Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Творческий проект с экономическим обоснованием: изготовление школьной доски на уроках технологии
Творческий проект с экономическим обоснованием: изготовление школьной доски на уроках технологии


Мы рождаемся на свет со способностями и силами,
позволяющими делать почти все, — во всяком случае эти
способности таковы, что могут повести нас дальше, чем можно себе
легко представить; но только упражнение этих сил может
сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству.

Д. Локк


Непростая задача поставлена сегодня перед педагогами-технологами. Как сегодня в рамках, отведенных программой, грамотно соединить понятия технологии, экономики и декоративно-прикладного искусства?
Чтобы преподавание этих дисциплин не было разорванным, я ищу способы соединить, интегрировать эти разделы науки и искусства.
Сегодня хочу поделиться одним из выбранных мной направлений творческой деятельности учащихся, когда поставленная задача может быть решена.
Согласно научному обоснованию, в отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим содержанием и служат для оформления быта и интерьера.
В итоге я остановила свой выбор на таком направлении декоративного творчества, которое напрямую связано с работой в интерьере. Это создание, ремонт и декор школьной мебели и элементов интерьера. Скажу честно: выбор данной темы в немалой степени был продиктован и высокими ценами сегодняшнего рынка на данную продукцию, а также низким качеством поставляемых в школу товаров.
Современному ученику надо осознавать: то, что он делает на уроке, должно быть нужным и необходимым, полученный результат может быть применим, быть функциональным, востребованным. А понятия экономики становятся более реальными и осязаемыми, когда мы можем приложить эти понятия к тому, что делаем сами.
Понятие «мебель» знакомо каждому. И современные школьники неплохо ориентируются в стоимости тех или иных предметов мебели, в их целесообразности и значимости. Поэтому предложение создать какой-либо элемент мебели вызывает живой интерес. И гораздо легче донести до учащихся понятия ценообразования, себестоимости, торговой надбавки, маркетинга, рынка, основываясь на выбранный вид деятельности. А каково удивление и восторг ребят, когда они сами просчитывают реальную себестоимость полученного изделия и сравнивают с ценами мебельного рынка, очень высокими на сегодняшний момент!

Для проведения уроков по данной теме применяю комплексную форму, которая предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие. Интегрированные уроки технологии и экономики строю так, чтобы ученик в совместной деятельности смог почувствовать себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Этому способствует объединение индивидуальных работ учащихся в единую композицию.
Такую работу можно провести с учащимися 8, 9,10 классов.





Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Необходимо продумать каждый этап работы. Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологии его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудности и количеству времени.
Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. У подростков интерес к самостоятельной творческой деятельности довольно низкий. Основной причиной является развитие объективной оценки своих способностей, неудовлетворенность низкими результатами творческой деятельности. Если результат индивидуальной деятельности не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит его ожидания. В отличие от индивидуального, коллективное творчество, как правило, имеет практический и общественно значимый результат.
Хочу поделиться опытом нашего с ребятами творческого проекта по изготовлению школьной доски. Цена этого товара на сегодняшний день колеблется от 20 000 до 50 000 тысяч тенге.
Предварительно учащимся была поставлена задача: поиск и отбор необходимой для исследования информации и идей по созданию доски с использованием приемлемой для школы технологии. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте и т.д.
В итоге была подобрана, частично пересмотрена, доработана и утверждена учащимися оптимальная технология с доступными для нашего региона материалами. Хочу обратить внимание, что найденные нами технологии изготовления доски ограничивались сборкой и торцовкой алюминиевым профилем, а оформление доски декором является целиком нашей идеей и разработкой.


Детали школьной доски

За основу мы взяли лист OSB (ориентировано-стружечная плита) толщиной 10 мм, можно использовать древесно-стружечную плиту или фанеру. Нас устроил небольшой вес материала согласно его размерам и магнитные свойства. Обрезали ее согласно заданному размеру - 2000мм х 1300 мм.



Вместо предложенного 3 мм стекла мы выбрали тонколистовой металл (жесть) толщиной 0,8 мм, обрезали его также согласно нашим размерам.
Навесы стеновые мы вырезали сами из остатка жести.
Для рамы мы заказали в столярном цеху сосновую доску с с Г-образным профилем, 100 мм х 30 мм наружний размер.
Клей-жидкие гвозди «Титан».
Краска «Tikurilla» для школьных досок с абразивной пылью, черная.
Растворитель 646 для обработки поверхностей.


Технология изготовления

Начинаем работу со склеивания деталей основания. Эти работы проводят на столе чуть меньших размеров, чем будущая доска. На стол уложили OSB и очистили поверхность от крошек, пыли и других загрязнений. Далее нанесли клей по горизонтальной стороне доски в виде параллельных полосок с расстоянием между ними примерно 50 мм. Поверх проклеенной основы аккуратно наложили лист жести. Причем эту работу лучше выполнять нескольким ученикам, поскольку одному положить ее ровно вряд ли удастся. Жесть немного перемещают из стороны в сторону, чтобы она притерлась к клею и прижимают к основе. После этого доску оставляем на сутки для высыхания, а затем приступаем к окраске жести, предварительно обезжирив. Для окраски мы использовали валив заоваленной формы. После высыхания клея и краски закрепляем деревянный профиль, который в торцах OSB прикрепляем саморезами размером 4х16 мм по всему периметру доски. Такого крепежа будет достаточно, поскольку профиль не несет никакой нагрузки.



Теперь школьная доска готова, осталось оформить ее декором. В подборе декора участвовали все ребята, руководствовались возможностями нашего инструмента, фактурой и шириной материала. Здесь можно использовать различные варианты. Резьбу выполняли при помощи ручного и электрического лобзика. Работа с резьбой является самым длительным и кропотливым этапом изготовления. Но и результат работы самый впечатляющий.
После завершения работы мы просчитали себестоимость полученного продукта, рентабельность его изготовления:
OSB-3000тнг.
Жесть-2000тнг.
Доски (сосна)-120тнг за метр. Все примерно 1000 тнг.
Краска- 2500тнг
Жидкие гвозди 2 тубы по 800тнг.-1600тнг.
Итого-10100тнг.



Использование на практике интегрированных уроков технологии и экономики с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, школьная «обязаловка», как в сказке, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.
Учащиеся более активные на уроке, более уверенны в своих возможностях, улучшается взаимодействия со сверстниками. Все чаще ребята стали проявлять инициативу по оформлению школы к праздникам, принимают участие в районных и городских выставках.
Довольно часто можно видеть, что ученики работают на уроке только ради отметки. Они думают: можно сделать вещь, можно и сломать, можно постараться выполнить аккуратно, а можно и небрежно - всё равно, ведь они не знают, как дальше использовать созданное ими изделие. Поэтому главная моя задача- поощрять и стимулировать творческую активность учащихся, постоянно обогащать детей новыми впечатлениями, как можно больше разнообразить их деятельность. Если выполненная работа вызывает радость, приносит удовольствие, закрепляется в успехе, то у ребёнка возникает интерес к труду и занятию, желание активно участвовать в работе, чтобы вновь и вновь испытывать вдохновенное чувство радости, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно совершенствовать трудовые умения и навыки. Накапливаемые во время творческого сотрудничества переживания, чувства, представления, оценки постепенно становятся устойчивыми и привычными. Так формируется привычка к трудовому усилию, ответственность, накапливается опыт.
Коллективная деятельность учащихся рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к творческой деятельности. Я думаю, что в данном случае мне удалось вызвать у учащихся интерес к своей деятельности и ответственность за свою работу, чувство удовлетворения и радости от полученного результата: ведь школьная доска, сделанная их руками, не просто функциональна - она стала украшением кабинета технологии.
Б. М. Неменский в книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни.
Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к трудовой деятельности.
Категория: Технология | Добавил: FNV (2015-02-09)
Просмотров: 415 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 0:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru