Решить проблему” - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Но не каждый ученик может ее решить. Так как у некоторых отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону. Другие не могут применить теорию на практике. Часть ребят испытывает страх перед практической деятельностью. Что я как педагог технологии могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Поэтому я стараюсь выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы не пропала ни одна талантливая личность. Этому в полной мере способствует проектная форма обучения. Метод проектов определяю, как гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных, творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов». Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – это неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Считаю, что формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности необходимо для успешной социализации. Учить мыслить, и видеть, как мыслит ученик - сложная задача для учителя. Мы привыкли видеть готовый ответ ученика – верхушку айсберга, а что сокрыто под ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности ученика – то, как он думает, что он думает и как применяет свои умственные способности, какие мыслительные процессы совершает. Главная заповедь учителя: «Учитель! Научи ученика!». Научить каждого - это не просто. Но нужно к этому стремиться. Я убеждена, что если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач. Мне очень близка точка зрения академика Д.С. Лихачева, который считал, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс. Он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности, как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими. Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт. Ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Ведь проект значим для окружения учащихся, реалистичен, имеет потребителя. Он дает возможность учащимся реализоваться в полной мере, организовывать собственную деятельность. Проектную деятельность отличает два признака: направленность учебно – познавательной деятельности школьника. Для ребенка тема проекта должна быть личностно значимой. Например: Ирина выбрала тему проекта «Ночная пижама». Эта тема для нее была личностно значима, так как она давно хотела иметь ночную пижаму, считая, что в ней теплее спать, но родители ей не покупали, и она решила сшить ее сама. Или другой пример, когда Надя решил сшить кухонный набор ( передник и прихватки) для своей мамы на день рождение, но имела только различные небольшие лоскутки ткани. Применив технику лоскутного шитья, изучив ее самостоятельно, она выполнила прекрасную работу. Характер взаимодействия ученика и учителя принципиально иной по сравнению с традиционным обучением. Роль учителя сводится к оказанию методической помощи, а каждый участник проекта учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять результаты своей работы. Активная роль учителя нужна на первом этапе. Когда идет погружение в проект. Самый короткий, но очень важный этап. Учитель побуждает интерес к теме проекта. В моей практике работы сложилось несколько видов проектов: исследовательские, творческие, информационные, социальные. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Мною девочкам 9 класса была предложена работа над исследовательским проектом по разделу «Технология приготовления пищи» Тема проекта носила такое название «Правильное питание - медицина будущего». Участники проекта составили план работы над проектом. Вся работа над проектом планировалась таким образом, что бы по завершению могли сделать четкие выводы о влиянии правильного здорового завтрака не только на физическое состояние, но и на общий эмоциональный тонус ребенка, его самочувствие, настроение, работоспособность в школе - и как следствие на успеваемость по школьным предметам. Проводя анкетирование, девочки сделали сравнительный анализ теоретических знаний о правильном здоровом питании, анализ положительных и отрицательных практических навыков и привычек в вопросе организации своего питания. Отрицательные привычки говорят о себе: 52% употребляют быстрорастворимую лапшу,29 % очень часто употребляют чипсы , 48% постоянно жуют жевательную резинку, 38 % в течение дня чаще всего перекусывают всухомятку, 27% часто пьют газированные напитки. Девочки провели опрос родителей и медицинских работников. Составили анкету для родителей «Разговор о правильном питании». Свой проект они оформили в виде альбома и презентации. Защищали его на районном уровне и заняли второе место. С проектом девочки выступали и среди учащихся школы, где хотели донести главную мысль до ребят, что правильное питание есть основа здоровья человека, его самочувствия и жизненного тонуса, и очень важен для работоспособности ребенка завтрак и из чего он должен состоять. Выступление сопровождалось показом презентации и выступлением агитбригады. Интересный исследовательский проект был подготовлен уч-ся 9 класса « Чипсы: «лакомство или яд». Ребята выступили со своим проектом среди уч-ся школы, доказав, что чипсы вредны для здоровья. Защиту творческих проектов я проводила и на открытых уроках. Девочки восьмого класса защищали свои проекты не только друг перед другом, но и перед учителями школы. Они представили свои творческие проекты такие как: блюда из курицы «Мечта гурмана», работа с кожей - плетеный пояс из кожи, проект «Подушка - черепаха», проект по выполнению заколки на платье в технике «канзаши», плетение из газетных трубочек проект « Корзина для мусора», проект «Тульские пряники». Девочки выступали уверенно, каждая считала, что ее проект самый важный и нужный. Разработав план работы над проектами, подготовив защиту проекта, учитель и его ученики демонстрируют результаты своего труда. Без защиты проектов самостоятельное исследование не может считаться завершённым. В ходе защиты девочки учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, тем самым, развивают в себе навыки проведения деловых дискуссий. Чаще всего работа над проектом сопровождается созданием презентации. Эти презентации, в дальнейшем я использую в учебном процессе. Проектное обучение реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Ежегодно 15% выпускников школы поступает в средние и высшие учебные заведения на факультеты: кондитер, повар - официант, дизайн, парикмахерское искусство. Список использованной литературы 1. Симененкова Т.Д. «Проектная деятельность учащихся» //Завуч. – 2007. - №8. 2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7. 3. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4 Интернет- ресурсы 1. http://f1p.ucoz.ru/publ/prochee/state/metodika_metod_proektov/15-1-0-92 статья «Методика. Метод проектов» | |
Просмотров: 1300 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|