Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Программа по технологии 10 класс
Утверждаю
обл.ИПК и ППК
зав.кафедрой «Содержание образования»
Тушинская О.Ю.

ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
(Обработка конструкторских
материалов с элементами машиноведения)
10 класс

Составила: Кущ Е.Г.
Учитель черчения школа №3

г. Петропавловск – 2009 г.

Пояснительная записка

Главной целью образовательной области «Технология» является содействие в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни, и овладению массовыми профессиями.
В разделе Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения отраженно изучение основных видов машин, применение на производстве и в быту, дано представления о наиболее распространённых конструкторских материалах (метал, дерево, пластмасса) и их свойствах, о технологии обработки указанных материалов.
Задачи:
1. Освоить правила, способы и приёмы чтения, выполнения чертежей различного назначения.
2. Формировать у учащихся пространственное воображение и основы графической культуры.
3. Развивать способности учащихся к логическому рассуждению и творческому мышлению.
4. Ознакомить учащихся с разработками технологических карт, планов.
5. Формировать умение выполнять отдельные операции и навыки изготовления простейших деталей из древесины и металла.
6. Воспитать у учащихся усидчивость, прилежность и самостоятельность.
Чертежом называется документ, содержащий изображение предмета и другие данные, необходимые для его изготовления. Еще в начале XIX века французским ученым Гасиаром Монжем было высказано выражение, ставшее крылатым: «Чертеж - это язык техники». Чертеж является одним из видом графического изображения, к которому можно отнести так же рисунки, схемы, карты, диаграммы и условные знаки. В настоящее время трудно назвать специалиста, не пользующегося тем или иным графическим изображением. В данном разделе изучаются основные положения, теории и практические приёмы оформления, выполнения и расшифровки графических изображений. Умение чертить, признаётся второй грамотностью, после первой - умения читать, гак как в результате овладения навыками обработки конструкторских материалов, человек правильно применяет в быту свои мысли и понимает изображения выполненные другими людьми. В результате этого учащиеся по данному разделу учатся читать чертежи, умеют различать виды машин, виды различных распространенных конструктивных материалов, начинают знакомиться с общим алгоритмом.
Содержание и структура курса «Технология обработки конструкторских материалов с элементами машиноведения» 10 класс
№ раздела Название раздела Количество часов в соответствии с ГОСО Углубленное изучение
Введение в курс основ технического черчения 2 4
I Основы технического черчения с элементами машиноведения 10 20
II Чтение и выполнение чертежей 10 20
III Сборочные чертежи 16 32
IV Чтение сборочных единиц (болтовые, шпилечные соединения) 18 36
V Чертежи и эскизы деталей.
Технический рисунок 12 24
VI Основы технического и строительного черчения 12 24
Всего 68 136

Введение (2/4 часа)
Введение в курс основ технического черчения с элементами машиноведения. Понятие о резьбе, шаге резьбы, сборочных чертежах.

Раздел 1. Техническое черчение с элементами машиноведения
(10/20 часов)

Тема 1. (2/4 ч)
Виды изделий и конструкторских документов. ЕСКД - единая система конструкторской документации. Стандарты.
Тема 2. (2/4 ч)
Чертежи валов, пружин, осей. Понятие о взаимозаменяемости. 11оминальные линейные размеры.
Практическое занятие.
Выполнение чертежа цилиндрического зубчатого колеса. Модуль и число зубьев.

Тема 3. (2/4 ч)
Эскиз цилиндрическою зубчатого колеса. Основная надпись данного чертежа.
Практическое занятие.
Выполнение спецификации по эскизу зубчатого колеса.
Тема 4. (4/8 ч)
Резьба, её шаг и направление. Виды резьбы. Условное изображение резьбового соединения. Трапециидальная, упорная резьба. Шаг резьбы, его обозначения. Из истории развития резьбы. Понятие «стержень», «патрон», «резец».
Практическое занятие.
Выполнение чертежа трубной и упорной резьбы. Спецификация чертежа.

Раздел II. Чтение и выполнение чертежей
(10/20 часов)

Тема 1. (2/4)
Детали с резьбой. Болт, шпилька, гайка. Изображение резьбового соединения.
Практическое занятие.
Чертёж болта, гайки, шайбы. Чертёж резьбового соединения.
Тема 2. (2/4ч)
Шпонки. Призматические, сегментные. Виды шпоночных соединений.
Практическое занятие.
Чертёж шпоночного соединения (призматическая).
Тема 3. (2/4ч)
Понятие о зазоре на шпоночном соединение. Шпонка в разрезе. Условные обозначения.
Практическое занятие.
Выполнения чертежа шпонки в разрезе (фронтальный, горизонтальный).
Тема 4. (4/8ч)
Обобщение данного материала. Чтение шпоночных чертежей по сборочным единицам.
Практическое занятие.
Применение условных изображений и упрощений на чертежах крепёжных деталей.
Раздел III. Сборочные чертежи
(16/32 часов)

Тема 1. (2/4ч)
Общее понятие о сборочном чертеже. Спецификация.
Практическое занятие.
Знакомство со сборочным чертежом. Вычерчивание спецификаций по размерам стандарта.
Тема 2. (2/4 ч)
Зубчатое, шлицевое соединение. Изображение сварных соединений.
Практическое занятие.
Выполнение аксонометрической проекции сварных соединений.
Тема 3. (2/4ч)
Стыковое, нахлёсточное соединение.
Практическое занятие.
Чертёж стыкового соединения.
Тема 4.(2/4ч)
Угловое и мировое соединение. Условности и упрощения на чертежах.
Практическое занятие.
Чертёж таврового соединения.
Тема 5. (2/4ч)
Изображение соединений, полученных пайкой.
Практическое занятие.
Чертёж спаянного соединения.
Тема 6. (2/4ч)
Соединения при помощи склеивания и сшивания.
Практическое занятие.
Чертежи данных соединений.
Тема 7. (4/8ч)
Обобщающий урок по данным видам соединений.
Практическое занятие.
Чтение сборочных единиц. Соединения разъёмные и неразъёмные.

Раздел IV. Чтение сборочных единиц.
(18/36) часов

Тема 1. (2/4ч)
Понятие о чертеже сборочной единицы. Чертеж общего вида.
Практическое занятие.
Чтение чертежа общего вида.
Тема 2. (2/4ч)
Особенности выполнение чертежа подшипника. Необходимые упрощения.
Практическое занятие.
Выполнение чертежа подшипника (роликового).
Тема 3. (2/4ч)
Уплотнительные устройства. Техническая характеристика уплотнительных устройств.
Практическое занятие.
Чертеж уплотнительного устройства.
Тема 4. (2/4ч)
Упрощение на сборочных чертежах. Спецификация.
Практическое занятие.
Применение упрощений на сборочных чертежах.
Тема 5. (2/4ч)
Деталирование. План деталирования.
Практическое занятие.
Деталирование сборочных узлов (карточки задания, авт. И. Василенко)
Тема 6. (2/4ч)
ЕСКД - единая система конструкторской документации
Практическое занятие.
Работа по справочникам. Стандарты.
Тема 7. (4/8ч)
Повторение и обобщение раздела «Чтение сборочных единиц».
Практическое занятие.
Выполнение чертежа сборочной единицы с натуры (узла).
Тема 8. (2/4ч)
Практическое занятие.
Чтение сборочных чертежей в паре. Чтение чертежей по карточкам. Защита сборочных чертежей в группах (малые КБ).

Раздел V. Чертежи и эскизы деталей. Технический рисунок.
(8/16) часов

Тема 1. (2/4ч)
Основная надпись чертежа.
Практическое занятие.
Выполнение основной надписи для чертежей и эскизов.
Тема 2. (2/4ч)
Эскиз детали. Основные этапы выполнения эскиза.
Практическое занятие.
Составление эскиза по плану.
Тема 3. (2/4ч)
Шероховатость поверхности детали.
Практическое занятие.
Выполнение чертежа и обозначение на чертеже вида обработки.
Тема 4. (2/4ч)
Практическое занятие.
Выполнение эскиза детали с натуры. Технический рисунок. Элементы шрафировки (понятие «теней»).

Раздел VI. Основы технического и строительного черчении. Топографический чертеж.
(8/16 часов)

Тема 1. (2/4ч)
Общее сведение о строительных чертежах. Строительные материалы и их условные обозначения.
Практическое занятие.
Построение проекций с числовыми отметками.
Тема 2. (2/4ч)
Фасад, план, разрез.
Практическое занятие.
Чертеж фасада здания. Высотные отметки. Архитектурные особенности.
Тема З. (2/4ч)
Особенности нанесения размеров на строительных чертежах. Топографический чертеж.
Практическое занятие.
Применение условностей на топографических чертежах. Построение экспликации.
Тема 4. (2/4ч)
Технический паспорт квартиры. Обозначение площадей. Санитарно-техническое оборудование.
Практическое занятие.
Выполнение чертежа плана этажа. Чтение технических паспортов квартир.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:
• Виды изделий и конструкторских документов.
• Винтовые движения и винтовые линии.
• Виды резьбы и их обозначения.
• Основы ТБ при выполнении графических работ.
• Знать все виды шпонок (призматическая, клиновидная, сегментная).
• Знать изображение сварных соединений.
• Иметь понятие о чертежах сборочной единицы.
• Иметь общее представление о строительном чертеже.
• Оперировать стандартами.
Учащиеся должны уметь:
• Читать чертежи и технологические карты.
• Выявлять технологические карты.
• Выявлять технологические требования предъявляемые к детали.
• Составлять технологический план.
• Уметь читать сборочные единицы, узлы машин, станков.
• Уметь читать спецификацию.
• Разбирать строительные чертежи.
• Уметь выполнять деталировку.
• Уметь работать штангенциркулем, резьбомером.
• Читать чертежи болтового и шпилечного соединения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Есмухан Ж.М., Черчение, Мектеп. 2002.
2. Есмухан Ж.М., Наби Ж.А., Пробное пособие для учителей, Мектеп, 2002.
3. Часова В.В., Техническое черчение в школе, Просвещение, 1976.
4. Вышнепольский И.С., Техническое черчение профтехобразование, Москва, Высшая школа, 1981.
5. Есмухан Ж.М., Экспериментальный учебник, Мектеп, 2005
6. Вышнепольский И.С. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Черчение, Москва, 2000
7. Василенко И.В., Карточки – задания, Москва, 1980.
Категория: Технология | Добавил: Kushh1960 (2012-10-12)
Просмотров: 1180 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-18, 1:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru