Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Методы и формы контроля знаний студентов: компетентностный подход
КОМПЕТЕНЦИЯ –Интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамическая совокупность знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формируемых компетенций.
При этом традиционные средства контроля следует постепенно совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать для широкого применения в практике.

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНОЧНЫМ СРЕДСТВАМ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
1. ИНТЕГРАТИВНОСТЬ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР, СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ)
2. ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР
3. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ В НЕТИПОВЫХ СИТУАЦИЯХ
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5. ЭКСПЕРТИЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ
6. СВЯЗЬ КРИТЕРИЕВ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
Традиционные типы контроля
Основные:
1. Текущий
2. Промежуточный
3. Итоговая государственная аттестация
Дополнительные:
1. Предварительный
2. Рубежный (модульный)
3. Резидуальный (контроль остаточных знаний)

Методы (виды) контроля
1. Устный контроль
2. Письменные работы
3. Контроль с помощью технических средств и информационных систем

Традиционные формы контроля
Устный: Письменный:
1. Собеседование
2. Коллоквиум
3. Зачет
4. Экзамен 1. Тест
2. Контрольная работа
3. Эссе
4. Реферат
5. Курсовая работа
6. Научно-учебные отчеты по практикам
7. Отчеты по научно-исследовательской работе (НИРС)
Традиционные формы контроля
Традиционные формы контроля Информационные системы и технологии
1. Программы компьютерного тестирования
2. Учебные задачи
3. Комплексные ситуационные задания 4. Электронные обучающие тесты,
5. Электронные аттестующие тесты
6. Электронный практикум
7. Виртуальные лабораторные работы
Инновационные оценочные средства
1. Модульно-рейтинговая система
2. Стандартизированный тест с творческим заданием
3. Кейс-метод
4. Портфолео
5. Метод развивающейся кооперации
6. Деловая (ролевая) игра
7. Метод проекта

Модульно-рейтинговая система – модульная система обучения + балльно-рейтинговая система оценки деятельности и достижений студента.
Плюсы Минусы
В баллах оцениваются не только знания и навыки обучаемых, но и личностные качества: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д. 1. Трудоемкость
2. Субъективность при отсутствии четких критериев

Стандартизированный тест
с творческим заданием
Плюсы Минусы
1. Проверяет не только ЗУ, но и компетенции
2. Может использоваться для промежуточного и итогового контроля 1. Трудоемкость разработки заданий
2. Сложность обработки

Кейс-метод – имитация реального события –
специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию.
Плюсы Минусы
1. Навык целеполагания, анализа ситуаций, моделирования решений в соответствии с заданием, нахождения оптимального количества решений, принятия правильного решения;

2. Умение работы с информацией, в т.ч. затребовать необходимую;

3. Навык формулировки выводов, изложения точки зрения, критического оценивания и самоконтроля 1. Временные затраты

2. Сложность разработки

3. Обучение студентов работать в рамках метода

Портфолио
комплексы индивидуальных учебных достижений студентов
Плюсы Минусы
1. позволяет выявить не только знания студента, но и то, как он пришёл к этим знаниям;

2. сформированности компетентности студентов. 1. формирование собственных критериев оценки может оказаться для студента достаточно сложным;
2. в том случае, если критерии оценок не определены достаточно чётко, портфолио может стать бессистемным собранием работ студента, не отражающим не только полноты его достижений, но и динамики развития;
3. как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции профессионального роста студента.
Метод развивающейся кооперации –
постановка задач, для которых нужно объединение студентов
с распределением внутренних ролей в группе
Плюсы Минусы
1. Позволяет оценить умения студента:
2. выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
3. дискутировать и защищать свою точку зрения;
4. справляться с разнообразием мнений
5. сотрудничать и работать в команде;
6. брать на себя ответственность;
7. участвовать в совместном принятии решений. Студент, не принимающий активного участия в решении поставленной задачи, получает оценку за счёт работы других членов группы, так как оценивается работа группы в целом

Деловая (ролевая) игра
Плюсы Минусы
Позволяет оценить умения студента:
1. работать в команде;
2. применять полученные знания для решения конкретных производственных задач;
3. находить выход из неординарных ситуаций;
4. анализировать сложившуюся ситуацию с разных позиций;
5. учитывать мнение оппонентов;
6. находить несколько вариантов решений.
1. Трудоемкость разработки
2. Временные затраты
3. Не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит проблемность и не может быть усвоено или оценено индивидуально

Метод проектов
Плюсы Минусы
Комплексная проверка компетенций позволяет оценить сформированность умений и навыков
1. рефлексивных,
2. поисковых,
3. оценочной самостоятельности,
4. работы в сотрудничестве,
5. менеджерских,
6. коммуникативных,
7. презентационных 1. проблематично применение одновременно по нескольким дисциплинам;
2. трудоемкость разработки и ведения проекта;
3. дополнительные временные затраты на презентационный этап;
4. не возможно проведение в часы обязательных аудиторных занятий;

Дескрипторы уровней освоения компетенции
Ступени уровней освоения компетенций Отличительные признаки
Пороговый Воспроизводит термины, основные понятия, знает методы, процедуры, свойства, приводит факты, идентифицирует, дает обзорное описание …
Продвинутый Выявляет взаимосвязи, классифицирует, упорядочивает, интерпретирует, планирует, применяет законы, реализовывает, использует …
Высокий Анализирует, диагностирует, оценивает, прогнозирует, конструирует …
Категория: Технология | Добавил: Андрей4763 (2015-02-05) | Автор: Андрей E
Просмотров: 547 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru