Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов на уроках технологии
«Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов
на уроках технологии»

Во все времена мастерство передавалось от поколения к поколению методом «делай как я». Но мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. “Решить проблему” - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Но не каждый ученик может ее решить. Так как у некоторых отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону. Другие не могут применить теорию на практике. Часть ребят испытывает страх перед практической деятельностью. Что я как педагог технологии могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Поэтому я стараюсь выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы не пропала ни одна талантливая личность. Этому в полной мере способствует проектная форма обучения. Метод проектов определяю, как гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных, творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов». Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – это неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Считаю, что формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности необходимо для успешной социализации. Учить мыслить, и видеть, как мыслит ученик - сложная задача для учителя. Мы привыкли видеть готовый ответ ученика – верхушку айсберга, а что сокрыто под ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности ученика – то, как он думает, что он думает и как применяет свои умственные способности, какие мыслительные процессы совершает. Главная заповедь учителя: «Учитель! Научи ученика!». Научить каждого - это не просто. Но нужно к этому стремиться. Я убеждена, что если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач. Мне очень близка точка зрения академика Д.С. Лихачева, который считал, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру.
Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс. Он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности, как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими. Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт. Ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Ведь проект значим для окружения учащихся, реалистичен, имеет потребителя. Он дает возможность учащимся реализоваться в полной мере, организовывать собственную деятельность. Проектную деятельность отличает два признака: направленность учебно – познавательной деятельности школьника. Для ребенка тема проекта должна быть личностно значимой. Например: Ирина выбрала тему проекта «Ночная пижама». Эта тема для нее была личностно значима, так как она давно хотела иметь ночную пижаму, считая, что в ней теплее спать, но родители ей не покупали, и она решила сшить ее сама. Или другой пример, когда Надя решил сшить кухонный набор ( передник и прихватки) для своей мамы на день рождение, но имела только различные небольшие лоскутки ткани. Применив технику лоскутного шитья, изучив ее самостоятельно, она выполнила прекрасную работу. Характер взаимодействия ученика и учителя принципиально иной по сравнению с традиционным обучением. Роль учителя сводится к оказанию методической помощи, а каждый участник проекта учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять результаты своей работы. Активная роль учителя нужна на первом этапе. Когда идет погружение в проект. Самый короткий, но очень важный этап. Учитель побуждает интерес к теме проекта. В моей практике работы сложилось несколько видов проектов: исследовательские, творческие, информационные, социальные. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Мною девочкам 9 класса была предложена работа над исследовательским проектом по разделу «Технология приготовления пищи» Тема проекта носила такое название «Правильное питание - медицина будущего». Участники проекта составили план работы над проектом. Вся работа над проектом планировалась таким образом, что бы по завершению могли сделать четкие выводы о влиянии правильного здорового завтрака не только на физическое состояние, но и на общий эмоциональный тонус ребенка, его самочувствие, настроение, работоспособность в школе - и как следствие на успеваемость по школьным предметам. Проводя анкетирование, девочки сделали сравнительный анализ теоретических знаний о правильном здоровом питании, анализ положительных и отрицательных практических навыков и привычек в вопросе организации своего питания. Отрицательные привычки говорят о себе: 52% употребляют быстрорастворимую лапшу,29 % очень часто употребляют чипсы , 48% постоянно жуют жевательную резинку, 38 % в течение дня чаще всего перекусывают всухомятку, 27% часто пьют газированные напитки. Девочки провели опрос родителей и медицинских работников. Составили анкету для родителей «Разговор о правильном питании». Свой проект они оформили в виде альбома и презентации. Защищали его на районном уровне и заняли второе место. С проектом девочки выступали и среди учащихся школы, где хотели донести главную мысль до ребят, что правильное питание есть основа здоровья человека, его самочувствия и жизненного тонуса, и очень важен для работоспособности ребенка завтрак и из чего он должен состоять. Выступление сопровождалось показом презентации и выступлением агитбригады. Интересный исследовательский проект был подготовлен уч-ся 9 класса « Чипсы: «лакомство или яд». Ребята выступили со своим проектом среди уч-ся школы, доказав, что чипсы вредны для здоровья.
Защиту творческих проектов я проводила и на открытых уроках. Девочки восьмого класса защищали свои проекты не только друг перед другом, но и перед учителями школы. Они представили свои творческие проекты такие как: блюда из курицы «Мечта гурмана», работа с кожей - плетеный пояс из кожи, проект «Подушка - черепаха», проект по выполнению заколки на платье в технике «канзаши», плетение из газетных трубочек проект « Корзина для мусора», проект «Тульские пряники». Девочки выступали уверенно, каждая считала, что ее проект самый важный и нужный. Разработав план работы над проектами, подготовив защиту проекта, учитель и его ученики демонстрируют результаты своего труда. Без защиты проектов самостоятельное исследование не может считаться завершённым. В ходе защиты девочки учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, тем самым, развивают в себе навыки проведения деловых дискуссий. Чаще всего работа над проектом сопровождается созданием презентации. Эти презентации, в дальнейшем я использую в учебном процессе.
Проектное обучение реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Ежегодно 15% выпускников школы поступает в средние и высшие учебные заведения на факультеты: кондитер, повар - официант, дизайн, парикмахерское искусство.

Список использованной литературы

1. Симененкова Т.Д. «Проектная деятельность учащихся» //Завуч. – 2007. - №8.
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
3. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4

Интернет- ресурсы

1. http://f1p.ucoz.ru/publ/prochee/state/metodika_metod_proektov/15-1-0-92 статья «Методика. Метод проектов»
Категория: Технология | Добавил: totckaya60 (2015-01-28) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 1300 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 2:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru