Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Открытое тренинговое занятие для учащихся 11-х классов при подготовки к ЕНТ
Тема: Встреча с собой и другими: тревога и ответственность.
Цель: содействие одиннадцатикла́ссникам в выработке индивидуальных способов поведения в преодолении ситуаций повышенной интеллектуальной ответственности за результат своего умственного труда.
Задачи: - развитие эмоционально-волевой сферы; - развитие внутреннего самовидения и на его основе формирование уверенности в себе, в собственные силы; - выработка навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях
Форма урока: тренинг
Оборудование: клубок ниток, ножницы, картонная коробка, ватман, листы А4, мусорное ведро.

Ход урока:
1. Орг. момент. Сообщение темы и цели урока. Сегодня на нашем тренинге мы с вами попробуем определить страхи, которые мешают вам в подготовки к ЕНТ, и справиться с ними. Выработаем рекомендации по подготовке к экзаменам.

2. Упражнение «Паутина»
Цель: организация позитивного на¬строя группы на работу; создание благоприятного климата группового взаимодействия.
Оснащение и реквизит: клубок толстой пряжи, ножницы.
Инструкция: «Сейчас каждый назовет свое имя и скажет, о чём мечтает в ближайшем будущем. Например: "Меня зовут Рита. Я мечтаю закончить четверть на отлично". Кто будет говорить первым, возьмет клубок. Сказав о себе, он передаст клубок другому, немного его размотав и придерживая нить у себя на коленях».
Ход работы. После представления, нить разрезается на кусочки и каждому участнику достаётся по одному кусочку. Ведущий предлагает завязать нить на руке мысленно загадав то желание которое ребята озвучили.
Примечание: Упражнение позволяет участникам лучше узнать друг друга и создает доброжелательную обстановку для работы группы.

3. Упражнение «Препятствие»
Цель: анализ способов преодоления препятствий на жизненном пути посредством метода предметной проекции ситуаций, расширение репертуара конструктивных моделей и образцов поведения.
Оснащение и реквизит: 2-3 большие картонные или пенопласто¬вые коробки, свободное пространство для манипулирования с ними.
Инструкция: «У каждого человека на жизненном пути встреча¬ются препятствия, которые он преодолевает. Пусть такое препятствие у нас символизирует картонная коробка. Давайте представим, что это линия жизненного пути (условно или мелом на полу обозначить ли¬нию), на которой в какой-то ее части нас ожидает встреча с препятствием. Сейчас каждый покажет, как он справляется с встречающимися жизненными трудностями. Каждый будет вести себя по отношению к коробке так, как он бы действовал в ситуации преодоления жизненной трудности (ведущий показывает и комментирует один из таких спосо¬бов). Перед демонстрацией способов преодоления трудностей участ¬нику нужно описать дорогу и препятствие. Следует также сказать, как бы ассоциативно воспринималось оно на ощупь (большое, мягкое, вязкое, липкое, втягивающее в себя), какого оно было бы размера, цвета, конфигурации».
Ход работы. Учащиеся описывают образные препятствия и свой жизненный путь и демонстрируют способы преодоления жиз¬ненных трудностей. После того, как каждый старшеклассник покажет свой вариант, обсуждается спектр поведения в ситуациях повышенной ответственности. Ведущему следует при обсуждении обратить внима¬ние на расширение репертуара поведения участников тренинга, на возможности и ресурсы каждого.
Примечания. Ведущий обобщает описания жизненных трудно¬стей молодых людей, оказывает поддержку посредством описательной обратной связи. Скрытая проекция в данном упражнении позволяет не только ведущему, но и самим участникам увидеть актуальные про¬блемы и наметить способы их разрешения. Это упражнение можно проводить и перед большими содержательными заданиями и после них, т. к. во время его выполнения старшеклассники могут отдохнуть и подвигаться.
В качестве логического продолжения данного упражнения ус¬пешно проводится и положительно воспринимается участниками группы задание «Конференция».

4. Упражнение «Конференция»
Цель: осознание способов совладания с повышенной ситуатив¬ной тревожностью, развитие умения выступать перед публикой.
Оснащение и реквизит: бумага, ручки, жесткие папки, стол с кафедрой (трибуна), стулья для зрителей.
Инструкция: «Сейчас мы разделимся на группы (по принципу выбора определённого фрукта). В группе вам необходимо составит рекомендации для старшеклассников, сдающих экзамены. А так же выступить со своим списком, защитить его».
Ход работы. За время, которое отводится на составление реко¬мендаций (10 минут), ведущий организует пространство, сооружает «трибуну».
Прежде чем выступит первый участник, дается инструкция всем: «Будьте внимательны, запоминайте, что было эф¬фективного и полезного в выступлениях участников. И после выступления каждой группы мы будем записывать самые полезные советы на плакате».
После выступления участники отмечают позитивные моменты и обсуждают общие рекомендации для старшеклассников, находящихся в ситуациях повышенной ответственности.
Примечание. Тема конференции может быть любой, в том числе связанной с актуальными переживаниями старшеклассников в ситуа¬ции повышенной социально-интеллектуальной ответственности.

5. Упражнение «Мусор»
Цель: отреагирование негативных переживаний, возникающих в напряженных ситуациях повышенной интеллектуальной ответствен¬ности.
Оснащение и реквизит: ненужные, испорченные листки бумаги (черновики, старые чеки, талоны, квитанции, обертки от конфет и т.д.), ручки, мусорное ведро.
Инструкция: «Зачастую у нас с ситуацией сдачи экзаменов свя¬заны неприятные чувства, мысли. Они нам мешают, из-за них мы даже экзамены сдаем хуже. Сейчас мы совершим ритуал утилизации отри¬цательных переживаний и мыслей, которые приходят в голову в си¬туациях, вызывающих повышенную тревогу. Для этого на ненужной бумаге напишем все неприятное. Желательно писать некрасиво, не¬брежно, можно левой рукой».
Ход работы. После того, как участники напишут все плохое, они торжественно это «утилизируют» - рвут на мелкие кусочки бума¬гу и бросают ее в мусорное ведро. Примечание. Упражнение помогает не только отреагировать не¬гативные эмоции, но и увидеть конструктивные способы выхода из ситуации повышенной ответственности.

6. Рефлексия
Участники обсуждают чувства, мысли, возникшие в ходе проде¬ланной работы. Рефлексия проходит в виде фронтального опроса. Ребята отвечают на следующие вопросы: - Какую полезную информацию вы получили на уроке? Какие трудности у вас возникли в входе выполнения заданий? Как вы считаете, что у вас получилось лучше всего? Какие у вас эмоции и чувства на данный момент?
7.«А теперь, в знак исполнений всех вами загаданных желаний предлагаю разрезать наши ниточки».
Категория: Самопознание | Добавил: Afinka (2012-02-22) | Автор: Толмачёва Евгения
Просмотров: 1936 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-04-28, 8:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru