Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Открытый урок
План урока по самопознанию
Школа ГУ «Средняя школа №4 отдела образования Бурабайского района»
Учитель: Якименко Светлана Анатольевна
Дата_____ № урока_17_
Тема МИР СЕМЬИ
Ценность: праведное поведение_ Качества: забота о членах семьи, доброжелательные отношения в семье, семейный очаг.
Педагог Якименко Светлана Анатольевна
Класс_5_ Количество учащихся: 25
Цель: расширять представление о роли семьи в жизни человека через ценность - праведное поведение.
Задачи:
• Раскрыть значение семейного очага для каждого человека;
• развивать стремление к созданию доброжелательных отношений в семье;
• воспитывать стремление проявлять заботу о членах семьи.
Ресурсы урока (материалы, источники): ватман, листы формата А4, флома¬стеры, стикеры, аудиозапись музыкальной композиции для позитивно¬го настроя.

Ход урока
1.Организационный момент.
Позитивный настрой. (полет в небо)
Учитель приглашает детей поприветствовать друг друга, затем сесть, принять удоб¬ное положение и совершить мысленный полет в небо на фоне музыкальной компози¬ции Павла Панина «Тепло души».
Учитель: Закройте глаза, сядьте поудобнее, пусть ваши руки и ноги будут свобод¬ными. Представьте себе, что вы оторвались от Земли и взлетели высоко-высоко ввысь неба. Вы парите в синеве неба, наслаждаетесь тишиной и покоем. Посмотрите вниз и удивитесь, какими маленькими могут быть дома, леса, горы. Подумайте, какие же мы маленькие в этом мире. Как хрупка наша жизнь, но как мы все необходимы этому миру, как эти вечные облака и небеса. Мы парим в небе и думаем о нашем мире, о до¬бре и любви. У нас за спиной лёгкие белые крылья, мы возьмём одно пёрышко и отпра¬вим его на землю с любовью тому, кто в этом больше всего нуждается. Летит пёрышко плавно-плавно... на душе светло и тепло, наша частичка любви долетит до адресата и подарит ему хорошее настроение. Ёще раз посмотрим с высоты на землю, махнем кры¬льями и опустимся на родную землю... В душе - покой и бесконечная любовь к миру. Сохраните эти чувства. Медленно, медленно откройте глаза... Приступим к уроку.
По окончании позитивного настроя я читаю стихотворение и прошу сформулировать основную мысль стихотворения и тему уро¬ка:
Семья – Людей святой оплот.
Надежду жить она дает,
Дает простор, дает тепло,
Проблемам и беде назло.
Семья дает поддержку нам,
Заботы делим пополам.

О чем пойдет на уроке сегодня речь?
А что такое семья? Семья – это самое главное в жизни каждого человека. Это близкие и родные люди, те кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья крепка, когда взрослые и дети с любовью и уважением относятся друг к другу, умеют прощать и понимать.
Вопросы для обсуждения:
• Почему важно в семье любить друг друга?
• Как выразить свою любовь к родителям?
• Как вы понимаете выражение «Мир семьи?»
• Как относятся старшие к младшим в вашей семье?
• Как вы понимаете выражение «Мир семьи?»
Мир семьи основывается на любви и понимании и держится благодаря заботе и взаимопомощи. Анализ хода урока
2.Проверка домашнего задания
В качестве домашнего задания учащимся предлагалось представить в рисунке портрет семьи. Написать небольшой рассказ о том чем примечательна ваша семья. Учащиеся представляют свои рисунки, рассуждая чем же примечательны их семьи.
3.Позитивное высказывание (цитата урока)
Учитель приглашает учащихся поразмышлять над высказыванием «Мир в семье- мир в государстве» народная мудрость- и ответить на вопрос:
• Почему народная мудрость гласит взаимосвязи мира в семье и в государстве?
• Что требуется для поддержания мира в семье?
(Ответы учащихся)
Вывод учителя: для поддержания семьи требуется доброжелательность, уважение, любовь и понимание всех членов семьи и общества.

4. Чтение притчи
Учитель читает притчу (см. «Учебник самопознания для 5 кл., стр. 63), а затем предлагает учащимся проанализировать его содержание
Ладная семья
притча
Жила – была на свете семья. Более ста человек насчитывалось в семье, жили они одной деревней. Семья была особая – мир и лад в ней был нормой. Ни ссор, ни ругани.
До самого императора дошел слух об этой семье. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в ту деревню, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток, мир и лад. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители деревни сумели найти способ жить так дружно.
Пришел он к убеленному сединами старейшине семьи и попросил его рассказать, как они добились такого согласия и мира в семье. Тот молча взял лист бумаги и написал всего три слова (учитель делает остановку и предлагает учащимся написать на в тетради три слова, которые начертал старик. Учащиеся пишут эти слова и потом зачитывают их.)
«любовь», «прощение», «терпение». Но написал эти слова особенно: сто раз было написано «любовь», сто раз – «прощение», сто раз – «терпение». Прочтя три слова, император удивился:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, - затем, подумав, добавил,- и мира тоже.

Вопросы для обсуждения:
• В чем смысл притчи?
• Почему императора заинтересовала дружная семья старика?
• В чем заключается секрет крепкой семьи?
Вывод учителя: Важны общечеловеческие ценности, знания о которых вы получаете в семье, для жизни любого государства. Ведь государство- это те же семьи, которые, как соседи, живут рядом друг с другом. И если они живут мирно, дружно, то во всем мире будет мир.

Просмотр видеоролика «Почитай отца и мать»
- Какой вывод вы можете сделать для себя из этого видеоролика?
6. Творческая работа и групповая работа.
Класс разделить на 4 группы
• Вставьте пропущенные слова и заполните пословицы (Данное задание направлено на закрепление ключевых мыслей, раскрывающих ценность понятия «семья»)
В гостях хорошо, а дома ….(лучше)
Дом вести, не бородой…(трясти)
Без хозяина дом… (сирота)
Дом велик, да лежать …(не велит)
Дом построить – не шапку на голову…(надеть)
Домой придешь – хлеб-соль…(найдешь)
Не красна изба углами, красна… (пирогами)
Вся семья… (вместе), так и душа на ….(месте)
Кто сеет… (мир), пожнет счастье.
Без корня и …..(трава) не растет
• Игра «Пазлы» каждой команде выдаются пазлы. задача команды – собрать картинку, как можно быстрее. После выполнения задания каждая команда рассказывает, что помогло или, наоборот, мешало выполнить задание.
• Каждая из команд должна составить 3 самых важных семейных заповедей.
(затем делаем общий список семейных заповедей. Предлагается записать на листочках и дома с родителями обсудить)
• Выбор качества для семейной жизни:
Любовь, ненависть, уважение, нахальство, доброта, злость, доверчивость, подозрительность, готовность к взаимопомощи, эгоизм, трудолюбие, лень, преданность, необязательность, лживость, умение прощать, мстительность, верность, справедливость, заботливость, ответственность (каждому ученику раздается листочек с качествами)
7. Домашнее задание. Придумайте рецепт семейного счастья

8. Групповое пение. Видеоклип с песней

Давайте восклицать...
Слова и музыка
Булата Окуджавы
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
ведь это все Любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
поскольку грусть всегда соседствует с Любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
тем более что жизнь короткая такая
9. Заключительная минутка урока
Учитель обращается к пятиклассникам с четверостишием:
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле
Учитель: Ребята, закройте глаза и вспомните все хорошее, что было на уроке, всю любовь и теплоту души, о которых мы говорили, поместите эту любовь в свое сердце и живите с ней, спешите на помощь, кто нуждается в ней.
Прежде чем завершить наш урок я бы хотела чтобы вы на стикерах которые лежат у вас на столе написали одно из качеств которое необходимо в семье. И прикрепите его на наше большое сердце (на доске большое сердце из ватмана) Спасибо за урок, до свидания!
Учащиеся прощаются с учителем до следующего урока
Категория: Самопознание | Добавил: yakimenko_1973 (2015-11-27) | Автор: мир семьи E
Просмотров: 246 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 5:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru