Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Связующая нить самопознания
Связующая нить самопознания.
Воспитывать – значит питать душу ребенка энергией своего сердца, неустанно развивая у своего воспитанника стремление к высокому, вопреки всем жизненным невзгодам. Поэтому важно, чтобы рядом был Учитель – человек, знающий, как жить и для чего жить, наделенный особым профессиональным взглядом, способный увидеть в каждом человеке его лучшее, его будущее.
Уже много лет в расписании занятий в детских садах, средних школах и высших учебных заведениях стоит предмет «Самопознание».
Целью изучения учебного предмета «Самопознание» является способствование познанию учащихся своего внутреннего мира и построения гармоничного отношения с собой и окружающим миром. Основной задачей предмета является раскрытие ценностного отношения к самому себе, людям и окружающей действительности.
Преподавать предмет могут учителя прошедшие специальные курсы, на которых изучались не только нормативные документы, но и особенности преподавания предмета.
Однажды после урока ученики мне сказали, что вы на уроке самопознания совсем другая. Не такая строгая, как на обычных уроках математики, русского языка. Стало интересно «Какая же я?» В чем особенность такого перевоплощения в глазах детей?
Изначально авторы программы говорили об особой роли учителя самопознания, о наличии у него особых качеств характера, коммуникабельности, доброжелательности.
Структура урока, формы, методы и приемы сильно отличаются от уже привычных уроков в общеобразовательной школе. Здесь нет привычных этапов.
Учителя считают предмет самопознания одним из трудных в смысле подготовки. Конечно, существует масса методических рекомендаций, различной литературы. Но порой сложно выбрать тот или иной прием, который был бы эффективным для всех учащихся. Ведь люди по-разному воспринимают музыку, картину, фильм. Нельзя требовать от них ответа, который бы устраивал всех. Трудно измерить уровень достижения цели урока. Ведь не всегда предлагаемые формы диагностики в полной мере раскрывают личностные качества ребенка, его отношение к окружающей действительности.
Каждый этап урока самопознания направлен на создание коллаборативной среды (доброжелательной, комфортной для всех) Поэтому здесь абсолютно неуместны строгий учительский тон, авторитарный стиль общения. Методы организации внимания, дисциплины должны основываться только на принципах убеждения, взаимопонимания и взаимоуважения. Нельзя пригрозить «двойкой» в дневник. Самопознание безоценочный предмет. Часто говорю своим ученикам, что оценку вам поставит жизнь. А сегодня на уроке мы отметим, как вы умеете слушать других, как относитесь к чужому мнению. Наблюдая за работой учащихся, в конце урока раздаю им «письма» со словами: «Ты умеешь слушать!», « У тебя есть чувство юмора», «Будь смелым!» « Спасибо за понимание!» «Ты меня порадовал». Дети с нетерпением ждут эти послания, читают их, делятся с товарищами.
Такой прием обратной связи помогает учителю решить проблему индивидуального подхода на уроке. Жаль, что оказалось неосуществимой идея деления класса на подгруппы на уроках самопознания. Совсем непросто в классе с тридцатью и более учащихся выслушать каждого. Трудно дать возможность робкому, молчаливому, стеснительному малышу собраться с мыслями и выступить перед классом. Поэтому учителю приходится применять такие формы общения, как игра, творческая деятельность, работа в малых группах. Учитель должен проявлять максимальный такт, не допускать критических замечаний, не торопить ребенка. Воспринимать маленького человека таким, какой он есть.
Как приятно слышать от мальчишки-непоседы: « Мне нравится ваш урок!» А девчонки радостно хлопают в ладоши, когда просят приготовиться к уроку самопознания. Значит, на прошлом занятии было что-то такое, что взволновало ребят, заставило их ждать продолжения. Как оправдать эти ожидания? Не потерять связующую нить учитель-ученик-самопознание. И тогда шаг за шагом, ступенька за ступенькой вместе с учителем ребенок научится путешествовать по стране самопознания. Овладеет необходимыми знаниями об истинных человеческих ценностях, умениями понимать собственный внутренний мир, осознавать качества своего характера. Находить ответы на вопросы: Какой я? Какие другие? Как жить среди людей и не бояться будущего?
Категория: Самопознание | Добавил: iraprima (2017-03-24) | Автор: Ирина E
Просмотров: 158 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-12-17, 10:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1533]
Школьный психолог [528]
История [745]
Опыт [517]
Научная кафедра [222]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [224]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [820]
Великие открытия [24]
Университет здоровья [132]
Математика [1207]
Химия [389]
Классному руководителю [665]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1831]
Краеведение [96]
Начальная школа [4037]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [388]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1608]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [474]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1214]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [549]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [85]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [44]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru