Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Урок по декоративно-прикладному искусству «Мал лоскуток, а нужен!»
Урок по декоративно-прикладному искусству «Мал лоскуток, а нужен!» разработан заместителем директора по УР (учитель трудового обучения) Смагуловой Г.Ж. КГУ "Вспомогательная школа-интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ВКО, г. Семей.

Тема урока: «Мал лоскуток, а нужен!»

Цели:
1. Обучение учащихся приёмам применения шаблона при работе и освоении техники шитья.
2. Развитие художественного вкуса, творческого воображения, умения наблюдать окружающую красоту и передавать в своих работах. Обогащение учащихся зрительными представлениями.
3. Формирование положительного отношения у детей-сирот к домашнему очагу, созданию уюта. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности.
4. Активизация познавательной деятельности, развитие словесно-логического мышления.

Оборудование: необходимые материалы, инструменты и приспособления:
1. лоскутики различных тканей;
2. цветовой шестисекторный круг;
3. макет гармоничных сочетаний контрастных цветов;
4. лоскутная картотека;
5. нитки с иголкой и напёрсток;
6. ножницы, набор прокладочных и подкладочных тканей;
7. декоративные булавки;
8. шаблоны из картона и из оргстекла;
9. наглядный материал: готовые лоскутики.

I. Организационный момент.
1. Приветствие, проверка рабочих мест, рапорт дежурного.
2. Беседа.
- Скажите, ребята, сейчас какой месяц зимы?
- Месяц февраль.
- А как можно сказать это на казахском языке?
- Қазір қыстың қай айы?
- Ақпан айы.
- Правильно.
- А какое сегодня число? Бүгін айдың қай күны?
- Девятнадцатое февраля, он тоғызыншы ақпан.
- Молодцы, ребята! Казахский язык – это государственный язык нашей Республики, его мы все должны знать.

II. Основная часть.

- Ребята, из различных тканей мы шьём вещи для нашей повседневной жизни. И каждый раз от сшитого платья либо костюма остаётся много лоскутков разных форм, которые вы видите у меня в руках. Многие недооценивают эти кусочки и выбрасывают. А, зря! Из этих кусочков, ребята, можно сделать столько красивых вещей: это и одеяла – көрпеше, и подушки (разноцветные наволочки), прихваты, декоративные панно, красочные картины и даже платьица и многое, многое другой.
- Подумайте ребята, а в школе-интернате у нас есть вещи, выполненные из лоскутков? Может вам самим приходилось вместе с воспитателями или учителями делать что-то для выставок? (Ответы детей.)
- Молодцы, ребята! А сейчас давайте посмотрим небольшой видео сюжет. (Просмотр видеосюжета о лоскутном мастерстве.)
- Придёт время, вы все вырастите, окончите школу, станете взрослыми, будет у вас когда-нибудь своя семья. И если вот это всё, что вы сейчас видели, научитесь делать своими руками, они украсят ваш дом, вашу квартиру, создадут уют, подниму ваше настроение.
И ещё, пока наша Республика не всех может обеспечить работой, многие, даже имея специальность, не могут устроиться на работу. Примером тому, как вы знаете, некоторые наши выпускники.
Поэтому, ребята, умение изготовить красивые и необходимые вещи пригодятся вам и не только для создания уюта у себя дома, но и поможет заработать себе на жизнь.
Как видите, ребята «Мал лоскуток, а нужен!» это и будет темой нашего урока. Но прежде чем, мы начнём учиться, я хочу предупредить вас, что занятие для терпеливых, устойчивых и аккуратных. Только эти качества помогут вам овладеть мастерством.
А начнём мы с вами с того, что будем учиться правильно подбирать ткани по толщине и плотности, гармонично сочетать контрастность цветов.
В этом нам поможет цветовой шестисекторный круг.
- Ответьте: из каких цветов он состоит?
- Красный, оранжевый, жёлтый – это тёплые цвета, потому что напоминают о солнце и тепле.
- Давайте повторим и запомним.
- Холодные цвета – суық түстер – голубой, зелёный, синий, фиолетовый (цвета воды и льда) – о холоде.
- А теперь вернёмся к нашим лоскуткам и посмотрим как ведут себя тёплые и холодные цвета в кусочках тканей.
Вот, ребята, на столе лежат разноцветные лоскутки. Теперь, разложите их друг против друга, например: тёплый цвет красный и холодный цвет зелёный разложим друг против друга.
- Как теперь они смотрятся?
- Они смотрятся ярче, более богато.
- Теперь давайте закрепим эти лоскутики на проволочках и положим в вазу. У нас получился красивый яркий цветок.
- Следующая ваша задача составить лоскутную картинку по цвету на шесть групп, соответственно секторам круга; сначала лоскутики тёмных тонов, затем – все более светлых тонов.
- А теперь, давайте посмотрим, какая у нас получилась картотека?
- У нас получилась красочная, весёлая картотека.
- Ребята, почти все ткани можно использовать для лоскутного шитья. А начинающим проще работать с хлопчатобумажными тканями, они хорошо стираются и прекрасно утюжатся. Это, прежде всего, ситец, сатин, лён.
Шьют также из шёлка, атласа, драпа.
Нам для нашей работы нужны инструменты и материалы, но я не знаю, они куда-то спрятались от нас. Давайте, ребята, мы с вами их поищем. Смотрите, они спрятались по нужным кармашкам. Сейчас я буду доставать каждый предмет, а вы в это время мне будете называть, показывая карточки, соответствующие названиям предмета. (Дети показывают.)
- Хорошо, дети! Чтобы начать работу с лоскутами, мы особое внимание уделим шаблонам. Давайте вспомним, какие бывают шаблоны.
- Они могут быть самых различных форм и размеров: квадратные, треугольные, в виде ромбов, кругов и шестигранными, и полосами.
- Из чего делаются шаблоны?
- Шаблоны делаются из картона или из толстой бумаги.
- А так же, ребята, шаблоны делаются из оргстекла или прозрачного пластика, через них при раскрое виден рисунок ткани.
- Я вам раздаю готовые шаблоны, теперь мы с вами с их помощью вырежем из цветной бумаги разного вида лоскутики. Сначала наложите шаблоны на цветную бумагу, потом обведите карандашом, уберите шаблоны и с помощью ножниц вырежьте.
- Но сначала повторим технику безопасности при работе с острыми и колющими предметами. (Дети отвечают правила ТБ.)
Дети приступают к работе. Слежу и подхожу к каждому индивидуально.
- Хорошо ребята, вы все справились с заданием, а теперь уберём всё со стола, сложим все материалы по местам. Я думаю, ваши ручки и глазки устали, давайте сделаем разминку, чтобы они у вас отдохнули.
Проводится физминутка.

- Отдохнули? А теперь, нас ждёт практическая работа.
- Ребята, вот у меня на руках готовые различные виды лоскутиков. Например: весёлые квадратики, полоска к полосочке, удивительные треугольники. Вы все внимательно подберите лоскуты, начиная с середины по цветовой гамме, и сколите их булавки, чтобы получился маленькие коврики для табуреток, чтобы это было красочно и красиво.
(Дети составляют и подкрепляют булавками лоскуты.)

III. Заключение.
- А теперь дети, пора нам подвести итоги:
1. Что мы сегодня узнали на уроке?
2. Какие новые слова на государственном языке запомнили?
3. А теперь, посмотрите работы друг у друга и оцените.

(Продолжение практических работ на втором уроке.)
Категория: Технология | Добавил: Яло (2012-02-20)
Просмотров: 1416 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-29, 5:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru