Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Проблемы семейного воспитания глобальные проблемами общества.
Проблемы семейного воспитания глобальные проблемами общества

Статья учителя самопознания КГУ «СОШ №28»
Митрофановой Ирины Ивановны


По мнению А.С.Макаренко, "уличные мальчишки "не берутся из ниоткуда, они растут в наших с вами семьях, проецируют модель отношений взрослых на свой, детский, мир. Родители стараются всеми силами переложить на чужие плечи воспитание собственных отпрысков, совершенно забывая о том, что семейное воспитание закладывает основу личности. И это именно та сфера, где нельзя полностью довериться специалистам, нужно вложить собственную душу. Еще с давних времен сложились определенные традиции и законы воспитания детей в семье. Роль отца в воспитании детей заключалась в принятии жизненно важных решений, обеспечивающих благополучие и образ жизни ребенка. Во власти отца было наказание и помилование - отец, как правило, был последней инстанцией при принятии ответственных решений в жизни семьи. Материальная ответственность за семью также лежала на плечах отца - он должен был обеспечить жену и детей, а также прививать навыки адаптации к взрослой жизни уже подросшему ребенку. В особенности это было актуально при воспитании мальчика. Где-то до семи лет сын находился на попечении матери, а после переходил в ведение отца - он обучал его, передавал свои знания. Сыну же полагалось также перенять отношение отца к жизни, стать его "копией" - именно это в обществе считалось "правильным воспитанием ребенка". Роль матери в воспитании детей была несколько иной. Мать традиционно считалась защитницей ребенка - это было обусловлено материнским инстинктом, выражающимся материнской любовью, постоянными думами и молитвами за детей. На плечах матери лежал уход за малышом и непосредственно воспитание, в том числе и морально-нравственных качеств, принятых в обществе. Особенно это касалось девочек - именно мать отвечала за моральный облик своей дочери, а также должна была помочь ей освоить традиционные женские занятия и подготовить достойное приданое.
Согласна с мнением великого педагога, что корень всех проблем в воспитании детей лежит именно в семье. Если ребенок растет в атмосфере любви, взаимопонимания, заботы друг о друге, то он вырастет хорошим человеком. А если ребенка постоянно ругают, одергивают, шлепают, если родители сами между собой не находят общего языка, ссорятся, ругаются, иногда даже дерутся и это все в присутствии ребенка, то ребенок в такой семье получает психологический стресс, растет нервным, задерганным, беспокойным. Что вырастет из такого ребенка?
Ребенок, которого родители "подают на десерт", чтобы он показал свои способности и успехи в музыке, в чтении стихов, в пении, тоже вырастает тщеславным, как и его родители.
Вспоминается фильм Карена Шахназарова "Курьер", где тщеславный отец просит свою дочь Катю сыграть что-нибудь из классики на пианино в ее же день рождения. Девочка отказывается, но отец настойчиво просит, тогда она играет какую-то незатейливую мелодию, сопровождая ее грубыми словами песенки, гости и отец шокированы, а Катя убегает на улицу и рыдает. Ее детское нутро протестует... В этой семье главными ценностями были материальные блага, положение в обществе, связи. В такой атмосфере Катя и была воспитана. Когда она знакомится с Иваном, курьером, ее представление о жизни несколько меняется.
Показательным является еще пример, когда в семье растет один-единственный ребенок, родители души в нем не чают, балуют его, в итоге он вырастает эгоистом, привыкшим, чтобы все и все вокруг него вращались. Потом родители плачут от своего ребенка, потому что вырастает этакое "моральное чудовище ". И наоборот, в многодетных семьях, где старшие дети заботятся о младших, такая проблема не возникает.
Меня, как педагога, всегда интересовал вопрос: "Почему дети, учась в школе и получая гуманное образование, вырастают не все хорошими людьми? Откуда берутся преступники? ". Я нашла ответ на свой вопрос: "Каждый ребенок приходит из семьи, в нем с раннего детства уже заложена модель взаимоотношений между людьми, между родителями. Эта заложенная программа будет сопровождать его всю жизнь... ".
Поэтому хочется сказать родителям: "Родители! Не спешите наказывать вашего ребенка, поищите причину его плохого поведения в себе самих".
Однако, несмотря на все подводные камни, семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Тенденция, которая наметилась в семьях, не может не радовать. Родители, особенно молодые, воспринимают и анализируют информацию о воспитании и методиках развития ребенка, применяют полученные знания на практике и стараются уделять своим детям больше внимания, чем им самим доставалось в детстве. Помните, что знания, представления о мире, привычки, заложенные семьей, останутся с человеком на всю жизнь и во многом станут определяющими условиями его поведения и успешной жизни.
Категория: Самопознание | Добавил: Mitrofanova (2016-12-03) | Автор: Митрофанова Ирина Ивановна E
Просмотров: 162 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-11-22, 3:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1530]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [516]
Научная кафедра [221]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [816]
Великие открытия [23]
Университет здоровья [132]
Математика [1203]
Химия [389]
Классному руководителю [663]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1822]
Краеведение [96]
Начальная школа [4028]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [387]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1600]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [469]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1211]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [222]
Физическая культура [547]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [411]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [84]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [41]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru